География. 5 класс

Начальный курс географии, 5 класс.

По географии

Учебный год 2018 – 2019

Классы 5

Количество часов по учебному плану ОУ: всего  34, в неделю  1

Плановых контрольных работ: 5

Планирование составлено на основеА.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя –География: программа: 5 – 9 классы – М: Вентана – Граф, 2012..;

Учебник: А.А. Летягин  География. Начальный курс. 5 класс- М: Вентана - Граф, 2014.

 

Календарно – тематическое планирование (при реализации программ в соответствии с ФГОС):

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности

Вид контроля

УУД деятельность учащихся

 

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1-2

 

 

География — одна

из наук о планете Земля

 

Урок «открытия» новых знаний

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

знать: география, географический объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка;

    объяснять и использовать в решении учебных  задач: географический объект, компас;

   приводить примеры выдающихся открытий и путешествий

УО

 П.р. (Наблюд

ение за географическими объектами своей местности)

 

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

3

 

 

Наблюдения — метод географической науки

Комбинированный урок

 

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

оценивать прогноз погоды по народным приметам;

знать: горизонт, наблюдение

УО, Сб

П.р.

(Наблюдение за изменением напрвления и длины тени гномона в течении некоторого времени

 

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Проводить наблюдение за изменением тени гномона[1]

Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

Планета Земля (4 ч)

4

 

 

Земля среди других планет Солнечной системы

Урок усвоения новых знаний

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система;

приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными

П.р. (Измерение земной окружности по глобусу (экватор , два противоположных меридиана)

 

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

5-6

 

 

Движение Земли по околосолнечной орбите

Комбинированный урок

 

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

УО

ПО

Сб

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы»

7

 

 

Суточное вращение Земли

Комбинированный урок

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

П.р. (Составление рассказа по плану о четырех особых положениях земли)

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

Геосферы Земли (25 ч)

Литосфера (8 ч)

8

 

 

Слои «твёрдой» Земли

Урок усвоения новых знаний

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Знать и объяснять:  литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология;

 

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.

 

составлять описание гор и равнин, их географического положения.

 

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников.

 

Строить модель «твердой» Земли

Создавать модель литосферных плит

 

 

К.р. 1

УО

ХП

ПРУ

 

Строить модель «твёрдой» Земли

9

 

 

Вулканы Земли

 

Комбинированный урок

 

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

П.р.

(Обозначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит)

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

10-11

 

 

Из чего состоит земная кора

 

Комбинированный урок

 

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

П.р. (Работа с коллекцией горных пород и минералов )

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

12

 

 

Строение земной коры. Землетрясения

Комбинированный урок

 

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

УО

ХП

ПРУ

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

13-14

 

 

Рельеф земной поверхности

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Изготавливать самодельный нивелир, определять относительную высоту холма

 

 

 

Изучение полезных ископаемых своей местности

 

П.р. (Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира)

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

15

 

 

Человек и литосфера

Комбинированный урок

 

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

П.р. (Работа с коллекцией горных пород и минералов)

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов.  Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

Атмосфера (4 ч)

16

 

 

Воздушная оболочка Земли

Комбинированный урок

 

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Знать и обяснять виды  атмосферных осадков, атмосфере и

возможных

 действий в

а чрезвычайных

 ситуациях и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков,

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 2.

 

УО

ХП

ПРУ

 

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

17-18

 

 

Погода и метеорологические наблюдения

Урок комплексного применения знаний и умений

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»

УО

ХП

ПРУ

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

19

 

 

Человек и атмосфера

Урок комплексного применения знаний и умений

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

УО

П.р.

(Составление прогноза погоды по народным приметам)

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)

Водная оболочка Земли (7 ч)

20-21

 

 

Вода на Земле

Урок усвоения новых знаний

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;

 

устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;

 

 приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях;

составлять описание океанов и рек по плану.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Проводить воображаемое путешествие по Волге

Проводить опыт для определенияя скорости просачивания воды через образцы пород

Контрольная работа 3.

УО

СР

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

22

 

 

Мировой океан — главная часть гидросферы

Комбинированный урок

 

 

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

П.р. (Обозначение на к/к основных объектов гидросферы  океаны, моря , заливы , проливы)

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

23

 

 

Воды суши. Реки

Комбинированный урок

 

 

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

П.р (Обозначение на к/к основных объектов гидросферы  реки

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

24-25

 

 

Озёра. Вода в «земных кладовых»

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

УО,СР

П.р (Обозначение на к/к основных объектов гидросферы  (озера))

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

26

 

 

Человек и гидросфера

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

 

УО,СР

 

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

Биосфера (6 ч)

27

 

 

Оболочка жизни

Урок усвоения новых знаний

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Знать  и объяснять: биосфера,  палеонтология, биогеография,  экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник;

 

устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин.

 

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

 

Контрольная работа 4.

 

УО

СР

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

28

 

 

Жизнь в тропическом поясе

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

П.р. (Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу)

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

29

 

 

Растительный и животный мир умеренных поясов

Комбинированный урок

 

 

Степи. Лиственные леса. Тайга

УО

ХП

ПРУ

 

Создавать игры биогеографического содержания

30

 

 

Жизнь в полярных поясах и в океане

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

П.р. Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

31-32

 

 

Природная среда. Охрана природы

Комбинированный урок

 

 

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником

УО

ХП

ПРУ

 

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

33-34

 

 

Урок обобщающего повторения

Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

Контрольная работа 5