Начальный курс географии, 5 класс.
По географии
Учебный год 2018 – 2019
Классы 5
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1
Плановых контрольных работ: 5
Планирование составлено на основе: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя –География: программа: 5 – 9 классы – М: Вентана – Граф, 2012..;
Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс. 5 класс- М: Вентана - Граф, 2014.
Календарно – тематическое планирование (при реализации программ в соответствии с ФГОС):
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля |
УУД деятельность учащихся |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) |
||||||||
1-2 |
|
|
География — одна из наук о планете Земля
|
Урок «открытия» новых знаний |
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии |
знать: география, географический объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка; объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас; приводить примеры выдающихся открытий и путешествий |
УО П.р. (Наблюд ение за географическими объектами своей местности)
|
Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли |
3 |
|
|
Наблюдения — метод географической науки |
Комбинированный урок
|
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом |
оценивать прогноз погоды по народным приметам; знать: горизонт, наблюдение |
УО, Сб П.р. (Наблюдение за изменением напрвления и длины тени гномона в течении некоторого времени
|
Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. Проводить наблюдение за изменением тени гномона[1] |
Земля как планета Солнечной системы (4 ч) |
||||||||
Планета Земля (4 ч) |
||||||||
4 |
|
|
Земля среди других планет Солнечной системы |
Урок усвоения новых знаний |
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования |
Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система; приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными |
П.р. (Измерение земной окружности по глобусу (экватор , два противоположных меридиана)
|
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли |
5-6 |
|
|
Движение Земли по околосолнечной орбите |
Комбинированный урок
|
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги |
УО ПО Сб |
Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы» |
|
7 |
|
|
Суточное вращение Земли |
Комбинированный урок |
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле |
П.р. (Составление рассказа по плану о четырех особых положениях земли) |
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли |
|
Геосферы Земли (25 ч) |
||||||||
Литосфера (8 ч) |
||||||||
8 |
|
|
Слои «твёрдой» Земли |
Урок усвоения новых знаний |
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин |
Знать и объяснять: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология;
устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.
составлять описание гор и равнин, их географического положения.
Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников.
Строить модель «твердой» Земли Создавать модель литосферных плит
|
К.р. 1 УО ХП ПРУ
|
Строить модель «твёрдой» Земли |
9 |
|
|
Вулканы Земли |
Комбинированный урок
|
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры |
П.р. (Обозначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит) |
Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы |
|
10-11 |
|
|
Из чего состоит земная кора |
Комбинированный урок
|
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы |
П.р. (Работа с коллекцией горных пород и минералов ) |
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов |
|
12 |
|
|
Строение земной коры. Землетрясения |
Комбинированный урок
|
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения |
УО ХП ПРУ |
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы |
|
13-14 |
|
|
Рельеф земной поверхности |
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов |
Изготавливать самодельный нивелир, определять относительную высоту холма
Изучение полезных ископаемых своей местности
|
П.р. (Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира) |
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности |
15 |
|
|
Человек и литосфера |
Комбинированный урок
|
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые |
П.р. (Работа с коллекцией горных пород и минералов) |
Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы |
|
Атмосфера (4 ч) |
||||||||
16 |
|
|
Воздушная оболочка Земли |
Комбинированный урок
|
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы |
Знать и обяснять виды атмосферных осадков, атмосфере и возможных действий в а чрезвычайных ситуациях и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков,
|
Контрольная работа 2.
УО ХП ПРУ
|
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром |
17-18 |
|
|
Погода и метеорологические наблюдения |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска» |
УО ХП ПРУ |
Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами |
|
19 |
|
|
Человек и атмосфера |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере |
УО П.р. (Составление прогноза погоды по народным приметам) |
Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) |
|
Водная оболочка Земли (7 ч) |
||||||||
20-21 |
|
|
Вода на Земле |
Урок усвоения новых знаний |
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле |
знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;
устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;
приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях; составлять описание океанов и рек по плану. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Проводить воображаемое путешествие по Волге Проводить опыт для определенияя скорости просачивания воды через образцы пород |
Контрольная работа 3. УО СР |
Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды |
22 |
|
|
Мировой океан — главная часть гидросферы |
Комбинированный урок
|
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане |
П.р. (Обозначение на к/к основных объектов гидросферы океаны, моря , заливы , проливы) |
Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
|
23 |
|
|
Воды суши. Реки |
Комбинированный урок
|
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады |
П.р (Обозначение на к/к основных объектов гидросферы реки |
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек |
|
24-25 |
|
|
Озёра. Вода в «земных кладовых» |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды |
УО,СР П.р (Обозначение на к/к основных объектов гидросферы (озера)) |
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника |
|
26 |
|
|
Человек и гидросфера |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» |
|
УО,СР
|
Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
Биосфера (6 ч) |
||||||||
27 |
|
|
Оболочка жизни |
Урок усвоения новых знаний |
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле |
Знать и объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник;
устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах; выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников
|
Контрольная работа 4.
УО СР |
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов |
28 |
|
|
Жизнь в тропическом поясе |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни |
П.р. (Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу) |
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания |
|
29 |
|
|
Растительный и животный мир умеренных поясов |
Комбинированный урок
|
Степи. Лиственные леса. Тайга |
УО ХП ПРУ
|
Создавать игры биогеографического содержания |
|
30 |
|
|
Жизнь в полярных поясах и в океане |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане |
П.р. Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника |
Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных |
|
31-32 |
|
|
Природная среда. Охрана природы |
Комбинированный урок
|
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником |
УО ХП ПРУ
|
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы |
|
33-34 |
|
|
Урок обобщающего повторения |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
|
Контрольная работа 5 |
|