География. 6 класс

Начальный курс географии, 6 класс.

По географии

Учебный год 2018 – 2019

Классы 6

Количество часов по учебному плану ОУ: всего  34, в неделю  1

Плановых контрольных работ: 5

Планирование составлено на основеА.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя –География: программа: 5 – 9 классы – М: Вентана – Граф, 2012..;

Учебник: А.А. Летягин  География. Начальный курс. 6 класс- М: Вентана - Граф, 2014.

 

Календарно – тематическое планирование (при реализации программ в соответствии с ФГОС):

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности

Вид контроля

УУД деятельность учащихся

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)

1

 

 

Начало географического

познания Земли

Изучение нового материала.

 

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

 

 

Фронтальный опрос

Строить модель гномона.

Измерять высоту Солнца над горизонтом.

Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта»

2

 

 

География в Средние века (Европа)

Комбинированный.

 

 

Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Фронтальный опрос

Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.

Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе[1]

3

 

 

География в Средние века (Азия)

Комбинированный.

 

Географические достижения в Китае и на арабском Востоке

Использовать понятия компас для решения учебных задач по визированию и определению направлений на стороны горизонта

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Изучать устройство компаса.

Создавать модель компаса.

Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу

4

 

 

Великие географические открытия

Комбинированный.

 

 

Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Работать с топонимическим словарём.

Создавать игру «Материки и части света»

5

 

 

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

Комбинированный.

 

 

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы.

Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции

6

 

 

Современные географические исследования

Комбинированный.

 

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа№1

Изучать изображения Земли из космоса.

Работать по освоению «языка» космических снимков

Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

7

 

 

Изображения земной поверхности

Изучение нового материала

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности,

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана

 

 

Контрольная работа 1.

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности

8

 

 

Ориентирование на местности

Комбинированный.

 

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, Определять по плану направления и местоположение географических объектов

Использовать понятия план местности, азимут, для решения учебных задач по ориентированию на местности,

Практическая работа №1

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определять среднюю длину своего шага.

Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке

9

 

 

Топографический план и топографическая карта

Комбинированный.

 

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб,

Определять по плану расстояния Использовать понятия масштаб, для решения учебных задач по  составлению плана местности (маршрута

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Создавать игру «Топографическое домино».

Проводить чемпионат по топографическому домино

10

 

 

Как составляют топографические планы и карты

Комбинированный.

 

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Использовать понятия план местности, азимут, масштаб, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута) Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков

Практическая работа №2

Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

11

 

 

Изображение  рельефа на топографических планах и картах

Комбинированный.

 

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Знать и объяснять существенные признаки понятий: абсолютная и относительная высота. Использовать понятия, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по определению относительных высот на местности по чтению плана

Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.

Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.

Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа

12

 

 

Виды планов и их использование

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)

Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа№2

Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».

Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

13

 

 

Глобус — модель Земли

Изучение нового материала

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, глобус.

Использовать понятия масштаб для решения учебных задач по определению расстояний

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  глобуса, их различия по масштабу

 

Контрольная работа 2.

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг

14-15

 

 

Географические координаты

Комбинированный

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

Определять по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.

Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

16

 

 

Определение расстояний и высот по глобусу

комбинированный

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Определять по глобусу расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, и местоположение географических объектов

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.

Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг».

Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики

17

 

 

Географическая карта

комбинированный

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, географическая карта,

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изучать правила работы с контурными картами.

Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты

18

 

 

Географические карты и навигация в жизни человека

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа№3

Создавать игру «Картографическое домино».

Изготавливать самодельный эклиметр.

Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проводить чемпионат по картографическому домино.

Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)

Геосферы Земли (15 ч)

Литосфера (5 ч)

19

 

 

Минералы

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора.

.

.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Контрольная работа 3.

 

Практическая работа №3

Работать с коллекцией минералов и горных пород.

Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»

20

 

 

Выветривание и перемещение горных пород

комбинированный

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Заочно знакомиться с известняковыми пещерами.

Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита.

Наблюдать первые результаты опыта

21

 

 

Рельеф земной поверхности. Горы суши

комбинированный

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира

Знать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф, горы,

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами Приводить примеры форм рельефа суши Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, Составлять описание гор , их географического положения

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.

Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке

22

 

 

Равнины и плоскогорья суши

комбинированный

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира

Знать и объяснять существенные признаки понятий:  равнины

Приводить примеры форм рельефа суши Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, Составлять описание равнин, их географического положения

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.

Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке

23

 

 

Рельеф дна Мирового океана

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф

Приводить примеры форм дна Мирового океана

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа№4

Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.

Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода

Атмосфера (6 ч)

24

 

 

Как нагревается атмосферный воздух

Изучение нового материала

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению суточной температуры воздуха

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

 

 

Контрольная работа 3.

 

Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.

Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснять отмеченные различия

25

 

 

Атмосферное давление

комбинированный

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера

Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению атмосферного давления

Устанавливать взаимосвязи между температурой воздуха и атмосферным давлением

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения давления воздуха, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.

Измерять атмосферное давление на разных этажах здания.

Определять высоты по разности атмосферного давления

26

 

 

Движение воздуха

Комбини рованный

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны

Знать и объяснять существенные признаки понятий: ветер

.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.

Приводить примеры ветров различного направления Определять по статистическим данным преобладающие направления ветра.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения направления и скорости ветра

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах.

Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Изготавливать воздушный шар

27-28

 

 

Вода в атмосфере

комбинированный

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года

Знать и объяснять существенные признаки понятий водяной пар, влажность воздуха

Использовать понятия водяной пар, влажность воздуха для решения учебных задач по определению условий образования тумана

Приводить примеры видов облаков

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения видов облаков

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосферные осадки

Использовать понятия атмосферные осадки, для решения учебных задач по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Приводить примеры видов атмосферных осадков

 Определять по статистическим данным характер годового хода атмосферных осадков.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения атмосферных осадков

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

 

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.

Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».

Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

29

 

 

Климат

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели

Знать и объяснять существенные признаки понятий: климат

Отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы

 Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Составлять карты климатических рекордов Земли.

Анализировать основные климатические показатели своей местности

Гидросфера (2 ч)

30

 

 

Воды Мирового океана

Усвоения новых знаний

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения

Использовать понятия гидросфера, океан, море для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,

Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов

Составлять описание океанов, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

 

Контрольная работа 4

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».

Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.

Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке

31

 

 

Воды суши

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки,

Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по происхождению озёрных котловин

Отбирать источники географической информации для составления описаний  рек

Составлять описание  рек, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для источников питания и режима реки.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

 

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

32

 

 

Биологический круговорот. Почва

комбинированный

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах

Использовать понятия биосфера для решения учебных задач по определению механического состава почвы.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы,

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.

Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»

 

Географическая оболочка Земли (1 ч)

33

 

 

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

комбинированный

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки.

Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, раса.

Использовать понятия географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, природно-хозяйственный комплекс, раса для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.

Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли.

Приводить примеры представителей различных рас.

Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе

Составлять описание представителей различных рас.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.

Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»

34

 

 

Обобщающее повторение

Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, Письменный опрос.

Итоговый тест.приводить примеры.

Контрольная работа 5