География. 8 класс

Календарно – тематическое планирование

8 класс

 

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Вид контроля

Практическая работа

Введение – 1час

1.     

 

 

Что изучает география России

Знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической

 Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально – экономических, экологических проблем страны

 

 

 

Раздел -1. Территория России – 14 часов

2.     

 

 

ГП и его виды

Понимать связь между ГП и другими компонентами природы, определять поясное время; знать основные типы и виды границ.

Уметь приводить примеры

Знать: понятие «территориальные воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства.

Уметь: показать границу России и назвать её соседей

 

 

 

 

3.     

 

 

Размеры территории и природно- ГП России

 

 

 

4.     

 

 

ЭГП и транспортное ГП России

 

 

1-Характеристика ГП России. Сравнение  ГП России  с ГП других стран

5.     

 

 

Геополитическое положение, этнокультурное и эколого- ГП России

 

 

 

6.     

 

 

Гос. Территория России. Типы границ

 

 

 

 

7.     

 

 

Сухопутные и  морские границы

 

 

 

8.     

 

 

Различи во времени на  территории РФ

 

 

2-Определение поясного времени для различных пунктов России

9.     

 

 

Государственное устройство  и территориальное деление РФ

 

 

 

10.  

 

 

Повторение и обобщение по теме: «Географическое положение РФ»

 

 

 

История заселения, освоения и исследования территории России -5 часов

11.  

 

 

Заселение и освоение территории России в 9-12 вв

 

Знать: историю освоения и заселения территории России; формирование  государственной территории России; изменения границ страны в разное время

 

 

 

12.  

 

 

Заселение и хоз-ое освоение территории России 13-19 вв

 

 

 

13.  

 

 

Географическое исследование России

 в18-19вв

 

 

 

14.  

 

 

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20вв

 

 

 

 

15.  

 

 

Обобщение по теме: история освоения, заселения и исследования территории России.

 

 

 

 

Раздел 2  Природа России

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы -6 часов

16.  

 

 

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

Знать: основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмические опасные территории

Уметь: показать их на карте и объяснить причины такого размещения

 

 

 

17.  

 

 

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры

 

 

3-Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

18.  

 

 

Рельеф и полезные ископаемые, их зависимость от строения земной коры

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру) уметь показывать эти объекты на карте

 

 

 

19.  

 

 

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа, уметь приводить  примеры стихийных явлений, связанных с литосферой, объяснять существенные признаки явлений

 

 

 

20.  

 

 

Литосфера. Рельеф. Человек

 

 

 

21.  

 

 

Обобщение по теме: рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

 

 

 

Климат и агроклиматические ресурсы – 6 часов +1

22.  

 

 

Условия формирования климата

Знать факторы определяющие климат России

Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов

 

 

 

23.  

 

 

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны.

 

 

 

24.  

 

 

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России, коэффициент увлажнения

Понимать распределение тепла и влаги

Уметь анализировать карты

 

 

 

25.  

 

 

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России, коэффициент увлажнения

 

 

4-Определение по картам закономерностей распределения компонентов климата по территории страны

26.  

 

 

Климатические пояса,  типы климатов

Знать характеристику типов климата

Уметь составлять прогнозы погоды

 

 

5-Определение по синоптической карте особенностей погоды. Составление прогноза погоды

27.  

 

 

Климат и человек

Знать понятие «комфортность» климатических условий

Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

 

 

6-Оценка основных климатических показателей одного из региона страны для характеристики условий жизни  и хозяйственной деятельности населения

28.  

 

 

Обобщение по теме:  климат и агроклиматические ресурсы

 

 

 

 

Внутренние воды – 6 часов

29.  

 

 

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся  работы реки; номенклатуру; распределение рек по бассейнам океанов

Уметь показывать объекты на карте

 

 

 

30.  

 

 

Зависимость речной сети от климата

 

 

7-Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

31.  

 

 

Озёра. Ледники. Болота. Подземные воды

 

 

 

32.  

 

 

Многолетняя мерзлота

 

 

 

33.  

 

 

Воды и человек . водные ресурсы

Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

 

 

 

34.  

 

 

Обобщение по теме: внутренние воды и водные ресурсы

 

 

 

Почвы и почвенные ресурсы

35.  

 

 

Почва- особое природное образование

Знать понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв

Уметь объяснять существенные признаки почв

 

 

 

36.  

 

 

Главные типы почв и их размещение по территории России

Знать закономерности распространения почв

Уметь анализировать карту почв

 

 

 

37.  

 

 

Почвенные ресурсы. Почвы  и человек

Знать значение почв, охрану почв, что такое мелиорация земель

Уметь приводить примеры

 

 

 

38.  

 

 

Обобщение по теме: почвы и почвенные ресурсы

Знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации, уметь объяснять процессы почвообразования

 

 

 

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3 часа

39.  

 

 

Растительный и животный мир

Знать Растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик;  уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

 

 

 

40.  

 

 

Биологические ресурсы

Знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране

Уметь прогнозировать использование  и  охрану природных ресурсов

 

 

 

41.  

 

 

Обобщение по теме: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

 

 

 

 

Природные различия на территории России – 8 часов

42.  

 

 

Природные комплексы

Знать, что такое природно – хозяйственные зоны;  роль Докучаева В.В. и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах

 

 

 

43.  

 

 

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

 

 

 

44.  

 

 

Северные безлесные природные зоны

Знать характеристику Арктики, природные ресурсы и хозяйственное освоение природных зон их экологические проблемы

Уметь составлять характеристику разных территорий на основе разнообразных источников

 

 

 

45.  

 

 

Лесные зоны. Тайга 

Знать природные зоны; уметь выделять их существенные признаки

Уметь объяснять причину различий природных зон

 

 

 

46.  

 

 

Смешанные  и широколиственные леса

 

 

8-Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

 

47.  

 

 

Южные безлесные зоны: степи, п/пустыни и пустыни

 

 

 

48.  

 

 

Высотная поясность

Знать понятие «высотная поясность», объяснять существенные признаки

 

 

 

49.  

 

 

Обобщение по теме: «Природные различия на территории России»

 

 

 

Крупные природные комплексы и охрана окружающей среды – 4 часа

50.  

 

 

Моря как крупные природные комплексы

Знать понятие «ПТК», географические районы России;

Уметь объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов

Знать заповедники России (номенклатура)

Уметь показывать их на карте

 

 

 

51.  

 

 

Природно – хозяйственные различия российских морей

 

 

 

52.  

 

 

Особо охраняемые природные территории РФ

 

 

 

53.  

 

 

Повторение и обобщение по теме «Крупные природные комплексы и охрана окружающей среды

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Население России – 11 часов

54.  

 

 

Численность и воспроизводство населения в России

Знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность

Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям

 

 

 

55.  

 

 

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

Знать своеобразие половозрастного состава населения.

Уметь объяснять причины социальных процессов

 

 

 

56.  

 

 

Этнический и языковой состав населения России

Знать народы, основные религии, языковые семьи

Уметь приводить примеры , работать с картой

 

 

9-Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно – территориальным  делением РФ.

 

57.  

 

 

Культурно – исторические особенности народов России. География основных религий

 

 

 

58- 59.

 

 

Особенности урбанизации в России. Городское население

Концентрация населения в крупных городах, обострение в них социально- экономических, экологических проблем. Городские агломерации

 

 

 

     60.

 

 

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

Уметь объяснять признаки социальных явлений, приводить примеры, анализировать карты

 

 

 

61.

 

 

Миграции населения в России

Знать понятие «миграции» её виды. Приводить  примеры

 

 

 

62.

 

 

Размещение населения в России

Знать понятие «трудовые ресурсы, экономически активное население, занятость, уметь приводить примеры

 

 

 

63.

 

 

Занятость населения

 

 

 

10- Определение по статистическим материалам тенденции изменения,  доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

 

64.

 

 

Обобщение по теме «Население»

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. Природный фактор в  развитии России -4 часа

65.

 

 

Влияние природы на развитие общества

Знать влияние природного фактора на развитие общества

 

 

 

66.

 

 

Природные ресурсы

 

 

 

67.

 

 

Природно- ресурсный потенциал

 

 

 

68.

 

 

Повторение и обобщение