1.Пояснительная записка
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины.
Изучение географии в 10-11 классе направлено на достижение следующих основных задач:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минообразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 кл.-М.: Дрофа, 2010
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
- Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2014.
- Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2012.
- Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2014.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2014 г.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 69 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Рабочая программа рассчитана на 69 учебных часов из них 35 часов в 10-м классе, 34 часа- в 11 классе. (1 час в неделю)
Формы и виды контроля:
тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные карты.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- 3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
- 4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
- 5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
- 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
- 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
- 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
- 9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
- 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
- 11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- 6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- 8) смысловое чтение;
- 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- 11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- 1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- 2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- 3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
- 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- 8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если
учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно .Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения
к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все
географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
- Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
- При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
- Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
- Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
- Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
- Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
- Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
- Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
- Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
- Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта
должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
- На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
- Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
- Содержание рабочей программы
10 класс (1ч. в неделю)
Введение.(1час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
ЧастьI. Общая характеристика мира (34 часа)
Тема 1: Современная политическая карта мира. (5 часов)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Тема3:География населения мира. (7часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы № 1
«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».
Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (5 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы № 2
«Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг».
11 класс (1 час в неделю)
Часть II. Региональная характеристика мира.(27 час)
Тема 6: Зарубежная Европа. (6 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.
Практическая работа № 1
«Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)».
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (9 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.
Тема 8: Африка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 9: Северная Америка. (5 часов)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Тема 10: Латинская Америка. (3 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
Тема 11. География России (3 часа)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место России в мировом хозяйстве.
Тема 12: Глобальные проблемы человечества. (4 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Практическая работа: Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.
- Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов |
Практические работы |
10 класс |
||
Введение |
1 |
|
Общая характеристика мира |
34 |
2 |
11 класс |
||
Региональная характеристика мира |
27 |
1 |
География России |
3 |
|
Глобальные проблемы человечества |
4 |
1 |
ИТОГО |
69 |
3 |
- Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
- основные источники географической информации,
- методы изучения Земли,
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
- различия между планом местности, картой, глобусом,
- современные способы создания карт,
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
- обозначать и надписывать их на контурной карте,
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
- описание образа природных объектов,
- описание природных объектов по типовому плану,
- описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
- определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
- представлять результаты измерений в разной форме,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное
значение природы
Перечень обязательной географической номенклатуры 10-11 класс
Страны монархии:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран:
Развитые страны:
«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия:Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка:Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта
Страны мира, богатые:
Нефтью газом, каменным углем, железными рудами, земельными ресурсами, водными ресурсами,
Лесными ресурсами северного и южного пояса.
Страны мира:
крупнейшие по численности населения, с наибольшей продолжительностью жизни, страны с наиболее высоким естественным приростом, страны с отрицательным естественным приростом.
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
Страны-лидеры:
по выработке электроэнергии, по производству алюминия, по добыче нефти, газа, угля, железных руд, по выплавке стали, по производству алюминия, по производству
автомобилей, по производству станков, по производству химических волокон, по производству хлопчатобумажных тканей, по производству пшеницы, кукурузы, риса, сахарной свеклы, сахарного тростника, хлопка, чая, кофе, какао, крупного рогатого скота, овец, свиней, по размерам торгового флота.
Морские порты:
Лондон, Роттердам, Шанхай, Токио, Осака, Нью-Йорк, и др.
Европа: Россия (Москва), Франция (Париж), Великобритания (Лондон), Италия (Рим), Германия (Берлин), Исландия (Рейкъявик), Швеция (Стокгольм), Норвегия (Осло), Финляндия (Хельсинки), Дания (Копенгаген), Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Швейцария (Берн), Австрия (Вена), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Болгария (София), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Югославия (Белград), Словакия (Братислава), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон), Греция (Афины), Люксембург, Монако, Ватикан.
Азия: Турция (Анкара), Иордания, Сирия (Дамаск), Израиль (Иерусалим), Япония (Токио), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Йемен, Ирак (Багдад), Иран (Тегеран), Афганистан (Кабул), Пакистан (Исламабад), Индия (Дели), Непал, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия (Джакарта), Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Корея (Сеул), Китай (Пекин), Монголия.
Америка:Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико), Куба (Гавана), Венесуэла, Аргентина (Буэнос-Айрес), Чили (Сантьяго), Перу (Лима), Никарагуа, Панама, Ямайка, Колумбия, Уругвай, Боливия. Эквадор.
Африка: Ливия, Тунис, Марокко, Алжир (Алжир), Египет(Каир), Эфиопия (Адисс-Абеба), Нигерия (Абуджа), Нигер, Чад, Танзания, Ботсвана, Камерун, Кот-д‘Ивуар, Гана, Сомали, Конго (Киншаса), Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР (Претория), Зимбабве, Мадагаскар.
Австралия и Океания: Австралийский Союз (Канберра), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея.
- Литература и средства обучения
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 11 и 12 издания.
Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС. 2013. Раздел 9. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Углубленные материалы по курсу 10 класса. Ярославль, Изд."Верхняя Волга". Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2013-2014 . Издание 2-е. 1, 2 части. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2014 Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2014. Издание 2-е. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2014. 2-е издание Раковская Э.М., Баринова И.И. 'Природа России. Учебник для 8 класса. -М.: Просвещение. § I. Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. § 46. Дронов В.П., Ром В.Я. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса. - М.: Дрофа, 4 2, § 15. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. 2013. Часть I. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11 класса. - М. : АСТ-пресс школа, 2012. Главы 5 и 6, Экономическая и социальная география./ Автора: М.М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2013. Глава I. стр. 30 - 34, глава 2, стр. 40 - 58.
- Календарно-тематический план.
1 час в неделю, 10 класс
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Коли-чество часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
|
Цель темы раздела: сформировать представления об экономической и социальной географии мира.
|
||||||||||
|
Введение (1ч) |
Введение |
1 |
Вводный урок |
Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностью учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира. |
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. |
Текущий |
|
Учебник, с. 5-6 |
|
Цель темы раздела: сформировать представление о разнообразии стран современного мира |
|
|||||||||
1 |
Общая характеристика мира (34 часа) |
Тема 1. Современная политическая карта мира (5часов)
Этапы формирования политической карты мира. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно- территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире. |
Знать: Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Текущий |
Изменения на политической карте мира (по сводкам новостей) |
Тема 1. Параграф 1 |
|
Типология стран мира |
2
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.1.параграф 1 |
||||||
Государственный строй стран мира. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.1. параграф 1. Рабочая тетрадь с.4-5 . Повторить параграфы 1.2. |
|
|||||
Обобщение знаний по теме: «Современная политическая карта мира» |
1 |
Урок обобщения и систематизация знаний |
Обобщающий урок |
Умение работать в группах и индивидуально |
Итоговый |
Рабочая тетрадь с.3, 6,7 |
|
|||
|
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6часов)
Взаимодействие общества и природы.
|
1
|
Урок открытия нового знания |
Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользования. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология |
Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. УметьОпределять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. |
Текущий |
Влияние международных организаций на решение проблем окружающей среды (по сводкам новостей) |
Тема 2 параграф 1 |
|
|
|
Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Тема 2 параграф 2 п.1.2. |
|
||||
Земельные и водные ресурсы стран мира.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Тема 2 параграф 2 п.3.4. |
|
|||||
Биологические, климатические и рекреационные ресурсы. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Тема 2 параграф 2 п.5.8., рабочая тетрадь с. 8-9 (№6) |
|
|||||
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.
|
1 |
Комбинированный |
Антропогенное загрязнение окружающей среды, решение природоохранных проблем. |
Текущий |
Тема 2 параграф 3; повторить параграфы 1.2. |
|||||
Обобщение знаний по теме: «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. |
1 |
Урок обобщения систематизация знаний |
Обобщающий урок |
Умение работать в группах и индивидуально |
Итоговый |
рабочая тетрадь с. 7, 10, 11 |
||||
География населения мира. (7часов)
Численность и воспроизводство населения |
2 |
Урок открытия нового знания |
Численность населения. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства населения |
Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. |
Текущий |
|
Т.3. параграф 1 |
|
||
Состав (структура) населения |
1 |
Комбинированный урок |
Половой состав. Возрастной состав населения. Религиозный состав населения |
Текущий |
Т.3 параграф 2 |
|
||||
|
|
Размещение и миграции населения
|
1 |
|
|
|
|
|
||
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений Пр.работа №1:«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».
|
1 |
Практикум |
Размещение и плотность населения. Миграции населения |
Текущий |
Т.3. параграф 3 |
|||||
Городское и сельское население. Население и окружающая среда. |
1 |
Комбинированный урок |
Городское и сельское население. Понятие об урбанизации |
Текущий |
Т.3 параграф 4, повторить параграфы 1.2.3. |
|
||||
Обобщение по теме «Население мира» |
1 |
Урок обобщения систематизация знаний |
Обобщающий урок |
Итоговый |
Рабочая тетрадь с.12-17 |
|
||||
|
Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (5 часов)
Характеристика НТР.
|
1 |
Урок открытия нового знания |
Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством |
Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень териториальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий |
Текущий |
Техника и оборудование. |
Т.4 параграф 1 |
|
|
Мировое хозяйство.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т. 4 параграф 2 п.1.2.3. |
|
|||||
Территориальная структура хозяйства и региональная политика. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
|
Т.4 параграф 3 п.1 |
|
||||
Воздействие НТР на мировое хозяйство. Факторы размещения производительных сил |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Т.4 параграф 3 п.2.3.4.5 повторить параграфы 1.2.3. |
||||||
|
|
|||||||||
Обобщение знаний по теме: «НТР и мировое хозяйство» |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Обобщающий урок |
Умение работать в группах и индивидуально |
Итоговый |
Рабочая тетрадь с.17-21 |
|
|||
География отраслей мирового хозяйства. (11 часов) География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность.
|
1 |
Урок открытия нового знания |
Промышленность. Старые и новые отрасли. ТЭК |
Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Текущий |
Развитие отраслей (по сводкам новостей). Влияние геномодифици-рованных продуктов на человека (по сводкам новостей). Экологические виды транспорта (по сводкам новостей). |
Т.5 параграф 1 п.1.2. |
|
||
Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии.
|
1 |
Комбинированный урок |
Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйст-венные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике |
Текущий |
Т.5. параграф 1 п.3.4 |
|
||||
Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5. параграф 1 п.5.6. |
|
|||||
Машиностроительная, химическая, лесная и текстильная промышленности Промышленность и окружающая среда. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5. параграф 1 п.7.8.9.10.11 |
|
|||||
Агропромышленный комплекс. Растениеводство |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5. параграф 2 п.1.2.3.4.5 |
|
|||||
Животноводство и рыболовство |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5. параграф 2 п.6.7.8. |
|
|||||
География транспорта мира. Сухопутный транспорт |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5. параграф 3 п.1.2.3 |
|
|||||
Водный и воздушный транспорт |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5. параграф 3 п.4ю5 |
|
|||||
География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.5 параграф 4 п.1.2 рабочая тетрадь с.21-29 |
|
|||||
|
|
Международная торговля. Международный туризм. Непроизводственная сфера. |
1 |
Комбинированный урок |
|
Текущий |
Т.5. параграф 4 п.3.4.5 |
|
||
Практическая работа №2: «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха»
|
1 |
Урок практикум |
Умение работать в группах и индивидуально |
Текущий |
|
|
||||
11 класс (1час в неделю) Цель раздела: сформировать представления о региональной географии мира.
|
|
|||||||||
1 |
Регионы и страны мира (27 часов) |
Зарубежная Европа (6ч) Общая ЭГХ Зарубежной Европы: состав, ПК, ПРП |
1 |
Вводный урок |
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности г.п., ПРП, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную характеристику стран Европы: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Текущий |
Развитие хозяйства в Европе, Азии, Африке, Северной и латинской Америки, Австралии и Океании (по сводкам новостей) |
Т.6. параграф 1 п.1.2. |
|
Население. Хозяйство Зарубежной Европы. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.6. параграф 1 п.3.4. |
|
|||||
Промышленность Зарубежной Европы
|
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Т.6. параграф 1 п.5 |
|
|||||
С/х. Транспорт, наука и финансы, отдых и туризм, экологические проблемы |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Т.6. параграф 1 |
|
|||||
Географический рисунок расселения и хозяйства. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.6. параграф 2 к/к |
|
|||||
Субрегионы и страны. ФРГ Практическая работа №1: «Составление ЭГХ страны» |
1 |
Урок практикум |
Текущий |
Т.6 параграф 3, рабочая тетрадь с.30-35 |
|
|||||
Зарубежная Азия. Австралия. (9ч) Общая ЭГХ Зарубежной Азии |
1 |
Вводный урок |
Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности г.п., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. |
Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран Азии, Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную характеристику стран Азии: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Текущий |
Т.7. параграф 1 п.1.2 |
|
|||
Население Зарубежной Азии |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т. 7 параграф 1 п.3 |
||||||
Хозяйство Зарубежной Азии |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.7 параграф 1 п.4 к/к |
|
|||||
Китай |
2 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.7 параграф 2 |
|
|||||
Япония: территория, границы, население |
1 |
Комбинированный урок
|
Текущий |
Т.7 параграф 3 |
|
|||||
Хозяйство Японии на пути в 21 век |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.7 параграф 3 |
|
|||||
Индия- крупнейшая развивающая страна мира |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.7 параграф 4 |
|
|||||
Комплексная характеристика Австралии и Океании |
1 |
Комбинированный урок |
Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Австралии и Океании Региональные различия. Особенности г.п., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. |
Текущий |
Т.7 параграф 5 к/к Рабочая тетрадь-с.36-43 |
|
||||
|
|
Африка (4ч) Общая ЭГХ Африки. |
2 |
Вводный урок |
Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Африки Региональные различия. Особенности г.п., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. |
Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную характеристику стран Африки: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Текущий |
|
Т.8 параграф 1 |
|
Субрегионы: Северная Африка |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.8. параграф2 п.1.2к/к |
|
|||||
Тропическая Африка. ЮАР.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.8. параграф2 п.3.4. Рабочая тетрадь с.43-47 |
|
|||||
|
|
Северная Америка (5ч) Общая ЭГХ США |
2 |
Урок открытия нового знания |
Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Северной Америки Региональные различия. Особенности г.п., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. |
Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную характеристику стран Северной Америки: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Текущий |
|
Т.9. параграф 1 к/к |
|
Макрорегионы США |
2 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Т.9. параграф 2 |
|
|||||
Канада. Социально-экономическая характеристика |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Т.9. параграф 3, рабочая тетрадь с.48-53 |
||||||
Латинская Америка (3ч) Общая ЭГХ Латинской Америки |
2 |
Вводный Комбинированный урок |
Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Латинской Америки Региональные различия. Особенности г.п., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. |
Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную характеристику стран Латинской Америки: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Текущий |
Т.10 параграф 1 к/к |
|
|||
ЭГХ Бразилии |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Т.10 параграф 2, рабочая тетрадь с.53-57 |
||||||
Цель раздела: сформировать представления о месте России в современном мире
|
|
|||||||||
2 |
Россия в современном мире (3 часа) |
Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда; география отраслей ее международной специализации |
1 |
Урок открытия нового знания |
РФ на ПМ. Изменение г.п. РФ во времени. Современное геополитическое положение РФ. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. РФ в системе международных финансово-экономических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры РФ. |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченностьотдельных стран РФ их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную характеристику РФ: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Текущий |
|
Конспект тетради |
|
Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэкономических связей. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Конспект тетради |
|
|||||
Участие России в международных организациях. Россия и СНГ |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
Конспект тетради |
|
|||||
Цель раздела: сформировать представление о понятие и значение глобальных проблем
|
|
|
||||||||
3 |
Современные глобальные проблемы человечества (4 часа) |
Глобальные проблемы: мира и разоружения, экологическая, демографическая
|
1 |
Урок открытия нового знания |
Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие.Энергетическая и сырьевая, продовольственная, использования Мирового океана, освоения космоса и пути их решения. Проблема сохранения мира на земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем |
Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни. |
Текущий |
|
Т.11 параграф 1, рабочая тетрадь с.58-60 |
|
Энергетическая и сырьевая, продовольственная, использования Мирового океана, освоения космоса Практ.работа №2: «Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества» |
1 |
Комбинированный урок |
|
|
|
|||||
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Т.11 параграф 1 |
|
|||||
Итоговый урок |
|
Итоговый урок |
Итоговый |
|
|