Физика. 7 класс

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы:

Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика. 7-9 классы/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008 г.

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1.

Введение

- 4 часа;

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

- 6 часов;

3.

Взаимодействие тел

- 21 час;

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

- 21 час;

5.

Работа и мощность. Энергия

- 11 часов;

6.

Резервное время

- 5 часов.

 По программе за год учащиеся должны выполнить:

- 4 контрольные работы;

- 10 лабораторных работ.

 Основное содержание программы2

  1. Введение

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физика и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений:

  1. Свободное падение тел.
  2. Колебания маятника.
  3. Притяжение стального шара магнитом.
  4. Свечение нити электрической лампы.
  5. Электрические искры.

Лабораторные работы

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
  1. Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.

Демонстрации

  1. Диффузия в воде и в газах.
  2. Модель хаотического движения молекул в газе.
  3. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы

  1. Измерение размеров малых тел.
  1. Взаимодействие тел

3.1. Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отс

3.2 Динамика

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Измерение силы по деформации пружины.
  4. Свойства силы трения.
  5. Сложение сил.

Лабораторные работы

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.
  2. Измерение объема тела.
  3. Определение плотности твердого тела.
  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации

  1. Барометр.
  2. Опыт с шаром Паскаля.
  3. Опыт с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы

  1. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
  1. Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Мощность. Рычаг. Момент силы. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

  1. Простые механизмы.

Лабораторные работы

  1. Выяснение условий равновесия рычага.
  2. Измерение КПД наклонной плоскости.

Требования   к уровню подготовки выпускников 7 класса

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.

Учебно-методический комплект

  1. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.
  3. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА;

КПУ КИМ ГИА – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА.

Календарно-тематическое планирование

7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

 

недели/

урока

Дата

Тема урока5

Элементы содержания2

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные виды деятельности ученика1

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля7,

измерители6

КЭС

КИМ

ГИА

КПУ

КИМ

ГИА

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Введение (4 часа)

1/1

 

Техника безопасности в кабинете физики.

Что изучает физика.

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания.

Знать: смысл понятий «вещество», «тело», «явление».

Уметь: наблюдать и описывать физические явления.

Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении физических явлений. Высказывать предположения и гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.

 

 

 

§1,2,3

1/2

 

Физические величины.

Измерение физических величин

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.

Знать: смысл понятия «физическая величина».

Уметь: приводить примеры физических величин; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

Задание на соответствие понятий

 

 

§4, 5;

Упр.1.

2/3

 

Лабораторная работа

«Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра

Уметь: использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости; выражать результаты измерений в СИ.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§4, 5

2/4

 

Физика и техника

Физика и техника. Достижения науки и техники. Примеры открытий и достижений российских ученых.

Знать: о вкладе в изучении физических явлений российских ученых.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§6

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

3/1

 

Строение вещества.

Молекулы.

Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры.

Знать: смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество».

Уметь: описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§7,8.

3/2

 

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Диффузия в природе и в быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц.

Знать: смысл понятия «диффузия»

Уметь: наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§9

4/3

 

Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

Измерение размеров малых тел

Уметь: анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§ 4,5.

4/4

 

Взаимодействие молекул

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул.

Знать: теорию молекулярного строения вещества, явление диффузии, связь между температурой тела и скоростью движения молекул, силы взаимодействия между молекулами.

Уметь: наблюдать и описывать физические явления.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§ 10

5/5

 

Агрегатные состояния вещества

Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Знать: основные свойства веществ (жидких, твердых и газообразных)

Уметь: приводить примеры, наблюдать и описывать физические явления.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§ 11, 12.

5/6

 

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Контрольная работа №1

Строение вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела

Знать: смысл понятий «гипотеза», «модель».

Уметь: объяснять примеры проявления диффузии.

Задание на соответствие понятий

 

 

§1-12.

3. Взаимодействие тел (21 час)

3.1. Механические явления

6/1

 

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. Физические величины и их измерение.

Знать: смысл понятий «механическое движение», «путь», «траектория», «равномерное движение», «неравномерное движение».

 

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел.

Задание на соответствие понятий

 

 

§13, 14;

Упр.3.

6/2

 

Скорость.

Единицы скорости.

Скорость.

Единицы измерения скорости.

Средняя скорость.

Знать: смысл физических величин «скорость», «средняя скорость».

Уметь: описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Задание на соответствие понятий

 

 

§15;

Упр.4.

7/3

 

Расчет пути и времени движения.

Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения.

Знать: смысл понятий «время», «пространство»; физических величин «путь», «скорость», «время».

Уметь: измерять расстояние, промежутки времени.

Задание на соответствие понятий

 

 

§16;

Упр.5.

7/4

 

Решение задач на расчет пути и времени движения.

График зависимости пути от времени и скорости от времени.

Знать: смысл понятий «система отсчета», «физическая величина».

Уметь: определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. Применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§16;

Упр.5.

3.2. Динамика

8/5

 

Инерция.

Система отсчета.

Скорость.

Инерция.

Взаимодействие тел.

 

Знать: смысл понятий «система отсчета», «инерция», «взаимодействие».

Уметь: приводить примеры практического применения физических знаний законов механики.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§17

8/6

 

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Скорость. Взаимодействие тел. Инерция.

Знать: смысл понятий «взаимодействие», «инерция».

Уметь: приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§18

9/7

 

Масса тела.

Единицы массы.

Масса тела.

Инертность.

Единицы измерения массы тела.

Международная система единиц.

Знать: смысл физической величины «масса».

Уметь: измерять массу на рычажных весах; выражать результаты в СИ с учетом их погрешностей.

Задание на соответствие понятий

 

 

§19;

Упр.6.

9/8

 

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

Определение массы тела при помощи рычажных весов

Уметь: использовать рычажные весы для определения массы тел.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§19,20

10/9

 

Плотность вещества

Обозначение физических величин.

Плотность.

Масса.

Объем тела.

Международная система единиц.

Знать: определение плотности тела; единицы измерения

Уметь: осуществлять перевод единиц измерения; пользоваться формулой для решения задач. Таблицей плотности тел и веществ.

Задание на соответствие понятий

 

 

§21;

Упр.7.

10/10

 

Расчет массы и объема тела по его плотности

Обозначение физических величин.

Плотность.

Масса.

Объем тела.

Основные формулы.

Знать: смысл физических величин «масса», «плотность».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§22;

Упр.8.

11/11

 

Лабораторная работа «Измерение объема тела»

Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра

Уметь: использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости; выражать результаты в СИ.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§22.

11/12

 

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»

Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра

Уметь: работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов; рассчитывать погрешности измерения.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§22

12/13

 

Решение задач по теме «Динамика»

Основные формулы.

Международная система единиц.

Знать: смысл физических величин «масса», «плотность».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§17-22.

12/14

 

Сила.

Явление тяготения.

Сила тяжести.

Сила – векторная величина.

Обозначение силы.

Единицы измерения.

Прибор для измерения силы.

Знать: смысл понятий «сила», «сила тяжести».

Уметь: объяснять результаты экспериментов; независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела.

Задание на соответствие понятий

 

 

§23, 24

13/15

 

Сила упругости.

Вес тела.

Единицы измерения силы.

Формулировка закона Гука.

Сила упругости.

Определение деформации.

Виды деформации.

Вес тела.

Единицы измерения.

Знать: закон Гука; смысл понятия «сила упругости».

Уметь: делать выводы на основе экспериментальных данных.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§25, 26, 27;

Упр.9.

13/16

 

Динамометр.

Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Научиться градуировать пружину; получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.

Уметь: работать с приборами, наблюдать, делать выводы; определять цену деления приборов; рассчитывать погрешности измерения.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§28;

Упр.10.

14/17

 

Графическое изображение силы.

Сложение сил.

Равнодействующая сила.

Демонстрации:

1. Сложение двух сил, направленных по прямой в одну сторону;

2. Сложение двух сил, направленных по прямой в противоположные стороны.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§29;

Упр.11.

14/18

 

Сила трения.

Трение покоя.

Трение в природе и в технике.

Сила трения.

Виды сил трения.

Измерение сил трения.

Уметь: измерять коэффициент трения скольжения.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§30, 31, 32

15/19

 

Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел»

Механическое движение,

взаимодействие,

сила, масса, плотность, вес тела, Закон Гука.

Знать: основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».

Уметь: работать с физическими величинами, входящими  в формулы нахождения силы трения, объяснять примеры проявления сил трения в повседневной жизни.

Задание на соответствие понятий

 

 

§17-32

15/20

 

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел».

Механическое движение,

взаимодействие,

сила, масса,

плотность, вес.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§17-32

16/21

 

Анализ контрольной работы № 2.

Работа над ошибками.

Механическое движение,

взаимодействие,

сила, масса,

плотность, вес.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§17-32

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)

16/1

13.01.

Давление.

Единицы измерения.

Давление.

Единицы измерения.

Знать: определение и формулу расчета давления; единицы измерения давления.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Объяснять причины плавания тел.

Измерять силу Архимеда.

Исследовать условия плавания тел.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§33;

Упр.12.

17/2

14.01.

Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление

Знать: определения и формулу расчета давления, зависимость давления от силы, действующей на опору, и площади опоры.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§34;

Упр.13.

17/3

20.01.

Давление газа

Давление газа

Знать: формулировку закона Паскаля.

Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§35

18/4

21.01.

Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

Давление жидкости.

Давление газа.

Закон Паскаля.

Знать: формулировку закона Паскаля.

Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§36;

Упр.14.

18/5

27.01.

Давление в жидкости и газе.

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Давление жидкости.

Давление газа.

Закон Паскаля.

Манометры.

Знать: формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля.

Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§37,38;

Упр.15

19/6

28.01.

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Давление жидкости.

Давление газа.

Закон Паскаля.

 

Знать: формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля.

Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§33-38

19/7

03.02.

Сообщающиеся сосуды.

Применение сообщающихся сосудов.

Сообщающиеся сосуды.

 

Знать: определение сообщающихся сосудов; теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей.

Уметь: применять сообщающиеся сосуды в практической деятельности (устройства с сообщающимися сосудами)

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§39;

Упр.16.

20/8

04.02.

Вес воздуха.

Атмосферное давление.

Атмосфера.

Воздух.

Атмосферное давление.

Знать: состав воздуха; понятие «атмосфера»; способы измерения атмосферного давления.

Уметь: вычислять вес воздуха.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§40, 41;

Упр.17

20/9

10.02.

Измерение атмосферного давления.

Давление.

Атмосферное давление.

Опыт Торричелли.

Знать: способы измерения атмосферного давления.

Уметь: объяснять опыт Торричелли; единицы измерения давления.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§42;

Упр.19.

21/10

11.02.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

Барометр-анероид.

Цена деления.

Единицы измерения.

Высотомеры.

Применение высотомеров.

Знать: основные определения; способы измерения атмосферного давления.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§43, 44;

Упр.20, 21.

21/11

17.02.

Манометры.

Поршневой жидкостной насос.

Гидравлический пресс.

Манометры.

Поршневой жидкостной насос.

Гидравлический пресс.

Гидравлическая машина.

Закон Паскаля.

Знать: устройство и принцип действия манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§45, 46,47;

Упр.22, 23.

22/12

18.02.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Выталкивающая сила.

Закон Паскаля.

Давление.

Знать: понятие выталкивающей силы.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§48

22/13

24.02.

Архимедова сила

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда.

Величины, влияющие на значение архимедовой силы.

Знать: закон Архимеда.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§49;

Упр.24.

23/14

25.02.

Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Вес тела в воздухе и в жидкости.

Закон Архимеда.

Динамометр.

Знать: закон Архимеда.

Уметь: измерять объем тела с помощью мензурки; вычислять значение выталкивающей силы.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§49

23/15

03.03.

Плавание тел

Условия плавания тел.

Знать: условия плавания однородных тел.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§50, 51;

Упр.25, 26.

24/16

04.03.

Решение задач по определению выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Условия плавания тел.

Знать: условия плавания однородных тел.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§48-51

Упр.24- 26.

24/17

10.03.

Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Условия плавания тел.

Знать: условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает  внутри или на поверхности жидкости.

Уметь: проводить эксперимент по проверке условий плавания, анализировать полученные результаты.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§50, 51.

25/18

11.03.

Плавание судов.

Воздухоплавание.

Решение задач по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Плавание судов.

Воздухоплавание.

Ватерлиния.

Осадка.

Ареометры.

Водоизмещение.

Аэростаты.

Стратостаты.

Знать: действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Уметь: применять теорию действия жидкости и газа на погруженное в них тело при решении физических задач и объяснения жизненных примеров.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§52

Упр.27

25/19

17.03.

Повторение темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда.

Условия плавания тел.

Воздухоплавание.

Плавание судов.

Знать: основные понятия, определения, формулы и законы.

Уметь: применять теорию при решении физических задач и объяснения жизненных примеров.

Задание на соответствие понятий

 

 

§48-52

26/20

18.03.

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Давление жидкости.

Давление газа.

Закон Паскаля.

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда.

Условия плавания тел.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§33-52

26/21

1.04.

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда.

Условия плавания тел.

Воздухоплавание.

Плавание судов.

 

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий

 

 

§48-52

5. Работа и мощность. Энергия (11 часов)

27/1

7.04.

Механическая работа.

Единица измерения работы

Работа.

Сила.

Путь.

Единица измерения работы.

Джоуль.

Знать: определения, единицы измерения, способы измерения механической работы; формулы.

Уметь: применять формулы при решении задач.

Исследовать условия равновесия рычага.

Измерять работу силы.

Измерять мощность.

Измерять КПД наклонной плоскости,

Вычислять КПД простых механизмов.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§53;

Упр.28.

27/2

8.04.

Мощность.

Решение задач.

Мощность.

Работа.

Время.

Ватт.

Киловатт.

Мегаватт.

Знать: определения, единицы измерения, способы измерения мощности; формулы.

Уметь: применять формулы при решении задач.

Задание на соответствие понятий

 

 

§54;

Упр.29.

28/3

14.04.

Простые механизмы.

Рычаг.

Простые механизмы.

Блоки.

Наклонная плоскость.

Рычаг.

Знать: простые механизмы, их виды, назначение;

определения «рычаг», «плечо силы», «условие равновесия рычага».

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задание на соответствие понятий

 

 

§55,56, 58;

Упр.30.

28/4

15.04.

Момент силы.

Момент силы.

Знать: определение «момент силы».

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§57

29/5

21.04.

Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия рычага».

Измерение расстояний

Уметь: объяснять устройство и чертить схемы простого механизма; экспериментально определять условия равновесия рычага.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§56,57

29/6

22.04.

Блоки.

«Золотое правило механики».

«Золотое правило механики».

Знать: «золотое правило механики».

Уметь: объяснять устройство и чертить схемы простого механизма; решать задачи с применением условия равновесия рычага.

Задание на соответствие понятий

 

 

§59, 60;

Упр.31.

30/7

28.04.

Решение задач по условию равновесия рычага.

Простые механизмы.

Блоки.

Наклонная плоскость.

Рычаг.

«Золотое правило механики».

Знать: определения «рычаг», «плечо силы», «момент силы»; условие равновесия рычага.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§56-60.

30/8

29.04.

Коэффициент полезного действия механизма.

Лабораторная работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

КПД простых механизмов.

Сила.

Работа.

Простые механизмы.

Знать: определения, формулы, единицы измерения КПД.

Уметь: применять теоретические знания при решении задач; экспериментально определять КПД наклонной плоскости.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§61

31/9

5.05.

Потенциальная и кинетическая энергии.

Энергия.

Потенциальная энергия.

Кинетическая энергия.

Механическая энергия.

Знать: понятия «энергия», «потенциальная энергия», «кинетическая энергия»; обозначения, формулы, единицы измерения.

Уметь: применять теоретические знания при решении задач; объяснять преобразование энергии на примерах.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§62, 63;

 Упр.32.

31/10

6.05.

Решение задач

Энергия.

Потенциальная энергия.

Кинетическая энергия.

Механическая энергия.

Закон сохранения энергии.

Знать: понятия «энергия», «потенциальная энергия», «кинетическая энергия»; обозначения, формулы, единицы измерения.

Уметь: применять теоретические знания при решении задач; объяснять преобразование энергии на примерах.

Задание на соответствие понятий

 

 

§62,63, 64;

Упр.32, 33.

32/11

12.05.

Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия».

Работа.

Мощность.

Энергия.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§53-64

6. Резервное время (5 часов)

32/1

13.05.

Подведение итогов учебного года.

Урок-повторение курса физики  7 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по

изученному материалу.

 

 

§7-12

33/2

19.05.

Подведение итогов учебного года.

Урок-повторение курса физики  7 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

 

 

§13-32

33/3

20.05.

Резерв учебного времени.

Материал для чтения

 

 

 

 

§33-52

34/4

 

Резерв учебного времени.

Материал для чтения

 

 

 

 

 

34/5

 

Резерв учебного времени.

Материал для чтения

 

 

 

 

 

                     

 

Библиографический список:

  1. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7-9 классы/ авторская программа. – М.: Дрофа, 2008./ – М.:МЦ ВОУО ДО, 2012.
  3. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  4. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перыщкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс»,

«Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.

  1. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.