Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы:
Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика. 7-9 классы/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008 г.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. |
Введение |
- 4 часа; |
2. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
- 6 часов; |
3. |
Взаимодействие тел |
- 21 час; |
4. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
- 21 час; |
5. |
Работа и мощность. Энергия |
- 11 часов; |
6. |
Резервное время |
- 5 часов. |
По программе за год учащиеся должны выполнить:
- 4 контрольные работы;
- 10 лабораторных работ.
Основное содержание программы2
- Введение
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физика и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений:
- Свободное падение тел.
- Колебания маятника.
- Притяжение стального шара магнитом.
- Свечение нити электрической лампы.
- Электрические искры.
Лабораторные работы
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
- Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации
- Диффузия в воде и в газах.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы
- Измерение размеров малых тел.
- Взаимодействие тел
3.1. Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.
Демонстрации
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от выбора системы отс
3.2 Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
- Явление инерции.
- Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
- Измерение силы по деформации пружины.
- Свойства силы трения.
- Сложение сил.
Лабораторные работы
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Определение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Демонстрации
- Барометр.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Опыт с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы
- Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
- Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность. Рычаг. Момент силы. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
- Простые механизмы.
Лабораторные работы
- Выяснение условий равновесия рычага.
- Измерение КПД наклонной плоскости.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.
Учебно-методический комплект
- Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.
- Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Обозначения, сокращения:
КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА;
КПУ КИМ ГИА – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА.
Календарно-тематическое планирование
7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№ недели/ урока |
Дата |
Тема урока5 |
Элементы содержания2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) |
Вид контроля7, измерители6 |
КЭС КИМ ГИА |
КПУ КИМ ГИА |
Домашнее задание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Введение (4 часа) |
||||||||||
1/1 |
|
Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. |
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания. |
Знать: смысл понятий «вещество», «тело», «явление». Уметь: наблюдать и описывать физические явления. |
Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении физических явлений. Высказывать предположения и гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора. |
|
|
|
§1,2,3 |
|
1/2 |
|
Физические величины. Измерение физических величин |
Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. |
Знать: смысл понятия «физическая величина». Уметь: приводить примеры физических величин; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§4, 5; Упр.1. |
||
2/3 |
|
Лабораторная работа «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». |
Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра |
Уметь: использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости; выражать результаты измерений в СИ. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§4, 5 |
||
2/4 |
|
Физика и техника |
Физика и техника. Достижения науки и техники. Примеры открытий и достижений российских ученых. |
Знать: о вкладе в изучении физических явлений российских ученых.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§6 |
||
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
||||||||||
3/1 |
|
Строение вещества. Молекулы. |
Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры. |
Знать: смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество». Уметь: описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. |
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§7,8. |
|
3/2 |
|
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
Диффузия в природе и в быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц. |
Знать: смысл понятия «диффузия» Уметь: наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§9 |
||
4/3 |
|
Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел» |
Измерение размеров малых тел |
Уметь: анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§ 4,5. |
||
4/4 |
|
Взаимодействие молекул |
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. |
Знать: теорию молекулярного строения вещества, явление диффузии, связь между температурой тела и скоростью движения молекул, силы взаимодействия между молекулами. Уметь: наблюдать и описывать физические явления.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§ 10 |
||
5/5 |
|
Агрегатные состояния вещества |
Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения молекулярно-кинетической теории. |
Знать: основные свойства веществ (жидких, твердых и газообразных) Уметь: приводить примеры, наблюдать и описывать физические явления. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§ 11, 12. |
||
5/6 |
|
Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Контрольная работа №1 |
Строение вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела |
Знать: смысл понятий «гипотеза», «модель». Уметь: объяснять примеры проявления диффузии. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§1-12. |
||
3. Взаимодействие тел (21 час) |
||||||||||
3.1. Механические явления |
||||||||||
6/1 |
|
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. Физические величины и их измерение. |
Знать: смысл понятий «механическое движение», «путь», «траектория», «равномерное движение», «неравномерное движение».
|
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§13, 14; Упр.3. |
|
6/2 |
|
Скорость. Единицы скорости. |
Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость. |
Знать: смысл физических величин «скорость», «средняя скорость». Уметь: описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§15; Упр.4. |
||
7/3 |
|
Расчет пути и времени движения. |
Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения. |
Знать: смысл понятий «время», «пространство»; физических величин «путь», «скорость», «время». Уметь: измерять расстояние, промежутки времени. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§16; Упр.5. |
||
7/4 |
|
Решение задач на расчет пути и времени движения. |
График зависимости пути от времени и скорости от времени. |
Знать: смысл понятий «система отсчета», «физическая величина». Уметь: определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. Применять полученные знания для решения физических задач. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§16; Упр.5. |
||
3.2. Динамика |
||||||||||
8/5 |
|
Инерция. |
Система отсчета. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел.
|
Знать: смысл понятий «система отсчета», «инерция», «взаимодействие». Уметь: приводить примеры практического применения физических знаний законов механики. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§17 |
|
8/6 |
|
Взаимодействие тел. |
Механическое движение. Скорость. Взаимодействие тел. Инерция. |
Знать: смысл понятий «взаимодействие», «инерция». Уметь: приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§18 |
||
9/7 |
|
Масса тела. Единицы массы. |
Масса тела. Инертность. Единицы измерения массы тела. Международная система единиц. |
Знать: смысл физической величины «масса». Уметь: измерять массу на рычажных весах; выражать результаты в СИ с учетом их погрешностей. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§19; Упр.6. |
||
9/8 |
|
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» |
Определение массы тела при помощи рычажных весов |
Уметь: использовать рычажные весы для определения массы тел. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§19,20 |
||
10/9 |
|
Плотность вещества |
Обозначение физических величин. Плотность. Масса. Объем тела. Международная система единиц. |
Знать: определение плотности тела; единицы измерения Уметь: осуществлять перевод единиц измерения; пользоваться формулой для решения задач. Таблицей плотности тел и веществ. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§21; Упр.7. |
||
10/10 |
|
Расчет массы и объема тела по его плотности |
Обозначение физических величин. Плотность. Масса. Объем тела. Основные формулы. |
Знать: смысл физических величин «масса», «плотность». Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§22; Упр.8. |
||
11/11 |
|
Лабораторная работа «Измерение объема тела» |
Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра |
Уметь: использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости; выражать результаты в СИ. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§22. |
||
11/12 |
|
Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела» |
Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра |
Уметь: работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов; рассчитывать погрешности измерения. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§22 |
||
12/13 |
|
Решение задач по теме «Динамика» |
Основные формулы. Международная система единиц. |
Знать: смысл физических величин «масса», «плотность». Уметь: применять полученные знания для решения физических задач |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§17-22. |
||
12/14 |
|
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. |
Сила – векторная величина. Обозначение силы. Единицы измерения. Прибор для измерения силы. |
Знать: смысл понятий «сила», «сила тяжести». Уметь: объяснять результаты экспериментов; независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§23, 24 |
||
13/15 |
|
Сила упругости. Вес тела. Единицы измерения силы. |
Формулировка закона Гука. Сила упругости. Определение деформации. Виды деформации. Вес тела. Единицы измерения. |
Знать: закон Гука; смысл понятия «сила упругости». Уметь: делать выводы на основе экспериментальных данных. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§25, 26, 27; Упр.9. |
||
13/16 |
|
Динамометр. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
Научиться градуировать пружину; получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы. |
Уметь: работать с приборами, наблюдать, делать выводы; определять цену деления приборов; рассчитывать погрешности измерения.
|
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§28; Упр.10. |
||
14/17 |
|
Графическое изображение силы. Сложение сил. |
Равнодействующая сила. Демонстрации: 1. Сложение двух сил, направленных по прямой в одну сторону; 2. Сложение двух сил, направленных по прямой в противоположные стороны. |
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§29; Упр.11. |
||
14/18 |
|
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике. |
Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения. |
Уметь: измерять коэффициент трения скольжения. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§30, 31, 32 |
||
15/19 |
|
Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел» |
Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность, вес тела, Закон Гука. |
Знать: основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел». Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения, объяснять примеры проявления сил трения в повседневной жизни. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§17-32 |
||
15/20 |
|
Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел». |
Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность, вес. |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§17-32 |
|
16/21 |
|
Анализ контрольной работы № 2. Работа над ошибками. |
Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность, вес. |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§17-32 |
|
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час) |
||||||||||
16/1 |
13.01. |
Давление. Единицы измерения. |
Давление. Единицы измерения. |
Знать: определение и формулу расчета давления; единицы измерения давления. Уметь: применять полученные знания при решении задач. |
Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§33; Упр.12. |
|
17/2 |
14.01. |
Способы увеличения и уменьшения давления. |
Давление |
Знать: определения и формулу расчета давления, зависимость давления от силы, действующей на опору, и площади опоры. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§34; Упр.13. |
||
17/3 |
20.01. |
Давление газа |
Давление газа |
Знать: формулировку закона Паскаля. Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§35 |
||
18/4 |
21.01. |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. |
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. |
Знать: формулировку закона Паскаля. Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§36; Упр.14. |
||
18/5 |
27.01. |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. |
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. |
Знать: формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля. Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§37,38; Упр.15 |
||
19/6 |
28.01. |
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля.
|
Знать: формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля. Уметь: описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами на основе положений молекулярно-кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§33-38 |
||
19/7 |
03.02. |
Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. |
Сообщающиеся сосуды.
|
Знать: определение сообщающихся сосудов; теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей. Уметь: применять сообщающиеся сосуды в практической деятельности (устройства с сообщающимися сосудами) |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§39; Упр.16. |
||
20/8 |
04.02. |
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
Атмосфера. Воздух. Атмосферное давление. |
Знать: состав воздуха; понятие «атмосфера»; способы измерения атмосферного давления. Уметь: вычислять вес воздуха. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§40, 41; Упр.17 |
||
20/9 |
10.02. |
Измерение атмосферного давления. |
Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. |
Знать: способы измерения атмосферного давления. Уметь: объяснять опыт Торричелли; единицы измерения давления. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§42; Упр.19. |
||
21/10 |
11.02. |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
Барометр-анероид. Цена деления. Единицы измерения. Высотомеры. Применение высотомеров. |
Знать: основные определения; способы измерения атмосферного давления. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§43, 44; Упр.20, 21. |
||
21/11 |
17.02. |
Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. |
Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Гидравлическая машина. Закон Паскаля. |
Знать: устройство и принцип действия манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§45, 46,47; Упр.22, 23. |
||
22/12 |
18.02. |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
Выталкивающая сила. Закон Паскаля. Давление. |
Знать: понятие выталкивающей силы. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§48 |
||
22/13 |
24.02. |
Архимедова сила |
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Величины, влияющие на значение архимедовой силы. |
Знать: закон Архимеда. Уметь: применять полученные знания при решении задач. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§49; Упр.24. |
||
23/14 |
25.02. |
Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
Вес тела в воздухе и в жидкости. Закон Архимеда. Динамометр. |
Знать: закон Архимеда. Уметь: измерять объем тела с помощью мензурки; вычислять значение выталкивающей силы. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§49 |
||
23/15 |
03.03. |
Плавание тел |
Условия плавания тел. |
Знать: условия плавания однородных тел. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§50, 51; Упр.25, 26. |
||
24/16 |
04.03. |
Решение задач по определению выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. |
Условия плавания тел. |
Знать: условия плавания однородных тел. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§48-51 Упр.24- 26. |
|
24/17 |
10.03. |
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел в жидкости» |
Условия плавания тел. |
Знать: условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости. Уметь: проводить эксперимент по проверке условий плавания, анализировать полученные результаты. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§50, 51. |
||
25/18 |
11.03. |
Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». |
Плавание судов. Воздухоплавание. Ватерлиния. Осадка. Ареометры. Водоизмещение. Аэростаты. Стратостаты. |
Знать: действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Уметь: применять теорию действия жидкости и газа на погруженное в них тело при решении физических задач и объяснения жизненных примеров. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§52 Упр.27 |
||
25/19 |
17.03. |
Повторение темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». |
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. |
Знать: основные понятия, определения, формулы и законы. Уметь: применять теорию при решении физических задач и объяснения жизненных примеров. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§48-52 |
||
26/20 |
18.03. |
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§33-52 |
||
26/21 |
1.04. |
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.
|
Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§48-52 |
||
5. Работа и мощность. Энергия (11 часов) |
||||||||||
27/1 |
7.04. |
Механическая работа. Единица измерения работы |
Работа. Сила. Путь. Единица измерения работы. Джоуль. |
Знать: определения, единицы измерения, способы измерения механической работы; формулы. Уметь: применять формулы при решении задач. |
Исследовать условия равновесия рычага. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости, Вычислять КПД простых механизмов. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§53; Упр.28. |
|
27/2 |
8.04. |
Мощность. Решение задач. |
Мощность. Работа. Время. Ватт. Киловатт. Мегаватт. |
Знать: определения, единицы измерения, способы измерения мощности; формулы. Уметь: применять формулы при решении задач. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§54; Упр.29. |
||
28/3 |
14.04. |
Простые механизмы. Рычаг. |
Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. |
Знать: простые механизмы, их виды, назначение; определения «рычаг», «плечо силы», «условие равновесия рычага». Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§55,56, 58; Упр.30. |
||
28/4 |
15.04. |
Момент силы. |
Момент силы. |
Знать: определение «момент силы». Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§57 |
||
29/5 |
21.04. |
Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия рычага». |
Измерение расстояний |
Уметь: объяснять устройство и чертить схемы простого механизма; экспериментально определять условия равновесия рычага. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§56,57 |
||
29/6 |
22.04. |
Блоки. «Золотое правило механики». |
«Золотое правило механики». |
Знать: «золотое правило механики». Уметь: объяснять устройство и чертить схемы простого механизма; решать задачи с применением условия равновесия рычага. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§59, 60; Упр.31. |
||
30/7 |
28.04. |
Решение задач по условию равновесия рычага. |
Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. «Золотое правило механики». |
Знать: определения «рычаг», «плечо силы», «момент силы»; условие равновесия рычага. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§56-60. |
|
30/8 |
29.04. |
Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». |
КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы. |
Знать: определения, формулы, единицы измерения КПД. Уметь: применять теоретические знания при решении задач; экспериментально определять КПД наклонной плоскости. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§61 |
||
31/9 |
5.05. |
Потенциальная и кинетическая энергии. |
Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Механическая энергия. |
Знать: понятия «энергия», «потенциальная энергия», «кинетическая энергия»; обозначения, формулы, единицы измерения. Уметь: применять теоретические знания при решении задач; объяснять преобразование энергии на примерах. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§62, 63; Упр.32. |
||
31/10 |
6.05. |
Решение задач |
Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии. |
Знать: понятия «энергия», «потенциальная энергия», «кинетическая энергия»; обозначения, формулы, единицы измерения. Уметь: применять теоретические знания при решении задач; объяснять преобразование энергии на примерах. |
Задание на соответствие понятий |
|
|
§62,63, 64; Упр.32, 33. |
||
32/11 |
12.05. |
Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия». |
Работа. Мощность. Энергия. |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§53-64 |
||
6. Резервное время (5 часов) |
||||||||||
32/1 |
13.05. |
Подведение итогов учебного года. |
Урок-повторение курса физики 7 класса. |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§7-12 |
|
33/2 |
19.05. |
Подведение итогов учебного года. |
Урок-повторение курса физики 7 класса. |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
|
|
|
§13-32 |
||
33/3 |
20.05. |
Резерв учебного времени. |
Материал для чтения |
|
|
|
|
§33-52 |
||
34/4 |
|
Резерв учебного времени. |
Материал для чтения |
|
|
|
|
|
||
34/5 |
|
Резерв учебного времени. |
Материал для чтения |
|
|
|
|
|
||
Библиографический список:
- ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7-9 классы/ авторская программа. – М.: Дрофа, 2008./ – М.:МЦ ВОУО ДО, 2012.
- Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перыщкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс»,
«Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.
- Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.