Физика. 8 класс

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе программы:

Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика. 7-9 классы/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008 г.

Учебная программа 8 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1.

Тепловые явления

- 25 часов;

2.

Электрические явления

- 27 часов;

3.

Электромагнитные явления

- 7 часов;

4.

Световые явления

- 9 часов;

 По программе за год учащиеся должны выполнить:

- 4 контрольные работы;

- 10 лабораторных работ.

Основное содержание программы

  1. Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты.

Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.

Плавление и кристаллизация.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.
  2. Теплопроводность различных материалов.
  3. Конвекция в жидкостях и газах.
  4. Теплопередача путем излучения.
  5. Явление испарения.
  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
  7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы:

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
  3. Измерение влажности воздуха.
  1. Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники. Диэлектрики. Полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Закон сохранения электрических зарядов.
  5. Проводники и изоляторы.
  6. Источники постоянного тока.
  7. Измерение силы тока амперметром.
  8. Измерение напряжения вольтметром.
  9. Реостат и магазин сопротивлений.
  10. Измерение мощности электрического тока.
  1. Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Демонстрации

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы:

  1. Изучение принципа действия электродвигателя.
  1. Световые явления

Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

  1. Прямолинейное распространение света.
  2. Отражение света.
  3. Преломление света.
  4. Ход лучей в собирающей линзе.
  5. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  6. Построение изображений с помощью линз.
  7. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
  8. Дисперсия белого света.
  9. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы

  1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
  2. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранение энергии в тепловых процессах, сохранение электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление тока;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.

Учебно-методический комплект

  1. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.
  3. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА;

КПУ КИМ ГИА – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА.

Календарно-тематическое планирование

8 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

 

недели/

урока

Дата

Тема урока5

Элементы содержания2

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные виды деятельности ученика1

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля7,

измерители6

КЭС

КИМ

ГИА

КПУ

КИМ

ГИА

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Тепловые явления (25 часов)

1/1

 

Техника безопасности в кабинете физики.

Тепловое движение.

Температура.

Тепловое движение.

Температура.

Знать: смысл физических величин «температура», «средняя скорость теплового движения»;

смысл понятия «тепловое равновесие».

Уметь: описывать тепловое движение.

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.

Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче.

Измерять удельную теплоемкость вещества.

Измерять теплоту плавления льда.

Исследовать тепловые свойства парафина.

Наблюдать изменение внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.

Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества.

Измерять влажность воздуха по точке росы.

Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций

Задание на соответствие понятий

 

 

§ 1

 

1/2

 

Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия.

Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния вещества и степени деформации.

Знать: понятие «внутренняя энергия тела».

Уметь: описывать процесс превращения энергии при взаимодействии тел.

Задание на соответствие понятий

 

 

§ 2

2/3

 

Способы изменения внутренней энергии тела.

Теплопередача и ее особенности.

Совершение механической работы.

Знать: способы изменения внутренней энергии.

Уметь: различать способы изменения внутренней энергии, описывать процесс изменения энергии при совершении работы и теплопередаче.

Задание на соответствие понятий

 

 

§ 3

2/4

 

Теплопроводность.

Теплопроводность и ее особенности.

Примеры приведения теплопроводности.

Знать: понятие «теплопроводность».

Уметь: описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью.

Ответы на вопросы по изученному материалу

 

 

§ 4;

Упр.1

3/5

 

Конвекция.

Конвекция и ее особенности.

Примеры применения конвекции.

Знать: понятие «конвекция».

Уметь: описывать и объяснять явление конвекции, приводить примеры практического использования.

Задание на соответствие понятий

 

 

§ 5;

Упр.2

3/6

 

Излучение

Излучение и его особенности.

Примеры применения излучения.

Знать: понятие «излучение».

Уметь: описывать и объяснять явление излучения.

Задание на соответствие понятий

 

 

§6;

Упр.3

4/7

 

Особенности различных видов теплопередачи.

Примеры теплопередачи в природе и технике.

Особенности различных видов теплопередачи.

Примеры теплопередачи в природе и технике.

Уметь: определять какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике.

Задание на соответствие понятий

 

 

§6

4/8

 

Количество теплоты.

Единицы измерения количества теплоты.

Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

Количество теплоты.

Единицы измерения количества теплоты.

Анализ изменения со временем температуры остывающей воды.

Знать: понятия «количество теплоты»;

единицы измерения количества теплоты.

Уметь: анализировать изменения со временем температуры остывающей воды.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§7

5/9

 

Удельная теплоемкость.

Удельная теплоемкость.

Единица измерения удельной теплоемкости.

Физический смысл удельной теплоемкости.

Знать: смысл понятия «удельная теплоемкость».

Уметь: рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела.

Задание на соответствие понятий

 

 

§8

5/10

 

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Знать: понятия «количество теплоты»;

Единицы измерения количества теплоты.

Уметь: рассчитывать  количество теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Задание на соответствие понятий

 

 

§9;

Упр.4

6/11

 

Лабораторная работа «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

Уметь: использовать измерительные приборы для расчета количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§7

6/12

 

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Уметь: использовать измерительные приборы для расчета удельной теплоемкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§8

7/13

 

Энергия топлива.

Удельная теплота сгорания.

Энергия топлива.

Удельная теплота сгорания.

Знать: понятие «топливо»; виды топлива; единица измерения.

Уметь: рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании.

 

 

Задание на соответствие понятий

 

 

§10;

Упр.5

7/14

 

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Знать: формулу закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Уметь: описывать процесс изменения и превращения энергии в механических тепловых процессах.

Задание на соответствие понятий;

ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§11;

Упр.6

8/15

 

Контрольная работа №1 «Тепловые явления».

Тепловые явления.

Требования к уровню подготовки учащихся

 

 

 

§1-11

8/16

 

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердение кристаллических тел.

График плавления и отвердения.

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердение кристаллических тел.

График плавления и отвердения.

Знать: определения «плавление», «отвердение», «температура плавления».

Уметь: описывать и объяснять явления плавления и кристаллизации.

Задание на соответствие понятий

 

 

§12-14;

Упр.7

9/17

 

Удельная теплота плавления.

Решение задач.

Удельная теплота плавления.

 

Знать: понятия «удельная теплота плавления»; единицы измерения удельной теплоты плавления; формулу удельной теплоты плавления.

Уметь: пользоваться таблицей удельной теплоты плавления, сравнивать удельную теплоту плавления различных веществ.

Задание на соответствие понятий

 

 

§15;

Упр.8

9/18

 

Испарение.

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Испарение.

Факторы, влияющие на интенсивность испарения.

Конденсация.

Насыщенный и ненасыщенный пар.

Знать: понятия «испарение», «конденсация».

Уметь: описывать и объяснять явления испарения и конденсации; указывать факторы, влияющие на скорость этих процессов.

Задание на соответствие понятий

 

 

§16,17;

Упр. 9.

10/19

 

Кипение.

Удельная теплота парообразования и конденсации.

Кипение.

Температура кипения.

Удельная теплота парообразования и конденсации.

Знать: понятия «кипение», «насыщенный пар», «температура кипения», «удельная теплота парообразования».

Уметь: описывать и объяснять явление кипения.

Задание на соответствие понятий

 

 

§18

10/20

 

Решение задач

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердение кристаллических тел.

Испарение.

Кипение. Конденсация.

 

 

Уметь: определять характер тепловых процессов по графику  изменения температуры со временем, применять формулу для расчета количества теплоты, необходимого для перехода вещества из одного состояния в другое.

Задание на соответствие понятий

 

 

§12-18

11/21

 

Влажность воздуха.

Способы определения влажности воздуха.

Влажность воздуха.

Относительная и абсолютная влажность.

Точка росы.

Способы определения влажности воздуха.

Знать: смысл понятия «влажность воздуха».

Уметь: определять влажность воздуха при помощи психрометра, объяснять зависимость относительной влажности от температуры.

Задание на соответствие понятий

 

 

§19,20;

Упр.10.

11/22

 

Работа пара и газа при расширении.

Двигатель внутреннего сгорания.

Тепловые двигатели.

Виды тепловых двигателей.

Двигатель внутреннего сгорания и его устройство.

Знать: понятия «двигатель», «тепловой двигатель».

Уметь: объяснять принцип действия четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Задание на соответствие понятий

 

 

§21,22

12/23

 

Паровая турбина.

КПД теплового двигателя.

Паровая турбина.

КПД теплового двигателя.

Знать: понятия «паровая турбина», «КПД теплового двигателя»;

формулу КПД теплового двигателя.

Уметь: объяснять принцип действия паровой турбины; определять по формуле КПД теплового двигателя.

Задание на соответствие понятий

 

 

§23,24

12/24

 

Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

Изменение агрегатных состояний вещества

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу

 

 

§12-24

13/25

 

Анализ контрольной работы № 2.

Работа над ошибками.

Изменение агрегатных состояний вещества

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§12-24

2. Электрические явления (27 часов)

13/1

 

Электризация тел при соприкосновении.

Взаимодействие заряженных тел.

Два рода зарядов.

Электризация тел при соприкосновении.

Взаимодействие заряженных тел.

Два рода зарядов.

Знать: смысл понятия «электрический заряд».

Уметь: описывать взаимодействие электрических зарядов.

Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении.

Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.

Исследовать действие электрического поля на тела из проводников и диэлектриков.

Собирать и испытывать электрическую цепь.

Изготовлять и испытывать гальванический элемент.

Измерять силу тока в электрической цепи.

Измерять напряжение на участке цепи.

Измерять электрическое сопротивление.

Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

Измерять работу и мощность электрического тока.

Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.

Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.

Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками постоянного тока.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§25,26

14/2

 

Электроскоп.

Проводники и непроводники электричества.

Электроскоп.

Проводники и непроводники электричества.

Уметь: описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§27

14/3

 

Электрическое поле.

Электрическое поле.

Знать: смысл понятия «электрическое поле»; графическое изображение электрического поля.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§28

15/4

 

Делимость электрического заряда.

Строение атомов.

Делимость электрического заряда.

Строение атомов.

Опыты Милликена и Иоффе по определению заряда электрона.

 

Знать: закон сохранения электрического заряда; строение атомов.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§29,30;

Упр.11.

15/5

 

Объяснение электрических явлений.

Объяснение электрических явлений.

Знать: строение атомов.

Уметь: объяснять процесс электризации; процесс передачи заряда.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§31

16/6

13.01.

Электрический ток.

Источники электрического тока.

Электрический ток.

Источники электрического тока.

Знать: смысл понятий «электрический ток», «источники тока»;

Виды источников тока.

Уметь: описывать и объяснять принцип действия источников тока: гальванических элементов, аккумуляторов.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§32

16/7

14.01.

Электрическая цепь и ее составные части.

Элементы электрической цепи.

Условные обозначения элементов электрической цепи.

Схема электрических цепей.

Знать: правила составления электрических цепей.

Уметь: собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме; чертить схемы собранной электрической цепи.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§33;

Упр.13.

17/8

20.01.

Электрический ток в металлах.

Действие электрического тока.

Направление электрического тока.

Электрический ток в металлах.

Действие электрического тока.

Направление электрического тока.

Знать: понятие «электрический ток».

Уметь: объяснять действие электрического тока и его направление.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§34-36

17/9

21.01.

Сила тока.

Единицы измерения силы тока.

Сила тока.

Единицы измерения силы тока.

Знать: смысл понятия «сила тока»; единицы измерения силы тока.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§37;

Упр.14.

18/10

27.01.

Амперметр.

Измерение силы тока.

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Назначение амперметра.

Включение амперметра в цепь.

Определение цены деления шкалы амперметра.

Знать: правила включения в цепь амперметра.

Уметь: измерять силу тока в цепи; определять погрешность измерений.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§38;

Упр.15.

18/11

28.01.

Электрическое напряжение.

Единицы измерения напряжения.

Вольтметр.

Измерение напряжения.

Электрическое напряжение.

Единицы измерения напряжения.

Вольтметр.

Измерение напряжения.

Знать: смысл понятия «напряжение»; правила подключения вольтметра в электрическую цепь.

Уметь: измерять напряжение на участке цепи; определять погрешность измерений.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§39-41;

Упр.16.

19/12

03.02.

Электрическое сопротивление проводников.

Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Электрическое сопротивление проводников.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Знать: физический смысл явления электрического сопротивления.

Уметь: объяснять наличие электрического сопротивления проводника; измерять напряжение на участке цепи; определять погрешность измерений.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§43;

Упр.18

19/13

04.02.

Зависимость силы тока от напряжения.

Закон Ома для участка цепи.

Зависимость силы тока от напряжения.

Закон Ома для участка цепи.

Знать: зависимость силы тока от напряжения; закон Ома для участка цепи.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§42,44;

Упр.17,19.

20/14

10.02.

Расчет сопротивления проводников.

Удельное сопротивление.

Расчет сопротивления проводников.

Удельное сопротивление.

Знать: смысл понятия «удельное сопротивление проводников»; единица измерения удельного сопротивления; формулу для расчета сопротивления проводников.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§45;

Упр.20.

20/15

11.02.

Реостаты.

Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом»

Регулирование силы тока реостатом

Знать: назначение, устройство, действие и условное обозначение реостата.

Уметь: пользоваться реостатом для регулирования силы тока

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§47;

Упр.21

21/16

17.02.

Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

Знать: закон Ома для участка цепи.

Уметь: определять сопротивление проводника, строить графики зависимости силы тока от напряжения; определять по графикам сопротивление участка цепи.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§38-47

21/17

18.02.

Последовательное сопротивление проводников.

Последовательное сопротивление проводников.

Знать: смысл понятия «последовательное соединение проводников».

Уметь: определять силу тока, напряжения и сопротивления для отдельных участков и для всей цепи при последовательном соединении проводников.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§48;

Упр.22.

22/18

24.02.

Параллельное соединение проводников.

Параллельное соединение проводников.

Знать: смысл понятия «параллельное соединение проводников».

Уметь: определять силу тока, напряжения и сопротивления для отдельных участков и для всей цепи при параллельном соединении проводников.

Задание на соответствие понятий

 

 

§49;

Упр.23.

22/19

25.02.

Решение задач по темам «Закон Ома для участка цепи», «Последовательное соединение проводников», «Параллельное соединение проводников».

Закон Ома для участка цепи.

Последовательное сопротивление проводников.

Параллельное соединение проводников.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий

 

 

§42-49;

Упр.19-23.

23/20

03.03.

Работа электрического тока.

Работа электрического тока.

Знать: смысл понятия «работа электрического тока»; единицу измерения работы электрического тока; формулы для расчета работы электрического тока.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий

 

 

§50,52;

Упр.24.

23/21

04.03.

Мощность электрического тока.

Мощность электрического тока.

Знать: смысл понятия «мощность электрического тока», единицу измерения мощность электрического тока; формулы для расчета мощности электрического тока.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§51;

Упр.25

24/22

10.03.

Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

Уметь: использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§50-52;

Упр.26.

24/23

11.03.

Нагревание проводников электрическим током.

Закон Джоуля-Ленца.

Нагревание проводников электрическим током.

Закон Джоуля-Ленца.

Знать: закон Джоуля-Ленца.

Уметь: описывать и объяснять тепловое действие тока.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§53;

Упр.27.

25/24

17.03.

Лампа накаливания.

Электрические нагревательные приборы.

Лампа накаливания.

Электрические нагревательные приборы.

Знать: устройство лампы накаливания; виды электрических нагревательных приборов.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§54

25/25

18.03.

Короткое замыкание.

Предохранители.

Короткое замыкание.

Предохранители.

Знать: причины нагревания проводников электрическим током; назначение предохранителей.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§55

26/26

1.04.

Повторение темы «Электрические явления».

 

Электрические явления

Требования к уровню подготовки учащихся

Задание на соответствие понятий.

 

 

§25-55

26/27

7.04.

Контрольная работа №3 «Электрические явления»

Электрические явления

Требования к уровню подготовки учащихся

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§25-55

3. Электромагнитные явления (7 часов).

27/1

8.04.

Магнитное поле.

Магнитное поле прямого тока.

Магнитные линии.

Магнитное поле.

Магнитное поле прямого тока.

Магнитные линии.

Знать: смысл понятий «магнитное поле»,

«магнитное поле прямого тока»,

«магнитные линии».

Уметь: определять направление магнитных линий по направлению эл. тока в проводнике.

Экспериментально изучить явления магнитного взаимодействия тел.

Изучить явления намагничивания вещества.

Исследовать действия электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.

Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.

Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.

Изучить принцип действия электродвигателя.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§56,57

27/2

14.04.

Магнитное поле катушки с током.

Электромагниты.

Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Магнитное поле катушки с током.

Электромагниты.

Сборка электромагнита и испытание его действия.

 

Знать: зависимость характеристик магнитного поля от силы тока в проводнике и формы проводника.

Уметь: изменять магнитное действие катушки с током: изменение числа витков катушки, изменением силы тока, использованием железного сердечника.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§58;

Упр.28.

28/3

15.04.

Применение электромагнитов.

Применение электромагнитов.

Знать: использование электромагнитов в промышленности.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§58;

Упр.28.

28/4

15.04.

Постоянные магниты.

Магнитное поле постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли.

Постоянные магниты.

Магнитное поле постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли.

Уметь: описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов; знать о роли магнитного поля Земли.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§59,60

29/5

21.04.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электрический двигатель.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электрический двигатель.

Уметь: объяснять действие магнитного поля на проводник с током; устройство и принцип действия электродвигателя.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§61

29/6

22.04.

Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока (по модели)».

Повторение темы «Электромагнитные явления».

Изучение электрического двигателя постоянного тока (по модели).

Электромагнитные явления.

Знать: неразрывность и взаимосвязь электрического и магнитного полей; устройство электрического двигателя постоянного тока.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§61

30/7

 

Устройство электроизмерительных приборов.

Устройство электроизмерительных приборов.

Знать: неразрывность и взаимосвязь электрического и магнитного полей; устройство электроизмерительных приборов.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§

4. Световые явления (9 часов).

30/1

28.04.

Источники света.

Распространение света.

Источники света.

Распространение света.

Знать: смысл понятий «свет», «оптические явления»; закон прямолинейного распространения света.

Уметь: строить область тени и полутени.

Экспериментально изучить явление отражения света.

Исследовать свойства изображения в зеркале.

Измерять фокусное расстояние собирающей линзы.

Получать изображение с помощью собирающей линзы.

Наблюдать явление дисперсии света.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§62;

Упр.29.

31/2

29.04.

Отражение света.

Законы отражения света.

Отражение света.

Законы отражения света.

Знать: смысл понятий «отражение света»; закон отражения света.

Уметь: строить отраженный луч.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§63;

Упр.30.

31/3

05.05.

Плоское зеркало.

Плоское зеркало.

Уметь: решать графические задачи на построение в плоском зеркале.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§64;

Упр.31.

32/4

06.05.

Преломление света.

Преломление света.

Знать: закон преломления света.

Уметь: решать графические задачи на построение преломленного луча.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§65;

Упр.32.

32/5

12.05.

Линзы.

Оптическая сила линзы.

Линзы.

Оптическая сила линзы.

Знать: смысл понятий «линза», «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы».

Уметь: изображать линзу.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§66;

Упр.33.

33/6

13.05.

Изображения, даваемые линзой.

Изображения, даваемые линзой.

Уметь: строить изображения в тонких линзах.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§67;

Упр.34.

33/7

19.05.

Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы».

Получение изображения при помощи линзы.

Уметь: получать изображения при помощи собирающей линзы; измерять фокусное расстояние собирающей линзы.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§66,67.

34/8

20.05.

Контрольная работа №4 «Световые явления».

Световые явления.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§62-67

34/9

 

Анализ контрольной работы № 4.

Работа над ошибками.

Подведение итогов учебного года.

Урок-повторение курса физики  8 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§62-67

                             

 

Библиографический список:

  1. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7-9 классы/ авторская программа. – М.: Дрофа, 2008./ – М.:МЦ ВОУО ДО, 2012.
  3. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  4. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перыщкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс»,

«Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.

  1. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.