Физика. 9 класс

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

 

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

 

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы:

Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика. 7-9 классы/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008 г.

 

Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.

 

Программой предусмотрено изучение разделов:

 

1.

Законы взаимодействия и движения тел

- 29 часов;

2.

Механические колебания и волны. Звук

- 11 часов;

3.

Электромагнитное поле

- 14 часов;

4.

Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер

- 14 часов;

 

По программе за год учащиеся должны выполнить:

- 5 контрольных работ;

- 5 лабораторных работ.

 

Основное содержание программы2

 

  1. Законы взаимодействия и движения тел

1.1 Основы кинематики

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение.

Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

 

Демонстрации

  1. Относительность движения.
  2. Прямолинейное и криволинейное движение.
  3. Стробоскоп.
  4. Спидометр.
  5. Сложение перемещений.
  6. Падение тел в воздухе и разряженном газе (трубке Ньютона).
  7. Определение ускорения при свободном падении.
  8. Направление скорости при движении по окружности.

 

Лабораторные работы:

  1. Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

 

1.2 Основы динамики

Инерция. Инертность тел.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки.

Сила трения.

 

Демонстрации

  1. Проявление инерции.
  2. Сравнение масс.
  3. Измерение сил.
  4. Второй закон Ньютона.
  5. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.
  6. Третий закон Ньютона.

 

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения свободного падения.

 

1.3 Законы сохранения в механике

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты. Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

 

Демонстрации

  1. Закон сохранения импульса.
  2. Реактивное движение.
  3. Модель ракеты.

 

  1. Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда. Период. Частота. Фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

 

Демонстрации

  1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
  2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.
  3. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.
  4. Вынужденные колебания.
  5. Резонанс маятников.
  6. Применение маятников в часах.
  7. Распространение поперечных и продольных волн.
  8. Колеблющиеся тела как источник звука.
  9. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
  10. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

 

Лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.

 

  1. Электромагнитные явления

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах.

Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

 

Демонстрации

  1. Обнаружение магнитного поля проводника с током.
  2. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.
  3. Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.
  4. Применение электромагнитов.
  5. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
  6. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
  7. Модель генератора переменного тока.
  8. Взаимодействие постоянных магнитов.

 

Лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

 

  1. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа- бета- и гамма-излучения.

Опыты резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивное превращение атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое массовое число.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Атомная энергетика. Экологические проблемы работа атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

 

Лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

 

Требования3 к уровню подготовки выпускников 9 класса

 

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.

 

 

Результаты освоения курса физики1

 

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.

 

Учебно-методический комплект

 

  1. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.
  3. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.

 

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

 

Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА;

КПУ КИМ ГИА – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА.

 

Календарно-тематическое планирование

9 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

 

недели/

урока

Дата

Тема урока5

Элементы содержания2

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные виды деятельности ученика1

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля7,

измерители6

КЭС

КИМ

ГИА

КПУ

КИМ

ГИА

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Законы взаимодействия и движения тел (29 часов)

1.1 Основы кинематики

1.1.1 Прямолинейное равномерное движение

1/1

 

Техника безопасности в кабинете физики.

Материальная точка.

Система отсчета.

Механическое движение.

Относительность движения.

Знать: смысл понятий «механическое движение», «материальная точка», «система и тело отсчета».

Уметь: приводить примеры механического движения.

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Определять путь, пройденный телом за промежуток времени; скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§1;

Упр.1.

1/2

 

Траектория, путь и перемещение.

Траектория, путь и перемещение.

Знать: смысл понятий «траектория», «путь», «перемещение».

Уметь: объяснять их физический смысл.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§2,3;

Упр.2,3.

2/3

 

Прямолинейное

равномерное

движение.

Прямолинейное

равномерное

движение.

Знать: понятия «скорость», «прямолинейное равномерное движение»

Уметь: объяснять их физический смысл.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§4;

Упр.4.

2/4

 

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

Уметь: строить и читать графики координаты и скорости прямолинейного равномерного движения.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§4;

Упр.4.

1.1.2 Прямолинейное равноускоренное движение

3/5

 

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение.

Знать: понятия «прямолинейное равноускоренное движение», «ускорение»

Уметь: объяснять их физический смысл.

Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном движении тела.

Измерять ускорение свободного падения.

Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.

Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§5;

Упр.5.

3/6

 

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

График скорости.

Скорость.

График скорости при движении с ускорением.

Знать: понятия «скорость», «проекция скорости», «начальная скорость», «конечная скорость».

Уметь: объяснять их физический смысл.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§6;

Упр.6.

4/7

 

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Перемещение при движении с ускорением.

Знать: понятия «перемещение при движении с ускорением», «уравнение равноускоренного движения».

Уметь: объяснять их физический смысл.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§7;

Упр.7.

4/8

 

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Знать: понятия «перемещение при движении с ускорением», «уравнение равноускоренного движения», «начальная скорость», «конечная скорость».

Уметь: объяснять их физический смысл.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§8;

Упр.8.

5/9

 

Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Уметь: использовать измерительный инструмент для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§7, 8

5/10

 

Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение».

Прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§7, 8

6/11

 

Решение графических задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение».

Графики прямолинейного равноускоренного движения.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач;

Читать графики.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§7,8

6/12

 

Контрольная работа №1.

«Основы кинематики».

Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§7,8

1.2 Основы динамики

7/13

 

Относительность

механического

движения

Относительность

механического

движения

Знать: смысл понятий «относительность перемещения и скорости».

Вычислять ускорение тела;

силы, действующие на тело;

массу тела на основе второго закона Ньютона.

Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Измерять силу всемирного тяготения.

Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.

Задание на соответствие понятий

 

 

§9;

Упр.9.

7/14

 

Инерциальные системы отсчета.

Первый закон Ньютона.

Первый закон Ньютона.

Знать: смысл понятий «инерция», «инерциальная система отсчета»;

формулу первого закона Ньютона.

Уметь: объяснять физический смысл первого закона Ньютона.

Задание на соответствие понятий;

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§10;

Упр.10.

8/15

 

Второй закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Знать: формулу второго закона Ньютона; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Уметь: объяснять физический смысл второго закона Ньютона.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§11;

Упр.11.

8/16

 

Третий закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Знать: формулу третьего закона Ньютона; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Уметь: объяснять физический смысл третьего закона Ньютона.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§12;

Упр.12.

9/17

 

Свободное падение тел.

Свободное падение тел.

Уметь: объяснять физический смысл свободного падения.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§13;

Упр.13.

9/18

 

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Свободное падение тел.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Уметь: объяснять физический смысл свободного падения; применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§14;

Упр.14.

10/19

 

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения».

Измерение ускорения свободного падения.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§13

10/20

 

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения.

Знать: смысл понятий «гравитационное взаимодействие», «гравитационная постоянная», «границы применимости закона»;

формулу закона всемирного тяготения

Уметь: объяснять физический смысл закона всемирного тяготения.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§15;

Упр.15.

11/21

 

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Сила тяжести.

Ускорение свободного падения.

Знать: смысл понятий «сила тяжести», «ускорение свободного падения»;

зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей.

Уметь: объяснять физический смысл зависимости ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§16;

Упр.16.

11/22

 

Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Знать: определение криволинейного движения; приводить примеры криволинейного движения; физические характеристики криволинейного движения; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§18, 19;

Упр.17, 18.

12/23

 

Решение задач по теме «Движение тела по окружности».

Движение тела по окружности.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§19;

Упр.18.

12/24

 

Искусственные спутники Земли.

Первая и вторая космические скорости.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§20;

Упр.19.

1.3 Законы сохранения в механике

13/25

 

Импульс тела.

Закон сохранения импульса тела.

Импульс тела.

Закон сохранения импульса тела.

Знать: смысл понятий «импульс», «импульс силы»;

формулу закона сохранения импульса тела; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§21;

Упр.20.

13/26

 

Реактивное движение.

Реактивное движение.

Знать: смысл понятий «сила тяжести», «ускорение свободного падения»;

единицы измерения физических величин в системе СИ.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§22;

Упр.21.

14/27

 

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».

Импульс тела.

Закон сохранения импульса тела.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§23;

Упр.22.

14/28

 

Контрольная работа №2 по темам «Основы динамики», «Законы сохранения в механике».

Законы динамики.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§9-23

15/29

 

Анализ контрольной работы № 2.

Работа над ошибками.

Законы динамики.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§9-23

2. Механические колебания. Звук (11 часов).

15/1

13.01.

Колебательное движение.

Свободные и вынужденные колебания.

Колебательные системы.

Маятник.

 

Знать: условия существования колебаний; приводить примеры.

Объяснять процесс колебаний маятника.

Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.

Исследовать закономерности колебаний груза на пружине.

Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.

Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§24, 25;

Упр.23.

16/2

14.01.

Величины, характеризующие колебательное движение.

Величины, характеризующие колебательное движение.

Знать: уравнение колебательного движения.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§26;

Упр.24.

16/3

20.01.

Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§26

17/4

21.01.

Превращения энергии при колебательном движении.

Затухающие и вынужденные колебания.

Превращения энергии при колебательном движении.

Затухающие и вынужденные колебания.

Знать: закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§28,29;

Упр.25,26.

17/5

27.01.

Распространение колебаний в упругой среде.

Волны.

Распространение колебаний в упругой среде.

 

Знать: определение механических волн; виды волн.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§31

18/6

28.01.

Характеристики волн.

Характеристики волн.

Знать: основные характеристики волн; характер распространения колебательных процессов.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§32,33;

Упр.28.

18/7

03.02.

Звуковые колебания.

Источники звука.

Звуковые колебания.

Источники звука.

Знать: определение звуковых волн; приводить примеры.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§34;

Упр.29.

19/8

04.02.

Характеристики звуковых волн.

Высота звука.

Тембр звука.

Громкость звука.

Знать: физические характеристики звука: высота, тембр, громкость.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§35, 36;

Упр.20.

19/9

10.02.

Распространение звука.

Скорость звука.

Распространение звука.

Скорость звука.

Знать: особенности распространения звука в различных средах.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§37, 38;

Упр.31,32.

20/10

11.02.

Отражение звука.

Эхо.

Звуковой резонанс.

Отражение звука.

Эхо.

Звуковой резонанс.

Знать: особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§39,40.

20/11

17.02.

Контрольная работа №3 «Механические колебания. Звук»

Механические колебания. Звук.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§24-40

3. Электромагнитное поле (14 часов)

21/1

18.02.

Магнитное поле.

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Магнитное поле.

Условия возникновения магнитного поля.

Знать: смысл понятий «магнитное поле»;

условия возникновения магнитного поля;

взаимодействие магнитов;

единицы измерения физических величин в системе СИ.

Экспериментально изучить явления магнитного взаимодействия тел.

Изучить явления намагничивания вещества.

Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.

Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.

Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.

Изучить принцип действия электродвигателя.

Задание на соответствие понятий;

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§42,43;

Упр.33,34.

21/2

24.02.

Графическое изображение магнитного поля.

Графическое изображение магнитного поля.

Знать: структуру магнитного поля.

Уметь: уметь анализировать графики и схемы.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§42, 44;

Упр.34,35.

22/3

25.02.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Правило левой руки.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Знать: физический смысл понятия «сила Ампера».

Задание на соответствие понятий

 

 

§45;

Упр.36.

22/4

03.03.

Индукция магнитного поля.

Индукция магнитного поля.

Знать: физический смысл понятия «индукция магнитного поля»; формулу; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§46;

Упр.37.

23/5

04.03.

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

Знать: физический смысл понятия «сила Лоренца».

Задание на соответствие понятий.

 

 

§45;

Упр.36.

23/6

10.03.

Решение задач по теме «Магнитное поле».

Магнитное поле.

Условия возникновения магнитного поля.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§42-46

Упр.33-37.

24/7

11.03.

Магнитный поток.

Магнитный поток.

Знать: физический смысл понятия «магнитный поток»; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§47;

Упр.38.

24/8

17.03

Явление электромагнитной индукции.

Самоиндукция.

Явление электромагнитной индукции.

Самоиндукция.

Знать: физический смысл понятий «электромагнитная индукция», «самоиндукция»;

формулу; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§48,49,

50;

Упр.39, 40,41.

25/9

18.03

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции».

Явление электромагнитной индукции.

 

Уметь: использовать электроизмерительные приборы для определения характеристик магнитного поля; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§48-50.

25/10

1.04.

Получение переменного электрического тока.

Трансформатор.

Передача электрической энергии на расстояние.

Получение переменного электрического тока.

Трансформатор.

Передача электрической энергии на расстояние.

Знать: способы получения электрического тока, принцип действия трансформатора.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§51,54-56;

Упр.42.

26/11

7.04.

Электромагнитное поле.

Электромагнитное поле.

 Знать: физический смысл понятия «электромагнитное поле»; условия существования электромагнитного поля.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§52;

Упр.43.

26/12

8.04.

Электромагнитные волны.

Шкала электромагнитных волн.

Электромагнитные волны.

Шкала электромагнитных волн.

Знать: механизм возникновения электромагнитных волн;

Зависимость свойств электромагнитных излучений от их длины.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§53;

Упр.44.

27/13

14.04

Электромагнитная природа света.

Электромагнитная природа света.

Знать: историческое развитие взглядов на природу света.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§58

27/14

15.04

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле».

Электромагнитное поле.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§42-58.

4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 часов).

28/1

21.04

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Знать: природу альфа-, бета-, гамма-лучей.

Измерять элементарный электрический  заряд.

Наблюдать линейчатые спектры излучения.

Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.

Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§65

28/2

22.04.

Модели атомов.

Опыт Резерфорда.

Модели атомов.

Опыт Резерфорда.

Знать: строение атома по Резерфорду.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§66

29/3

28.04.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Знать: природу радиоактивного распада и его закономерности.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

§67;

Упр.58.

29/4

29.04.

Экспериментальные методы исследования частиц.

Открытие протона и нейтрона.

Экспериментальные методы исследования частиц.

Открытие протона и нейтрона.

Знать: современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений; историю открытия протона и нейтрона.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§68,69,

70.

30/5

05.05.

Состав атомного ядра.

Массовое число.

Зарядовое число.

Ядерные силы.

Состав атомного ядра.

Ядерные силы.

 

Знать: строение ядра атома.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§71, 72;

Упр.53, 54.

30/6

05.05.

Энергия связи.

Дефект масс.

Энергия связи.

Дефект масс.

Знать: понятие «прочность атомных ядер».

Задание на соответствие понятий.

 

 

§73

31/7

05.05.

Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс».

Энергия связи.

Дефект масс.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§73

31/8

06.05.

Деление ядер урана.

Цепные ядерные реакции.

Деление ядер урана.

Цепные ядерные реакции.

Знать: механизм деления ядер урана.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§74,75

32/9

06.05.

Ядерный реактор.

Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Ядерный реактор.

 

Знать: устройство ядерного реактора.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§76

32/10

12.05.

Лабораторная работа «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

Изучение деления ядер урана по фотографиям треков.

Уметь: анализировать результаты исследований.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§74,75

33/11

13.05.

Термоядерная реакция.

Атомная энергетика.

Биологическое действие радиации.

Термоядерная реакция.

Атомная энергетика.

Биологическое действие радиации.

Знать: условия протекания термоядерной реакции, ее применение;

Преимущества и недостатки атомных электростанций;

Правила защиты от радиоактивного излучения.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§77-79..

33/12

19.05.

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра».

Строение атома и атомного ядра.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§65-79.

34/13

20.05.

Анализ контрольной работы № 5.

Работа над ошибками.

Строение атома и атомного ядра.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§65-79.

34/14

 

Подведение итогов учебного года.

Урок-повторение курса физики  9 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

                     

 

Библиографический список:

  1. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 7-9 классы/ авторская программа. – М.: Дрофа, 2008./ – М.:МЦ ВОУО ДО, 2012.
  3. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  4. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перыщкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс»,

«Физика 9 класс»/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – М.: Экзамен, 2012.

  1. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9классы. – М.: Просвещение, 2007.