Физика. 10 класс

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы:

Мякишев, Г.Я./ сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 классы/ Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев/. – М.: Просвещение, 2012 г.

Учебная программа 10 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1.

Физика и методы познания

- 1 час

2.

Механика

- 24 часа

2.1.

Кинематика

- 9 часов

2.2.

Динамика

- 8 часов

2.3.

Законы сохранения в механике

- 7 часов

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

- 20 часов

3.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

- 6 часов

3.2.

Температура. Энергия теплового движения молекул

- 2 часа

3.3.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

 

- 2 часа

3.4.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

 

- 3 часа

3.5.

Основы термодинамики

- 7 часов

4.

Основы электродинамики

- 22 часа

4.1.

Электростатика

- 9 часов

4.2.

Законы постоянного тока

- 8 часов

4.3.

Электрический ток в различных средах

- 5 часов

5.

Резервное время

- 1 час

По программе за год учащиеся должны выполнить:

- 4 контрольные работы;

- 4 лабораторные работы.

Основное содержание программы

  1. Научный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.

  1. Механика

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упругодеформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

  1. Зависимость траектории от выбора отсчета.
  2. Падение тел в воздухе и в вакууме.
  3. Явление инерции.
  4. Измерение сил.
  5. Сложение сил.
  6. Зависимость силы упругости от деформации.
  7. Реактивное движение.
  8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

  1. Изучение закона сохранения механической энергии.
  1. Молекулярная физика. Термодинамика.

Молекулярно-кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принцип действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения.
  2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
  3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
  4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
  5. Устройство гигрометра и психрометра.
  6. Кристаллические и аморфные тела.
  7. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
  1. Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

Демонстрации

  1. Электризация тел.
  2. Электрометр.
  3. Энергия заряженного конденсатора.
  4. Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Требования3 к уровню подготовки выпускников 10 класса

В результате изучения физики в 10 классе ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
  • смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
  • смысл физических законов, принципов, постулатов: принцип суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля-Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной электрической цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения .

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
  • описывать и объяснять физические свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  • описывать и объяснять результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в различных областях жизнедеятельности человека;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление; скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.

Результаты освоения курса физики1

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.

Учебно-методический комплект

  1. Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс./ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл./А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2010.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ЕГЭ – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;

КПУ КИМ ЕГЭ – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

 

Календарно-тематическое планирование

10 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

 

недели/

урока

Дата

Тема урока5

Элементы содержания2

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные виды деятельности ученика1

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля7,

измерители6

КЭС

КИМ

ЕГЭ

КПУ

КИМ

ЕГЭ

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Физика и методы познания (1 час)

1/1

 

Техника безопасности в кабинете физики.

Введение.

Физические явления.

Наблюдения и опыты.

Знать: смысл понятий «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория», «взаимодействие»; вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики.

Уметь: отличать гипотезы от научных теорий; приводить примеры подтверждающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

Введение

 

2. Механика (24 часа)

2.1 Кинематика (9 часов)

1/1

 

Механическое движение.

Виды движений.

Характеристики движения.

Основная задача механики.

 Кинематика.

Система отсчета.

Механическое движение.

Виды движений.

Относительность движения.

Знать: смысл понятий «механическое движение», «материальная точка», «система и тело отсчета»; виды механического движения.

Уметь: приводить примеры механического движения.

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Определять путь, пройденный телом за промежуток времени; скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном движении тела.

Измерять ускорение свободного падения.

Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.

Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 1-6

2/2

 

Равномерное

прямолинейное

движение.

Скорость равномерного

прямолинейного

движения.

Уравнение равномерного

прямолинейного

движения.

 

Равномерное

прямолинейное

движение.

Скорость равномерного

прямолинейного

движения.

Уравнение равномерного

прямолинейного

движения.

 

Знать: смысл понятий «скорость», «равномерное прямолинейное движение»; законы равномерного прямолинейного движения.

Уметь: объяснять их физический смысл.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§7, 8;

Упр.1.

2/3

 

Мгновенная скорость.

Сложение скоростей.

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

Мгновенная скорость.

Сложение скоростей.

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

Знать: смысл понятия «мгновенная скорость»; правило сложения скоростей.

Уметь: строить и читать графики координаты и скорости прямолинейного равномерного движения.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§9, 10;

Упр.2.

3/4

 

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

 

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение.

Скорость.

Единицы измерения.

 

Знать: смысл понятий «прямолинейное равноускоренное движение», «ускорение», «скорость прямолинейного равноускоренного движения»

Уметь: объяснять их физический смысл.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§11-17;

Упр.3, 4.

3/5

 

Решение задач по темам «Равномерное

прямолинейное

движение»,

«Прямолинейное равноускоренное движение».

 

Равномерное

прямолинейное

движение.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач;

читать графики.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§7-17;

4/6

 

Кинематика твердого тела.

Движение тел.

Поступательное движение.

Вращательное движение твердого тела.

Кинематика твердого тела.

Движение тел.

Поступательное движение.

Вращательное движение твердого тела.

Знать: смысл понятий «механическое движение», «абсолютно твердое тело», «поступательное движение», «угловая скорость», «угловое ускорение».

Задание на соответствие понятий.

 

 

§18, 19;

Упр.5.

4/7

 

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности».

Изучение движения тела по окружности.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§19;

 

5/8

 

Решение задач по теме «Кинематика твердого тела».

Кинематика твердого тела.

Поступательное движение.

Вращательное движение твердого тела.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач;

читать графики.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§18, 19

5/9

 

Контрольная работа №1.

«Кинематика».

Равномерное

прямолинейное

движение.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Кинематика твердого тела.

Поступательное движение.

Вращательное движение твердого тела.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§1-19

2.1 Динамика (8 часов)

6/10

 

Взаимодействие тел в природе.

Первый закон Ньютона.

Взаимодействие тел в природе.

Явление инерции.

Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Знать: смысл понятий «инерциальная система отсчета», «неинерциальная система отсчета»; формулу первого закона Ньютона.

Уметь: объяснять физический смысл первого закона Ньютона;

применять полученные знания для решения физических задач.

Вычислять ускорение тела;

силы, действующие на тело;

массу тела на основе второго закона Ньютона.

Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Измерять силу всемирного тяготения.

Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.

Задание на соответствие понятий

 

 

§20-22

 

6/11

 

Сила как мера взаимодействия тел.

 

Взаимодействие.

Сила.

Принцип суперпозиции сил.

Динамометр.

Измерение сил.

Инерция.

Сложение сил.

Знать: смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция»;

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий;

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§23

 

7/12

 

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Знать: формулу второго закона Ньютона; формулу третьего закона Ньютона; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Уметь: объяснять физический смысл второго закона Ньютона; объяснять физический смысл третьего закона Ньютона.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§25-27

Упр.6

7/13

 

Принцип относительности Галилея.

Принцип причинности в механике.

Принцип относительности.

Знать: принцип относительности.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§28

8/14

 

Явление тяготения.

Гравитационные силы.

Силы в механике.

Сила всемирного тяготения.

Знать: смысл понятий «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести»; физический смысл величины «ускорение свободного падения».

Уметь: объяснять природу взаимодействия.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§29, 30

8/15

 

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения.

Гравитационная постоянная.

Ускорение свободного падения.

Знать: закон всемирного тяготения;

смысл понятий «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения».

Уметь: объяснять физический смысл свободного падения; применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§31;

Упр.14.

9/16

 

Первая космическая скорость.

Вес тела.

Невесомость.

Перегрузки.

Первая космическая скорость.

Вес тела.

Невесомость.

Перегрузки.

Знать: смысл понятий «сила тяжести», «вес тела».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§32, 33

9/17

 

Силы упругости.

Силы трения.

Электромагнитная природа сил упругости и трения.

Сила упругости.

Закон Гука.

Сила трения.

Трение покоя.

Коэффициент трения.

Знать: смысл понятий «упругость», «деформация», «трение»;

формулу закона Гука; законы трения.

Уметь: объяснять физический смысл закона Гука; законов трения.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§34-37

Упр.7

1.3 Законы сохранения в механике

10/18

 

Импульс тела.

Закон сохранения импульса тела.

Импульс тела.

Импульс силы.

Закон сохранения импульса тела.

Знать: смысл понятий «импульс», «импульс силы»;

формулу закона сохранения импульса тела; единицы измерения физических величин в системе СИ.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§39, 40

10/19

 

Реактивное движение.

Реактивное движение.

Успехи в освоении космического пространства.

Уметь: приводить примеры практического использования закона сохранения импульса;

применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§41, 42;

Упр.8.

11/20

 

Работа силы.

Мощность.

Механическая энергия тела.

Потенциальная энергия.

Кинетическая энергия.

Работа силы.

Мощность.

Механическая энергия тела.

Потенциальная энергия.

Кинетическая энергия.

Знать: смысл понятий «работа», «механическая энергия».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§43-49

Упр.

11/21

 

Закон сохранения энергии в механике.

Закон сохранения энергии в механике.

Знать: смысл понятий «энергия»; виды энергий; закон сохранения энергии.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§50, 51

12/22

 

Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии».

Изучение закона сохранения механической энергии

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§50, 51

12/23

 

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».

Законы сохранения в механике.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§43-51

13/24

 

Контрольная работа №2 по темам «Динамика», «Законы сохранения в механике».

Динамика.

Законы сохранения в механике.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Применять закон для расчета результатов взаимодействия тел.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§39-51

3. Молекулярная физика. Термодинамика (20 часов).

3.1 Основы молекулярно-кинетической теории

13/1

 

Строение вещества.

Молекула.

Основные положения МКТ.

Броуновское движение.

Строение вещества.

Молекула.

Основные положения МКТ.

Экспериментальное доказательство основных положений МКТ.

Броуновское движение.

Знать: смысл понятий «вещество», «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы».

Уметь: объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Физический смысл понятий: количество вещества, давление, температура, внутренняя энергия, идеальный газ, количество теплоты; удельных величин: теплоемкости, теплоты плавления, парообразования, сгорания топлива. Объяснение процессов плавления, отвердевания, испарения, влажности, кипения и конденсации с точки зрения МКТ. Основное уравнение МКТ, газовые законы, уравнение состояния идеального газа, первый закон термодинамики.

Рассчитывать количество вещества и число атомов и молекул, давление газа и его концентрацию, температуру и скорость движения молекул, внутреннюю энергию и работу газа, влажность воздуха.  Анализировать и строить графики изопроцессов. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§55, 56, 58.

14/2

 

Масса молекул.

Количество вещества.

Масса молекул.

Количество вещества.

Знать: оценку размеров молекул;

смысл понятий «количество вещества», «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «число Авогадро».

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§57

 

14/3

 

Решение задач по теме «Основы МКТ»

Строение вещества.

Молекула.

Основные положения МКТ.

Масса молекул.

Количество вещества.

Уметь: объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества;

применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§55-58

15/4

 

Силы взаимодействия молекул.

Строение твердых, жидких и газообразных тел.

Силы взаимодействия молекул.

Строение твердых, жидких и газообразных тел.

Знать: строение твердых, жидких и газообразных тел.

Уметь: объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§59, 60

15/5

 

Идеальный газ в МКТ.

Основное уравнение МКТ.

Идеальный газ в МКТ.

Основное уравнение МКТ.

Знать: смысл понятия «давление газа»; связь давления со средней кинетической энергией молекул;

основное уравнение МКТ.

Уметь: объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества;

применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§61-63

16/6

 

Решение задач по теме «Основы МКТ»

Основное уравнение МКТ.

Знать: основное уравнение МКТ.

Уметь: объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества;

применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§55-63

Упр.11

3.2 Температура. Энергия теплового движения молекул

16/7

 

Температура.

Тепловое равновесие.

Температура.

Тепловое равновесие.

Измерение температуры термометром.

Знать: смысл понятий «температура», «абсолютная температура»;

единицы измерения физических величин в системе СИ.

Уметь: объяснять устройство и принцип действия термометров.

 

Задание на соответствие понятий;

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§;64. 65

17/8

 

Абсолютная температура.

Взаимосвязь температуры с кинетической энергией молекул.

Абсолютная температура.

Абсолютная температурная шкала.

Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина.

Взаимосвязь температуры с кинетической энергией молекул.

Измерение скоростей молекул газа.

Знать: смысл понятий «абсолютная температура», «абсолютная температурная шкала»;

смысл постоянной Больцмана;

единицы измерения физических величин в системе СИ.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§66, 67;

Упр. 12.

3.3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

17/9

13.01.

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы.

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы.

Знать: уравнение состояния идеального газа; уравнение Менделеева-Клапейрона; закон Авогадро; изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§68, 69;

Упр.13.

18/10

14.01.

Лабораторная работа «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для установления взаимосвязи температуры и давления; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§69.

3.4 Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

18/11

20.01.

Насыщенный пар.

Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Кипение.

Насыщенный пар.

Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Кипение.

Знать: смысл понятий «кипение», «испарение», «парообразование», «насыщенный пар».

Уметь: описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации; объяснять зависимость температуры кипения от давления.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 70,71.

19/12

21.01.

Влажность воздуха.

Влажность воздуха.

Измерение влажности воздуха.

Знать: смысл понятий «относительная влажность», «парциальное давление»;

устройство и принцип действия гигрометра и психрометра.

Уметь: измерять относительную влажность воздуха.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§; 72

Упр. 14

19/13

27.01.

Кристаллические тела.

Аморфные тела.

Кристаллические тела.

Анизотропия.

Аморфные тела.

Плавление и отвердевание.

Знать: свойства кристаллических тел; различие в строении кристаллических и аморфных тел.

 

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§73, 74.

3.5 Основы термодинамики

20/14

28.01.

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

Знать: смысл понятий «внутренняя энергия», «термодинамическая система»; формулу вычисления внутренней энергии; физический смысл молярной газовой постоянной.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§75, 76.

20/15

03.02.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Знать: смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость».

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§77;

Упр.15

21/16

04.02.

Первый закон термодинамики.

Первый закон термодинамики.

Знать: первый закон термодинамики.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§78, 79.

21/17

11.02.

Необратимость процессов в природе.

Второй закон термодинамики.

Необратимость процессов в природе.

Второй закон термодинамики.

Знать: понятие необратимого процесса; второй закон термодинамики.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§80.

22/18

12.02.

Принцип действия тепловых двигателей.

Коэффициент полезного действия.

Принцип действия тепловых двигателей.

Коэффициент полезного действия.

Знать: виды тепловых двигателей; устройство и принцип действия тепловых двигателей;

смысл понятия «коэффициент полезного действия».

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§82.

22/19

17.02.

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

Молекулярная физика.

Основы термодинамики.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§55-82;

Упр.11-15

23/20

18.02.

Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

Молекулярная физика.

Основы термодинамики.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§ 55-82;

Упр.11-15

4 Основы электродинамики (22 часа)

4.1 Электростатика

23/1

24.02.

Электрический заряд и элементарные частицы.

Строение атома.

Электрический заряд.

Элементарные частицы.

Знать: смысл понятий «электрический заряд», «элементарный электрический заряд».

Уметь: объяснять процесс электризации тел.

Два рода электрических зарядов и их взаимодействие. Закон Кулона и  сохранения электрического заряда. Физический смысл силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности тока, ЭДС. Закон Ома для участка и для полной цепи, Джоуля-Ленца. Практическое использование действий электрического тока. Формулы для расчета сопротивления, силы тока, напряжения.

Решать задачи на определение условий равновесия системы двух и более заряженных тел; применять принцип суперпозиции полей для расчета напряженности поля; описывать и объяснять принцип действия источников тока; рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление, ЭДС. Рассчитывать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§83-85.

24/2

25.02.

Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Единица измерения электрического заряда.

Знать: закон сохранения электрического заряда; закон Кулона; единицу измерения электрического заряда.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§86, 88.

24/3

03.03.

Решение задач по темам «Закон сохранения электрического заряда»,

«Закон Кулона».

Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Единица измерения электрического заряда.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§83-88;

Упр.16.

25/4

04.03.

Электрическое поле.

Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции полей.

Электрическое поле.

Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции полей.

Знать: смысл понятий «материя», «вещество», «электрическое поле», «напряженность».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§90, 91.

25/5

10.03.

Силовые линии электрического поля.

Напряженность поля заряженного шара.

Силовые линии электрического поля.

Однородное поле.

Напряженность поля заряженного шара.

Знать: смысл понятий

«напряженность силовых линий электрического поля».

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§92

26/6

11.03.

Решение задач по темам «Электрическое поле», «Принцип суперпозиции полей».

Электрическое поле.

Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции полей.

Силовые линии электрического поля.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§90-92

26/7

17.03.

Проводники в электростатическом поле.

Диэлектрики в электростатическом поле.

Поляризация диэлектриков.

Проводники в электростатическом поле.

Диэлектрики в электростатическом поле.

Поляризация диэлектриков.

Знать: смысл понятий «проводник электрического тока», «диэлектрик», «поляризация».

 

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§93-95

27/8

18.03.

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Потенциал электрического поля и разность потенциалов.

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Потенциал электрического поля.

Разность потенциалов.

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

Знать: смысл понятий «потенциальная энергия заряженного тела», «потенциал электрического поля», «разность потенциалов»; связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

 

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§96-98;

Упр.17.

27/9

01.04.

Электрическая емкость.

Единицы электроемкости.

Конденсаторы.

Электрическая емкость.

Единицы электроемкости.

Конденсаторы.

Знать: смысл понятий «электрическая емкость», «конденсатор»; единицы электроемкости; виды конденсаторов; применение конденсаторов.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§99-101;

Упр.18.

4.2 Законы постоянного тока

28/10

07.04.

Электрический ток.

Сила тока.

Электрический ток.

Сила тока.

Условия, необходимые для существования электрического тока.

Знать: смысл понятий «электрический ток», «источник тока», «сила тока», «напряжение»; условия существования электрического тока.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§102, 103.

28/11

08.04.

Закон Ома для участка цепи.

Сопротивление.

Электрическая цепь.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

Закон Ома для участка цепи.

Сопротивление.

Единица измерения сопротивления.

Электрическая цепь.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

Знать: закон Ома для участка цепи;

смысл понятий «электрическая цепь», «последовательное соединение проводников», «Параллельное соединение проводников».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§104, 105

29/12

14.04.

Решение задач по темам «Закон Ома для участка цепи»,

«Последовательное и параллельное соединения проводников».

Закон Ома для участка цепи.

Сопротивление.

Единица измерения сопротивления.

Электрическая цепь.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§104, 105.

29/13

15.04.

Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для изучения последовательного и параллельного соединения проводников; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§104, 105.

30/14

21.04

Работа и мощность постоянного тока.

Работа постоянного тока.

Закон Джоуля-Ленца.

Мощность постоянного тока

Знать: смысл понятий «работа постоянного тока», «мощность постоянного тока»; закон Джоуля-Ленца.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§106

30/15

22.04.

Электродвижущая сила.

Закон Ома для полной цепи.

Электродвижущая сила.

Закон Ома для полной цепи.

Знать: смысл понятия «электродвижущая сила»; закон Ома для полной цепи.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§107, 108;

Упр. 19

31/16

28.04.

Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§107

31/17

29.04.

Контрольная работа №4 по теме «Законы постоянного тока».

Законы постоянного тока

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§102-107

4.3 Электрический ток в различных средах

32/18

05.05.

Электрическая проводимость различных веществ.

Электрическая проводимость различных веществ.

Электронная проводимость в металлах.

Зависимость сопротивления проводника от температуры.

Сверхпроводимость.

Знать: объяснять природу электрического тока в металлах;

Основы электронной теории;

Причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры;

Значение сверхпроводников в современных технологиях.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§109-112

32/19

06.05.

Электрический ток в полупроводниках.

Полупроводники и их строение.

Электронная и дырочная проводимость.

Уметь: описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§113-116

33/20

12.05.

Электрический ток в вакууме.

Электронно-лучевая трубка.

Термоэлектронная эмиссия.

Односторонняя проводимость.

Диод.

Электронно-лучевая трубка.

Уметь: описывать условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§117-118

33/21

13.05.

Электрический ток в жидкостях.

Закон электролиза.

Растворы и расплавы электролитов.

Электролиз.

Закон Фарадея.

Знать: законы Фарадея;

Процесс электролиза и его применение.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§119,120.

34/22

19.05.

Электрический ток в газах.

Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Электрический разряд в газе.

Ионизация газа.

Проводимость газов.

Несамостоятельный разряд.

Виды самостоятельного электрического разряда.

Уметь: описывать условия и процесс протекания электрического разряда в газах.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§121-123;

Упр.20.

Резервное время (1 час)

34/1

20.05.

Подведение итогов учебного года.

Урок-повторение курса физики

10 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§1-123

                         

 

Библиографический список:

  1. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  2. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по Физике.
  4. Корневич, М.Л. Календарно-тематическое планирование/ Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. – М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
  5. Мякишев, Г.Я., Буховцев, Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. – М.: Просвещение, 2013.
  6. Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2012.