Физика. 11 класс

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе программы:

Мякишев, Г.Я./ сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 классы/ Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев/. – М.: Просвещение, 2012 г.

Учебная программа 11 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

 

Техника безопасности в кабинете физики.

Физика и методы познания:

повторение некоторых вопросов, изучаемых в 10 классе.

 

 

 

- 1 час

1.

Электродинамика

- 10 часов:

1.1

Магнитное поле

- 6 часов

1.2.

Электромагнитная индукция

- 4 часа

2.

Колебания и волны

- 10 часов:

2.1.

Механические колебания

- 2 час

2.2.

Электромагнитные колебания

- 2 часа

2.3.

Производство, передача и использование электрической энергии

 

- 2 часа

2.4.

Механические волны

- 1 час

2.5.

Электромагнитные волны

- 3 часа

3.

Оптика

- 13 часов:

3.1.

Световые волны

- 8 часов

3.2.

Элементы теории относительности

- 3 часа

3.3.

Излучение и спектры

- 2 часа

4.

Квантовая физика

- 13 часов

4.1.

Световые кванты

- 3 часа

4.2.

Атомная физика

- 3 часа

4.3.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

- 7 часов

5.

Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества

 

- 1 час

6.

Строение и эволюция вселенной

- 9 часов

7.

Обобщающее повторение

- 11 часов

 

По программе за год учащиеся должны выполнить:

- 4 контрольные работы;

- 6 лабораторных работ.

Основное содержание программы2

  1. Электродинамика

1.1 Магнитное поле

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие параллельных токов.
  2. Действие магнитного поля на ток.
  3. Устройство и действие амперметра и вольтметра.
  4. Устройство и действие громкоговорителя.
  5. Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

1.2 Электромагнитная индукция

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Демонстрации:

  1. Электромагнитная индукция.
  2. Правило Ленца.
  3. Зависимость ЭДС индукции от скорости отклонения магнитного потока.
  4. Самоиндукция.

Лабораторные работы:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции
  1. Колебания и волны

2.1 Механические колебания

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.

2.2 Электромагнитные колебания

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Переменный электрический ток.

2.3 Производство, передача и использование электрической энергии

Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии.

2.4 Механические волны

Волновые явления. Распространение механических волн. Физические характеристики волны. Звуковые волны.

2.5 Электромагнитные волны

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации:

  1. Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.
  2. Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
  3. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  4. Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).
  5. Осциллограммы переменного тока.
  6. Устройство и принцип действия трансформатора.
  7. Свойства электромагнитных волн.

Лабораторные работы:

  1. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
  1. Оптика

3.1 Световые волны

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Линза. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Демонстрации:

  1. Законы преломления света.
  2. Полное отражение.
  3. Получение интерференционных полос.
  4. Дифракция.
  5. Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

Лабораторные работы:

  1. Измерение показателя преломления света.
  2. Измерение длины световой волны.

3.2 Элементы теории относительности

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

3.3 Излучение и спектры

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации:

  1. Свойства инфракрасного излучения.
  2. Свойства ультрафиолетового излучения.
  3. Шкала электромагнитных излучений.

Лабораторные работы:

  1. Исследование сплошного и линейчатого спектров.
  1. Квантовая физика

4.1. Световые кванты

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.

4.2. Атомная физика

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание  и поглощение света атомами. Лазеры.

4.3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы: доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации:

  1. Устройство полупроводниковых фотоэлементов.
  2. Модель опыта Резерфорда.
  3. Устройство счетчика ионизирующих частиц.
  1. Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества
  1. Строение и эволюция вселенной

Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». Общие сведения о Солнце: вращение, размеры, масса, светимость, температура, химический состав, состояние веществ Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша галактика: состав, строение, движение звезд в галактике и ее вращение. Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Демонстрации:

  1. Модель Солнечной системы.
  2. Теллурий.
  3. Подвижная карта звездного неба.
  1. Обобщающее повторение

Требования3 к уровню подготовки выпускников 11 класса

В результате изучения физики в 11 классе ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: магнитное поле тока, индукция магнитного поля, электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле; свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн, интерференция, дифракция, дисперсия света, период колебаний с циклической частотой, фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
  • смысл физических законов, принципов, постулатов: расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон отражения и преломления, взаимосвязь длины волны с частотой и скоростью, закон преломления света, принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии, постулат Бора, закон радиоактивного распада.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, самоиндукции, распространения электромагнитных волн;
  • измерять: силу тока и напряжение в цепях переменного тока, длину световой волны;
  • описывать и объяснять физические свойства: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел, различных видов электромагнитного излучения в зависимости от длины волны и частоты;
  • описывать и объяснять результаты экспериментов: фотоэффект, опыт Резерфорда;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в различных областях жизнедеятельности человека;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.

Результаты освоения курса физики1

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.

Учебно-методический комплект

  1. Мякишев, Г.Я. Физика. 11 класс./ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл./А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2010.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ЕГЭ – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;

КПУ КИМ ЕГЭ – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

 

Календарно-тематическое планирование

11 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

 

недели/

урока

Дата

Тема урока5

Элементы содержания2

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные виды деятельности ученика1

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля7,

измерители6

КЭС

КИМ

ЕГЭ

КПУ

КИМ

ЕГЭ

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Физика и методы познания (1 час)

1/1

 

Техника безопасности в кабинете физики.

Повторение некоторых вопросов, изучаемых в 10 классе.

 

Знать: смысл понятий «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория», «взаимодействие»; вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики.

Уметь: отличать гипотезы от научных теорий; приводить примеры подтверждающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

 

 

 

 

 

1. Электродинамика  (10 часов)

1.1 Магнитное поле  (6 часов)

1/2

 

Магнитное поле и его свойства

Взаимодействие токов.

Вектор магнитной индукции.

Линии магнитной индукции.

Знать: смысл понятий «магнитное поле тока», «индукция магнитного поля».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Характеристики движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, направление и величину сил Лоренца и Ампера,

явление электромагнитной индукции и самоиндукции, закон электромагнитной индукции, самоиндукции;

правило Ленца,

индуктивность,

электромагнитное поле.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 1, 2

2/3

 

Модуль вектора магнитной индукции.

Сила Ампера.

Модуль вектора магнитной индукции.

Сила Ампера.

Знать: смысл понятий «электромагнитная индукция», «самоиндукция», «индуктивность», «электромагнитное поле».

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 3

2/4

 

Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Знать: правило Ленца

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 6

3/5

 

Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик магнитного поля; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§3, 6.

3/6

 

Магнитные свойства вещества.

Магнитные свойства вещества.

Намагничивание вещества.

Ферромагнетики и их применение

Знать: смысл понятий «намагничивание», «ферромагнетики».

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 7

4/7

 

Решение задач по теме «Магнитное поле».

 

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

 

 

§ 1-7;

Упр.1.

1.2 Электромагнитная индукция (4 часа)

4/8

 

Электромагнитная индукция.

Направление индукционного тока.

Закон электромагнитной индукции.

Электромагнитная индукция.

Направление индукционного тока.

Закон электромагнитной индукции.

Знать: смысл понятий «электромагнитная индукция», «магнитный поток»;

направление индукционного тока;

правило Ленца;

закон электромагнитной индукции.

 

Явление электромагнитной индукции.

Магнитный поток.

Закон электромагнитной индукции Фарадея.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Индуктивность.

Энергия магнитного поля.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 8-11

5/9

 

Самоиндукция.

Индуктивность.

Энергия магнитного поля тока.

Электромагнитное поле.

Самоиндукция.

Индуктивность.

Энергия магнитного поля тока.

Электромагнитное поле.

Знать: смысл понятий «самоиндукция», «индуктивность»,

«энергия магнитного поля тока»,

«электромагнитное поле».

Задание на соответствие понятий.

 

 

§ 12-17

5/10

 

Лабораторная работа «Наблюдение явления электромагнитной индукции».

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

Наблюдение явления электромагнитной индукции

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик электромагнитной индукции; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины;

применять полученные знания для решения физических задач.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§ 9-11;

Упр.2.

6/11

 

Контрольная работа №1 по теме «Электродинамика»

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§ 1-17

2 Колебания и волны (10 часов)

2.1 Механические колебания (2 часа)

6/1

 

Механические колебания.

Условия возникновения свободных колебаний.

Динамика колебательного движения.

 

Знать: смысл понятий «свободные колебания», «вынужденные колебания», «математический маятник», «гармонические колебания»,

«фаза колебаний»,

«резонанс».

Гармонические колебания.

Амплитуда и фаза колебаний.

Период колебаний.

Частота колебаний.

Свободные колебания.

Вынужденные колебания.

Резонанс.

Длина волны.

Звук.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§18-26

7/2

 

Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§20;

Упр.3.

2.2 Электромагнитные колебания (2 часа)

7/3

 

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Колебательный контур.

Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

 

Знать: смысл понятий «электромагнитные колебания», «колебательный контур».

Свободные электромагнитные колебания.

Колебательный контур.

Вынужденные электромагнитные колебания.

Резонанс.

Гармонические электромагнитные колебания.

Переменный ток.

Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле.

Свойства электромагнитных волн.

Различные виды электромагнитных излучений и их применение.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§27, 28

 

8/4

 

Переменный электрический ток.

Переменный электрический ток.

Активное сопротивление.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Резонанс в электрической цепи.

Знать: смысл понятий «переменный электрический ток», «активное сопротивление».

 

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§30-35;

Упр. 4.

2.3 Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа)

8/5

 

Генерирование электрической энергии.

 

Генерирование электрической энергии.

Генератор переменного тока.

Трансформаторы.

Знать: конструкцию и принцип действия генератора переменного тока, конструкцию и принцип действия трансформатора.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§37, 38

9/6

 

Передача электроэнергии.

Передача электроэнергии.

Знать: способы передачи электроэнергии.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§40

2.4 Механические волны (1 час)

9/7

 

Механические волны

Волны.

Свойства волн и их основные характеристики.

Знать: смысл понятия  «механическая волна», свойства волн, характеристики волн.

 

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§42, 44;

Упр.6.

2.5 Электромагнитные волны (3 часа)

10/8

 

Излучение электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн.

Излучение электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн.

Знать: смысл понятия «электромагнитная волна»,  свойства электромагнитных волн.

 

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§48, 54

10/9

 

Изобретение радио А.С. Попова.

Принцип радиосвязи.

Изобретение радио А.С. Попова.

Принцип радиосвязи.

Знать: принцип радиосвязи.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§51, 52:

Упр.7.

11/10

 

Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны».

Колебания и волны

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§18-52

3. Оптика (13 часов)

3.1 Световые волны (8 часов)

11/1

 

Законы отражения и преломления.

Полное отражение.

Законы отражения и преломления.

Полное отражение.

Знать: законы отражения и преломления,

смысл понятия «полное отражение», принцип Гюйгенса.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Построение изображений в плоском зеркале.

Закон преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Линзы.

Оптическая сила линзы.

Формула тонкой линзы.

Построение изображений в линзах.

Оптические приборы.

Глаз как оптическая система.

Интерференция света.

Дифракция света.

Дифракционная решетка.

Дисперсия света.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§59-62;

 

12/2

 

Линза.

Построение изображения в линзе.

 

 

Линза.

Построение изображения в линзе.

 

Знать: смысл понятий «линза», «тонкая линза», «собирающая линза», «фокусное расстояние линзы», «рассеивающая линза»; формулу тонкой линзы.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§63, 65.

 

12/3

 

Решение задач по темам «Законы отражения и преломления.

Полное отражение», «Линза.

Построение изображения в линзе».

Законы отражения и преломления.

Полное отражение.

Линза.

Построение изображения в линзе.

 

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§59-65;

Упр.8, 9.

 

13/4

 

Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла».

Определение показателя преломления стекла.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения показателя преломления стекла; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§61

13/5

 

Дисперсия света.

Интерференция.

Дисперсия света.

Интерференция и дифракция.

Знать: смысл понятий «дисперсия света», «интерференция».

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§66-68.

14/6

 

Дифракция.

Дифракционная решетка.

Решение задач по теме «Световые волны».

Дифракция.

Дифракционная решетка.

Электромагнитная теория света.

Знать: смысл понятий «дифракция», «дифракционная решетка».

 

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§70-72, 74;

Упр.8, 9, 10.

 

14/7

 

Лабораторная работа «Измерение длины световой волны».

Измерение длины световой волны.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения длины световой волны; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§70-72

15/8

 

Контрольная работа №3 по теме «Световые волны»

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§59-72;

 

3.2 Элементы теории относительности (3 часа)

15/9

 

Постулаты теории относительности.

Принцип относительности Эйнштейна.

 

Знать: принцип относительности Эйнштейна.

 

Инвариантность скорости света.

Принцип относительности Эйнштейна.

Полная энергия.

Энергия покоя.

Релятивистский импульс.

Задание на соответствие понятий;

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§76, 77

16/10

 

Постоянство скорости света.

Пространство и время в специальной теории относительности.

Постоянство скорости света.

Пространство и время в специальной теории относительности.

Знать: принципы постоянства скорости света в вакууме.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§78

16/11

 

Элементы релятивисткой динамики.

Релятивистская динамика.

Связь массы и энергии.

Знать: связь массы и энергии, границы применения законов классической и релятивистской механики.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§79

3.3. Излучение и спектры (2 часа)

17/12

13.01.

Виды излучений.

Источники света.

Спектральные аппараты.

Спектры.

Спектральный анализ.

Виды излучений.

Шкала электромагнитных излучений.

Виды излучений.

Источники света.

Спектральные аппараты.

Спектры.

Спектральный анализ.

Виды излучений.

Шкала электромагнитных излучений.

Знать: виды излучений,

источники света,

виды и назначение спектральных аппаратов,

виды спектров,

назначение спектрального анализа,

виды излучений,

назначение шкалы электромагнитных излучений.

 

Линейчатые спектры.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§80-86

17/13

14.01.

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра».

Наблюдение сплошного и линейчатого спектра.

Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для наблюдения сплошного и линейчатого спектров; выражать результаты измерений в СИ;

определять погрешности измерения физической величины.

 

Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ.

 

 

§86

4  Квантовая физика (13 часов)

4.1 Световые кванты (3 часа)

18/1

20.01.

Фотоэффект.

Теория фотоэффекта.

Фотоэффект.

Теория фотоэффекта.

Знать: смысл понятия «фотоэффекта», законы фотоэффекта.

Гипотеза М. Планка о квантах.

Фотоэффект.

Опыты А.Г. Столетова.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотоны.

Энергия фотона.

Импульс фотона.

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Корпускулярно-волновой дуализм.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§ 87, 88

18/2

21.01.

Фотоны.

Энергия и импульс фотона.

Корпускулярно-волновой дуализм.

Гипотеза де Бройля.

 

Знать: смысл понятий «энергия фотона», «импульс фотона», корпускулярно-волновой дуализм,

гипотезу де Бройля.

 

 

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§89

19/3

27.01.

Давление света.

Химическое действие света.

Решение задач по теме «Световые кванты».

Световые кванты

Знать: смысл понятия «давление света», химическое действие света.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§91, 92;

Упр.12.

4.2 Атомная физика (3 часа)

19/4

28.01.

Строение атома.

 

Строение атома.

Опыты Резерфорда.

 

Знать: строение атома, опыты Резерфорда, квантовые постулаты Бора.

 

Планетарная модель атома.

Постулаты Бора.

Линейчатые спектры.

Лазер.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§93, 94.

20/5

03.02.

Квантовые постулаты Бора.

Квантовые постулаты Бора.

Знать: квантовые постулаты Бора.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§95

20/6

04.02.

Лазеры.

Решение задач по теме «Атомная физика».

Лазеры.

Знать: принцип действия лазера.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§96

Упр.13.

4. 3 Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7 часов)

21/7

10.02.

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Радиоактивность.

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Радиоактивность.

Гамма-лучи.

Бета-лучи.

Альфа-лучи.

Радиоактивные превращения

 

Знать: методы наблюдения и регистрации элементарных частиц;

смысл понятий «радиоактивность», «гамма-лучи»,

«бета-лучи»,

«альфа-лучи»;

Радиоактивные превращения

 

Радиоактивность.

Альфа-распад.

Бета-распад.

Гамма-излучение.

Закон радиоактивного распада.

Нуклонная модель ядра.

Заряд ядра.

Массовое число ядра.

Энергия связи нуклонов в ядре.

Ядерные силы.

Ядерные реакции.

Деление и синтез ядер.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§97-100.

21/8

11.02.

Закон радиоактивного распада.

Строение атомного ядра.

Ядерные силы.

 

Закон радиоактивного распада.

Изотопы.

Нейтроны.

Строение атомного ядра.

Ядерные силы.

Знать: закон радиоактивного распада; смысл понятий «изотопы», «нейтроны»,

«ядерные силы»; строение атомного ядра.

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§101-104.

22/9

17.02.

Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции.

Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции.

Деление ядер урана.

Знать: смысл понятий «энергия связи атомных ядер»,

«ядерные реакции».

Задание на соответствие понятий.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§105-107.

22/10

18.02.

Цепные ядерные реакции.

Атомный реактор.

Применение ядерной энергии.

Цепные ядерные реакции.

Атомный реактор.

Применение ядерной энергии.

Знать: цепные ядерные реакции;

принцип работы атомного реактора.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§108-111.

23/11

24.02.

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Решение задач по теме «Физика атомного ядра».

Биологическое действие радиоактивных излучений.

 

Знать: биологическое действие радиоактивных излучений.

Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§113;

 Упр.14.

23/12

25.02.

Элементарные частицы.

Элементарные частицы.

Знать: виды элементарных частиц.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§114.

24/13

03.03.

Контрольная работа №4 по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

Требования к уровню подготовки учащихся.

Задание на соответствие понятий.

 

 

§97-114.

5. Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества (1 час)

24/1

04.03

Физическая картина мира

 

Иметь представление о физической картине мира.

 

Задание на соответствие понятий.

 

 

§127.

6. Строение и эволюция вселенной (9 часов)

25/1

10.03.

Солнечная система.

Солнечная система.

Видимые движения небесных тел.

 

Знать: движения небесных тел.

 

Солнечная система.

Солнце и звезды.

Строение вселенной.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§116

25/2

11.03.

Законы движения планет.

Законы движения планет.

Знать: законы движения планет.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§117.

26/3

17.03.

Строение Солнечной системы.

Строение Солнечной системы.

Знать: строение Солнечной системы.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§119

26/4

18.03.

Система Земля-Луна.

Система Земля-Луна.

Знать: физическую модель системы Земля-Луна.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§118

27/5

01.04.

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

Знать: физическую природу планет и малых тел Солнечной системы.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§119

27/6

07.04.

Общие сведения о Солнце.

Общие сведения о Солнце.

Источники энергии.

Внутреннее строение Солнца.

Знать: общие сведения о Солнце; источники энергии Солнца;

внутреннее строение Солнца.

 

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§120, 122.

28/7

08.04.

Физическая природа звезд.

Физическая природа звезд.

Знать: физическую природу звезд.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§121, 122.

28/8

14.04.

Строение Вселенной.

Строение Вселенной.

Галактика Млечный путь.

Происхождение и эволюция галактик.

Знать: строение Вселенной;

Физическую модель галактики Млечный путь; происхождение и эволюцию галактик.

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§123-125.

29/9

15.04.

 

Строение и эволюция Вселенной.

Строение и эволюция Вселенной.

Знать: строение и эволюцию Вселенной.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

§126

7. Обобщающее повторение (11 часов)

29/1

21.04.

Раздел «Механика».

Механика.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

30/2

22.04.

Раздел «Механика».

Механика.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

30/3

28.04.

Раздел «Механика».

Механика.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

31/4

29.04.

Раздел «Молекулярная физика. Тепловые явления».

Молекулярная физика. Тепловые явления.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

31/5

05.05.

Раздел «Молекулярная физика. Тепловые явления».

Молекулярная физика. Тепловые явления.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

32/6

06.05.

Раздел «Основы термодинамики».

Основы термодинамики.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

32/7

12.05.

Раздел «Основы термодинамики».

Основы термодинамики.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

33/8

13.05.

Раздел «Основы термодинамики».

Основы термодинамики.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

33/9

19.05.

Раздел «Колебания и волны».

Колебания и волны.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

34/10

20.05.

Раздел «Оптика».

Оптика.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

34/11

 

Раздел «Квантовая физика».

Квантовая физика.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам.

 

Ответы на вопросы по изученному материалу.

 

 

 

                         

Библиографический список:

  1. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  2. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по Физике.
  4. Корневич, М.Л. Календарно-тематическое планирование/ Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. – М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
  5. Мякишев, Г.Я., Буховцев, Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2013.
  6. Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2012.