Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе программы:
Мякишев, Г.Я./ сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 классы/ Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев/. – М.: Просвещение, 2012 г.
Учебная программа 11 класса рассчитана на 68 часов: по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
|
Техника безопасности в кабинете физики. Физика и методы познания: повторение некоторых вопросов, изучаемых в 10 классе. |
- 1 час |
1. |
Электродинамика |
- 10 часов: |
1.1 |
Магнитное поле |
- 6 часов |
1.2. |
Электромагнитная индукция |
- 4 часа |
2. |
Колебания и волны |
- 10 часов: |
2.1. |
Механические колебания |
- 2 час |
2.2. |
Электромагнитные колебания |
- 2 часа |
2.3. |
Производство, передача и использование электрической энергии |
- 2 часа |
2.4. |
Механические волны |
- 1 час |
2.5. |
Электромагнитные волны |
- 3 часа |
3. |
Оптика |
- 13 часов: |
3.1. |
Световые волны |
- 8 часов |
3.2. |
Элементы теории относительности |
- 3 часа |
3.3. |
Излучение и спектры |
- 2 часа |
4. |
Квантовая физика |
- 13 часов |
4.1. |
Световые кванты |
- 3 часа |
4.2. |
Атомная физика |
- 3 часа |
4.3. |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы |
- 7 часов |
5. |
Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества |
- 1 час |
6. |
Строение и эволюция вселенной |
- 9 часов |
7. |
Обобщающее повторение |
- 11 часов |
По программе за год учащиеся должны выполнить:
- 4 контрольные работы;
- 6 лабораторных работ.
Основное содержание программы2
- Электродинамика
1.1 Магнитное поле
Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Демонстрации:
- Взаимодействие параллельных токов.
- Действие магнитного поля на ток.
- Устройство и действие амперметра и вольтметра.
- Устройство и действие громкоговорителя.
- Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Лабораторные работы:
- Наблюдение действия магнитного поля на ток.
1.2 Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Демонстрации:
- Электромагнитная индукция.
- Правило Ленца.
- Зависимость ЭДС индукции от скорости отклонения магнитного потока.
- Самоиндукция.
Лабораторные работы:
- Изучение явления электромагнитной индукции
-
Колебания и волны
2.1 Механические колебания
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.
2.2 Электромагнитные колебания
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Переменный электрический ток.
2.3 Производство, передача и использование электрической энергии
Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии.
2.4 Механические волны
Волновые явления. Распространение механических волн. Физические характеристики волны. Звуковые волны.
2.5 Электромагнитные волны
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Демонстрации:
- Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.
- Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
- Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
- Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).
- Осциллограммы переменного тока.
- Устройство и принцип действия трансформатора.
- Свойства электромагнитных волн.
Лабораторные работы:
- Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
- Оптика
3.1 Световые волны
Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Линза. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Демонстрации:
- Законы преломления света.
- Полное отражение.
- Получение интерференционных полос.
- Дифракция.
- Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.
Лабораторные работы:
- Измерение показателя преломления света.
- Измерение длины световой волны.
3.2 Элементы теории относительности
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
3.3 Излучение и спектры
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.
Демонстрации:
- Свойства инфракрасного излучения.
- Свойства ультрафиолетового излучения.
- Шкала электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:
- Исследование сплошного и линейчатого спектров.
- Квантовая физика
4.1. Световые кванты
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.
4.2. Атомная физика
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами. Лазеры.
4.3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы
Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы: доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации:
- Устройство полупроводниковых фотоэлементов.
- Модель опыта Резерфорда.
- Устройство счетчика ионизирующих частиц.
- Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества
- Строение и эволюция вселенной
Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». Общие сведения о Солнце: вращение, размеры, масса, светимость, температура, химический состав, состояние веществ Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша галактика: состав, строение, движение звезд в галактике и ее вращение. Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Демонстрации:
- Модель Солнечной системы.
- Теллурий.
- Подвижная карта звездного неба.
- Обобщающее повторение
Требования3 к уровню подготовки выпускников 11 класса
В результате изучения физики в 11 классе ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: магнитное поле тока, индукция магнитного поля, электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле; свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн, интерференция, дифракция, дисперсия света, период колебаний с циклической частотой, фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических законов, принципов, постулатов: расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон отражения и преломления, взаимосвязь длины волны с частотой и скоростью, закон преломления света, принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии, постулат Бора, закон радиоактивного распада.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, самоиндукции, распространения электромагнитных волн;
- измерять: силу тока и напряжение в цепях переменного тока, длину световой волны;
- описывать и объяснять физические свойства: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел, различных видов электромагнитного излучения в зависимости от длины волны и частоты;
- описывать и объяснять результаты экспериментов: фотоэффект, опыт Резерфорда;
- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в различных областях жизнедеятельности человека;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, информационных ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (доклад, эссе, реферат, тезисы);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования современной техники.
Результаты освоения курса физики1
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и др. источники информации.
Учебно-методический комплект
- Мякишев, Г.Я. Физика. 11 класс./ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2013.
- Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл./А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2010.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Обозначения, сокращения:
КЭС КИМ ЕГЭ – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;
КПУ КИМ ЕГЭ – коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
11 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№ недели/ урока |
Дата |
Тема урока5 |
Элементы содержания2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий) |
Вид контроля7, измерители6 |
КЭС КИМ ЕГЭ |
КПУ КИМ ЕГЭ |
Домашнее задание |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
Физика и методы познания (1 час) |
||||||||||||
1/1 |
|
Техника безопасности в кабинете физики. Повторение некоторых вопросов, изучаемых в 10 классе. |
|
Знать: смысл понятий «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория», «взаимодействие»; вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики. Уметь: отличать гипотезы от научных теорий; приводить примеры подтверждающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий. |
|
|
|
|
|
|||
1. Электродинамика (10 часов) |
||||||||||||
1.1 Магнитное поле (6 часов) |
||||||||||||
1/2 |
|
Магнитное поле и его свойства |
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. |
Знать: смысл понятий «магнитное поле тока», «индукция магнитного поля». Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Характеристики движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, направление и величину сил Лоренца и Ампера, явление электромагнитной индукции и самоиндукции, закон электромагнитной индукции, самоиндукции; правило Ленца, индуктивность, электромагнитное поле.
|
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§ 1, 2 |
|||
2/3 |
|
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. |
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. |
Знать: смысл понятий «электромагнитная индукция», «самоиндукция», «индуктивность», «электромагнитное поле». Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§ 3 |
||||
2/4 |
|
Действие магнитного поля на движущийся заряд. |
Действие магнитного поля на движущийся заряд. |
Знать: правило Ленца Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§ 6 |
||||
3/5 |
|
Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток». |
Наблюдение действия магнитного поля на ток. |
Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик магнитного поля; выражать результаты измерений в СИ; определять погрешности измерения физической величины. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§3, 6. |
||||
3/6 |
|
Магнитные свойства вещества. |
Магнитные свойства вещества. Намагничивание вещества. Ферромагнетики и их применение |
Знать: смысл понятий «намагничивание», «ферромагнетики». |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§ 7 |
||||
4/7 |
|
Решение задач по теме «Магнитное поле». |
|
Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
|
|
|
§ 1-7; Упр.1. |
||||
1.2 Электромагнитная индукция (4 часа) |
||||||||||||
4/8 |
|
Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Закон электромагнитной индукции. |
Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Закон электромагнитной индукции. |
Знать: смысл понятий «электромагнитная индукция», «магнитный поток»; направление индукционного тока; правило Ленца; закон электромагнитной индукции.
|
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§ 8-11 |
|||
5/9 |
|
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. |
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. |
Знать: смысл понятий «самоиндукция», «индуктивность», «энергия магнитного поля тока», «электромагнитное поле». |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§ 12-17 |
||||
5/10 |
|
Лабораторная работа «Наблюдение явления электромагнитной индукции». Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» |
Наблюдение явления электромагнитной индукции |
Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик электромагнитной индукции; выражать результаты измерений в СИ; определять погрешности измерения физической величины; применять полученные знания для решения физических задач. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§ 9-11; Упр.2. |
||||
6/11 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Электродинамика» |
|
Требования к уровню подготовки учащихся. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§ 1-17 |
||||
2 Колебания и волны (10 часов) |
||||||||||||
2.1 Механические колебания (2 часа) |
||||||||||||
6/1 |
|
Механические колебания. |
Условия возникновения свободных колебаний. Динамика колебательного движения.
|
Знать: смысл понятий «свободные колебания», «вынужденные колебания», «математический маятник», «гармонические колебания», «фаза колебаний», «резонанс». |
Гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний. Период колебаний. Частота колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Длина волны. Звук. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§18-26 |
|||
7/2 |
|
Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». |
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника |
Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения характеристик движения; выражать результаты измерений в СИ; определять погрешности измерения физической величины. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§20; Упр.3. |
||||
2.2 Электромагнитные колебания (2 часа) |
||||||||||||
7/3 |
|
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. |
|
Знать: смысл понятий «электромагнитные колебания», «колебательный контур». |
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Гармонические электромагнитные колебания. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Свойства электромагнитных волн. Различные виды электромагнитных излучений и их применение. |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§27, 28
|
|||
8/4 |
|
Переменный электрический ток. |
Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. |
Знать: смысл понятий «переменный электрический ток», «активное сопротивление». |
|
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§30-35; Упр. 4. |
|||
2.3 Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа) |
||||||||||||
8/5 |
|
Генерирование электрической энергии.
|
Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформаторы. |
Знать: конструкцию и принцип действия генератора переменного тока, конструкцию и принцип действия трансформатора. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§37, 38 |
|||
9/6 |
|
Передача электроэнергии. |
Передача электроэнергии. |
Знать: способы передачи электроэнергии. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§40 |
|||
2.4 Механические волны (1 час) |
||||||||||||
9/7 |
|
Механические волны |
Волны. Свойства волн и их основные характеристики. |
Знать: смысл понятия «механическая волна», свойства волн, характеристики волн. |
|
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§42, 44; Упр.6. |
|||
2.5 Электромагнитные волны (3 часа) |
||||||||||||
10/8 |
|
Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. |
Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. |
Знать: смысл понятия «электромагнитная волна», свойства электромагнитных волн. |
|
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§48, 54 |
|||
10/9 |
|
Изобретение радио А.С. Попова. Принцип радиосвязи. |
Изобретение радио А.С. Попова. Принцип радиосвязи. |
Знать: принцип радиосвязи. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§51, 52: Упр.7. |
|||
11/10 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны». |
Колебания и волны |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§18-52 |
|||
3. Оптика (13 часов) |
||||||||||||
3.1 Световые волны (8 часов) |
||||||||||||
11/1 |
|
Законы отражения и преломления. Полное отражение. |
Законы отражения и преломления. Полное отражение. |
Знать: законы отражения и преломления, смысл понятия «полное отражение», принцип Гюйгенса. |
Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§59-62;
|
|||
12/2 |
|
Линза. Построение изображения в линзе.
|
Линза. Построение изображения в линзе.
|
Знать: смысл понятий «линза», «тонкая линза», «собирающая линза», «фокусное расстояние линзы», «рассеивающая линза»; формулу тонкой линзы. |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§63, 65.
|
||||
12/3 |
|
Решение задач по темам «Законы отражения и преломления. Полное отражение», «Линза. Построение изображения в линзе». |
Законы отражения и преломления. Полное отражение. Линза. Построение изображения в линзе.
|
Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§59-65; Упр.8, 9.
|
||||
13/4 |
|
Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла». |
Определение показателя преломления стекла. |
Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения показателя преломления стекла; выражать результаты измерений в СИ; определять погрешности измерения физической величины. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§61 |
||||
13/5 |
|
Дисперсия света. Интерференция. |
Дисперсия света. Интерференция и дифракция. |
Знать: смысл понятий «дисперсия света», «интерференция». |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§66-68. |
||||
14/6 |
|
Дифракция. Дифракционная решетка. Решение задач по теме «Световые волны». |
Дифракция. Дифракционная решетка. Электромагнитная теория света. |
Знать: смысл понятий «дифракция», «дифракционная решетка».
|
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§70-72, 74; Упр.8, 9, 10.
|
||||
14/7 |
|
Лабораторная работа «Измерение длины световой волны». |
Измерение длины световой волны. |
Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для определения длины световой волны; выражать результаты измерений в СИ; определять погрешности измерения физической величины. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§70-72 |
||||
15/8 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Световые волны» |
|
Требования к уровню подготовки учащихся. |
|
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§59-72;
|
|||
3.2 Элементы теории относительности (3 часа) |
||||||||||||
15/9 |
|
Постулаты теории относительности. |
Принцип относительности Эйнштейна.
|
Знать: принцип относительности Эйнштейна.
|
Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. |
Задание на соответствие понятий; Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§76, 77 |
|||
16/10 |
|
Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. |
Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. |
Знать: принципы постоянства скорости света в вакууме. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§78 |
||||
16/11 |
|
Элементы релятивисткой динамики. |
Релятивистская динамика. Связь массы и энергии. |
Знать: связь массы и энергии, границы применения законов классической и релятивистской механики.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§79 |
||||
3.3. Излучение и спектры (2 часа) |
||||||||||||
17/12 |
13.01. |
Виды излучений. Источники света. Спектральные аппараты. Спектры. Спектральный анализ. Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений. |
Виды излучений. Источники света. Спектральные аппараты. Спектры. Спектральный анализ. Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений. |
Знать: виды излучений, источники света, виды и назначение спектральных аппаратов, виды спектров, назначение спектрального анализа, виды излучений, назначение шкалы электромагнитных излучений.
|
Линейчатые спектры. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§80-86 |
|||
17/13 |
14.01. |
Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра». |
Наблюдение сплошного и линейчатого спектра. |
Уметь: использовать измерительный инструмент и приборы для наблюдения сплошного и линейчатого спектров; выражать результаты измерений в СИ; определять погрешности измерения физической величины. |
|
Лабораторная работа: правильные прямые измерения; ответ с единицами измерения в СИ. |
|
|
§86 |
|||
4 Квантовая физика (13 часов) |
||||||||||||
4.1 Световые кванты (3 часа) |
||||||||||||
18/1 |
20.01. |
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. |
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. |
Знать: смысл понятия «фотоэффекта», законы фотоэффекта. |
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Энергия фотона. Импульс фотона. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§ 87, 88 |
|||
18/2 |
21.01. |
Фотоны. |
Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля.
|
Знать: смысл понятий «энергия фотона», «импульс фотона», корпускулярно-волновой дуализм, гипотезу де Бройля.
|
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§89 |
||||
19/3 |
27.01. |
Давление света. Химическое действие света. Решение задач по теме «Световые кванты». |
Световые кванты |
Знать: смысл понятия «давление света», химическое действие света. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§91, 92; Упр.12. |
||||
4.2 Атомная физика (3 часа) |
||||||||||||
19/4 |
28.01. |
Строение атома.
|
Строение атома. Опыты Резерфорда.
|
Знать: строение атома, опыты Резерфорда, квантовые постулаты Бора.
|
Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Линейчатые спектры. Лазер. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§93, 94. |
|||
20/5 |
03.02. |
Квантовые постулаты Бора. |
Квантовые постулаты Бора. |
Знать: квантовые постулаты Бора.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§95 |
||||
20/6 |
04.02. |
Лазеры. Решение задач по теме «Атомная физика». |
Лазеры. |
Знать: принцип действия лазера. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§96 Упр.13. |
||||
4. 3 Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7 часов) |
||||||||||||
21/7 |
10.02. |
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Радиоактивность. |
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Радиоактивность. Гамма-лучи. Бета-лучи. Альфа-лучи. Радиоактивные превращения
|
Знать: методы наблюдения и регистрации элементарных частиц; смысл понятий «радиоактивность», «гамма-лучи», «бета-лучи», «альфа-лучи»; Радиоактивные превращения
|
Радиоактивность. Альфа-распад. Бета-распад. Гамма-излучение. Закон радиоактивного распада. Нуклонная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§97-100. |
|||
21/8 |
11.02. |
Закон радиоактивного распада. Строение атомного ядра. Ядерные силы.
|
Закон радиоактивного распада. Изотопы. Нейтроны. Строение атомного ядра. Ядерные силы. |
Знать: закон радиоактивного распада; смысл понятий «изотопы», «нейтроны», «ядерные силы»; строение атомного ядра. |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§101-104. |
||||
22/9 |
17.02. |
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. |
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. |
Знать: смысл понятий «энергия связи атомных ядер», «ядерные реакции». |
Задание на соответствие понятий. Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§105-107. |
||||
22/10 |
18.02. |
Цепные ядерные реакции. Атомный реактор. Применение ядерной энергии. |
Цепные ядерные реакции. Атомный реактор. Применение ядерной энергии. |
Знать: цепные ядерные реакции; принцип работы атомного реактора. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§108-111. |
||||
23/11 |
24.02. |
Биологическое действие радиоактивных излучений. Решение задач по теме «Физика атомного ядра». |
Биологическое действие радиоактивных излучений.
|
Знать: биологическое действие радиоактивных излучений. Уметь: применять полученные знания для решения физических задач. |
|
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§113; Упр.14. |
|||
23/12 |
25.02. |
Элементарные частицы. |
Элементарные частицы. |
Знать: виды элементарных частиц.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§114. |
||||
24/13 |
03.03. |
Контрольная работа №4 по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы». |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы |
Требования к уровню подготовки учащихся. |
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§97-114. |
||||
5. Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества (1 час) |
||||||||||||
24/1 |
04.03 |
Физическая картина мира |
|
Иметь представление о физической картине мира. |
|
Задание на соответствие понятий. |
|
|
§127. |
|||
6. Строение и эволюция вселенной (9 часов) |
||||||||||||
25/1 |
10.03. |
Солнечная система. |
Солнечная система. Видимые движения небесных тел.
|
Знать: движения небесных тел.
|
Солнечная система. Солнце и звезды. Строение вселенной. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§116 |
|||
25/2 |
11.03. |
Законы движения планет. |
Законы движения планет. |
Знать: законы движения планет. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§117. |
||||
26/3 |
17.03. |
Строение Солнечной системы. |
Строение Солнечной системы. |
Знать: строение Солнечной системы.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§119 |
||||
26/4 |
18.03. |
Система Земля-Луна. |
Система Земля-Луна. |
Знать: физическую модель системы Земля-Луна. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§118 |
||||
27/5 |
01.04. |
Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. |
Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. |
Знать: физическую природу планет и малых тел Солнечной системы. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§119 |
||||
27/6 |
07.04. |
Общие сведения о Солнце. |
Общие сведения о Солнце. Источники энергии. Внутреннее строение Солнца. |
Знать: общие сведения о Солнце; источники энергии Солнца; внутреннее строение Солнца.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§120, 122. |
||||
28/7 |
08.04. |
Физическая природа звезд. |
Физическая природа звезд. |
Знать: физическую природу звезд. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§121, 122. |
||||
28/8 |
14.04. |
Строение Вселенной. |
Строение Вселенной. Галактика Млечный путь. Происхождение и эволюция галактик. |
Знать: строение Вселенной; Физическую модель галактики Млечный путь; происхождение и эволюцию галактик. |
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§123-125. |
||||
29/9 |
15.04.
|
Строение и эволюция Вселенной. |
Строение и эволюция Вселенной. |
Знать: строение и эволюцию Вселенной.
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
§126 |
||||
7. Обобщающее повторение (11 часов) |
||||||||||||
29/1 |
21.04. |
Раздел «Механика». |
Механика. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
30/2 |
22.04. |
Раздел «Механика». |
Механика. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
30/3 |
28.04. |
Раздел «Механика». |
Механика. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
31/4 |
29.04. |
Раздел «Молекулярная физика. Тепловые явления». |
Молекулярная физика. Тепловые явления. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
31/5 |
05.05. |
Раздел «Молекулярная физика. Тепловые явления». |
Молекулярная физика. Тепловые явления. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
32/6 |
06.05. |
Раздел «Основы термодинамики». |
Основы термодинамики. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
32/7 |
12.05. |
Раздел «Основы термодинамики». |
Основы термодинамики. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
33/8 |
13.05. |
Раздел «Основы термодинамики». |
Основы термодинамики. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
33/9 |
19.05. |
Раздел «Колебания и волны». |
Колебания и волны. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
34/10 |
20.05. |
Раздел «Оптика». |
Оптика. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
34/11 |
|
Раздел «Квантовая физика». |
Квантовая физика. |
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам. |
|
Ответы на вопросы по изученному материалу. |
|
|
|
|||
Библиографический список:
- ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Физика 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.
- ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по Физике.
- Корневич, М.Л. Календарно-тематическое планирование/ Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. – М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
- Мякишев, Г.Я., Буховцев, Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2013.
- Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2012.