ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011); Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.
Рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование следующих учебников:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1900. 8 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2016. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: для обязательного изучения учебного предмета «История Нового времени» – 30 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России» - 40 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 70 часов.
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей и решение следующих задач:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Для составления рабочей программы была использована Примерная программа по истории, потому что она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.Авторские программы по новой истории и истории России структурируют учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных программой и в соответствии с используемыми учебниками, что позволяет последовательно изучать материал.
В ходе составления рабочей программы изменений в основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников примерной программы внесено не было.
Учебный предмет история играет важную роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающимися (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процесс элементов таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов, личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные.
Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инвоационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.
В ходе реализации рабочей программы по истории на уроках используются следующиеформы контроля:
ндивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная, взаимоконтроль, самоконтроль.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они учебном процессе дополняют друг друга.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(70 ЧАСОВ)
Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
НОВАЯ ИСТОРИЯ (30 часов)
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.(требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должнызнать/понимать значение понятий модернизация, фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты; уметь: характеризовать сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота)
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать: значение терминов и понятий ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры, называть важнейшие открытия и технические достижения XIX века, характеризовать основные стили и и течения в художественной культуре; уметь производить поиск информации о значительных явлениях и представителях культуры XIX века.)
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать понятия и термины кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный Союз; уметь: характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона I., давать оценку проведенным им преобразованиям, представлять обзорную характеристику военных компаний Наполеона Бонопарта, составлять исторический портет)
Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать значение понятий консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы, чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос; уметь: объяснять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения, характеризовать идейные позиции течений в первой половин XIX века)
Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.(требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать причины объединения Италии и Германии; уметь сравнивать пути создания единых государств, составлять характеристики известных исторических деятелей рассматриваемого периода)
Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция; уметь: характеризовать какие противоречия привели к Гражданской войне в США, объяснять почему победу в войне одержали северные штаты)
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать знчение понятий и терминовтред-юнионы, рабочее законодтельство; уметь: составлять характеристику исторических личностей изучаемого периода)
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать что такое индустриализация, монополистический капитализм, технический прогресс; характеризовать причины и последствия создания монополий, объяснять какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения)
Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае. (требования к уровню подготовки: обучающихся по теме должны знать/понимать внутреннее развитие и внешнюю политику стран Азии; уметь характеризовать колониальный режим, уметь объяснять крупнейшие события и руководителей борьбы за независимость, объяснять блгодаря чему произошло освоождение народов от колониальной зависимости)
ИСТОРИЯ РОССИ (40 ЧАСА)
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях
- их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий
- памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий
- явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России
- мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути
- традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели-кое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества
в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на между-народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П.С.Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При-соединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж-да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода; изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.,«Новая история» издательство «Просвящение», 2016год. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 1994; История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997; Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002; Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972; Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2001 год. Шамрай Ю.В., Ткачук И.И. История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2009г. Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2011 год. Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год. CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия Программный учебный комплекс История отечества CD-ROM часть4. CD-ROM Вехи истории энциклопедия CD-ROM История нового времени 8 класс. Образовательная коллекция 1С CD-ROM Энциклопедия история России 862-1917 CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы CD-ROM Русский музей живопись
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока
|
Элементы содержания |
Перечень ключевых компетенций |
Вид контроля |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
|
Новая история 19 век (27 ч) Введение (1ч) |
|
|||||||
1 |
От традиционного общества к обществу индустриальному |
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе.
|
Использовать ранее изученный материал; анализировать источники. |
Вопросы |
|
|
|
|
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (5ч.) |
|
|||||||
2-3 |
Индустриальная революция: достижения и проблемы |
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Империализм – идеология и политика.
|
выделять главное в тексте; анализировать документы. |
Таблица., Устный опрос, сообщения учащихся
Модули «Промышленный переворот», «Практика. Промышленная революция XIX в.» |
|
|
|
|
4 |
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности |
Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Возникновение рабочего движения. |
выделять главное в тексте; анализировать документы. |
Таблица, план |
|
|
|
|
5-6 |
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство |
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. |
Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; составлять таблицы; сравнивать исторические явления |
Таблица Устный опрос (игра «Найди ошибки», «Продолжи рассказ») |
|
|
|
|
Тема 2. Строительство новой Европы (7 ч.) |
|
|||||||
7 |
Наполеоновская империя во Франции |
|
Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; работать с картой; составлять устный рассказ по сюжету. |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
|
|
8 |
Англия: сложный путь к величию и процветанию |
Чартистское движение в Англии |
Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником. |
Вопросы. |
|
|
|
|
9 |
Франция Бурбонов и Орлеанов |
|
Самостоятельно работать с учебником и документами; пользоваться иллюстрациями. |
Таблица. |
|
|
|
|
10 |
Франция: революция 1848 года и Вторая империя |
Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.
|
Сравнивать исторические явления разных периодов, делать выводы. |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
|
|
11 |
Германия: на пути к единству |
Национальные идеи в странах Европы. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Образование Германской империи. |
Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником, работать с картой |
Таблица. |
|
|
|
|
12 |
Объединение Италии |
Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. |
Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником, работать с картой Сравнивать исторические явления |
Вопросы |
|
|
|
|
13 |
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. |
Франко-прусская война 1870-1871 гг. |
Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником, работать с картой |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
|
|
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Путём модернизации и социальных реформ (5 ч.) |
|
|||||||
14 |
Германская империя в конце XIX –начале ХХ в.: борьба за место под солнцем |
Образование Германской империи. |
Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия, работать с картой |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
|
|
15 |
Великобритания: конец викторианской эпохи |
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж.
|
Использовать документы при ответе на вопрос. |
Задания с кратким ответом |
|
|
|
|
16 |
Франция: Третья республика |
Образование I и II Интернационалов. Ж. Клемансо. |
Делать сравнительный анализ исторических явлений |
Схема. |
|
|
|
|
17 |
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиск выхода из кризиса |
Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
|
Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления. |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
|
|
18 |
Италия: время реформ и колониальных захватов |
|
Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления. |
Задания с кратким ответом |
|
|
|
|
Тема 4. Две Америки (3 ч.) |
|
|||||||
19 |
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики |
Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. |
Выделять главное в тексте; работать с документами. |
Таблица, тест |
|
|
|
|
20 |
США: империализм и вступление в мировую политику |
Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
|
Составлять характеристику историческим деятелям. |
Задания с кратким ответом |
|
|
|
|
21 |
Латинская Америка в XIX –начале ХХ в.: время перемен 1 |
Страны Латинской Америки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
|
Выделять главное в тексте; работать с документами. |
Задания с кратким ответом |
|
|
|
|
22 |
Основные художественные течения. Художественная культура. Литература |
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм).
|
Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме; |
Задания с кратким ответом |
|
|
|
|
23. |
Контрольная работа (тест) |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3 ч.) |
|
|||||||
24 |
Япония на пути модернизации |
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии.
|
Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. |
Таблица. |
|
|
|
|
25 |
Индия и Китай в XIX в. |
Страны Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Революция Китае.
|
Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте. |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
|
|
26 |
Африка: континент в эпоху перемен |
Страны Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. Создание колониальных империй. Колониальные захваты в Африке.
|
Работать с текстом учебника и дополнительными источниками. |
Задания с кратким ответом |
|
|
|
|
Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 ч.) |
|
|||||||
27 |
Международные отношения: дипломатия или войны |
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. |
Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями. |
Таблица. |
|
|
|
|
Россия в XIX веке (40 ч.) Раздел I. Россия в 1801-1825гг. (10 ч.) |
|
|||||||
1 |
Внутренняя политика Александра I в 1801-1811 гг. |
Реформы высших органов власти; народного просвещения, указы. либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство, «вольные хлебопашцы». |
Работать с текстом учебника и документами; Давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
2 |
Внешняя политика в 1801-1811 гг. |
Итоги войн, годы из проведения, коалиция, конвенция, континентальная блокада, сейм. |
Давать характеристику внешней политики и историческим деятелям |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
||
3 |
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского |
Содержание реформаторских проектов М.М.Сперанского, реформа, законопроект, статс-секретарь, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, политические права, избирательное право. |
Работать с дополнительной литературой |
Задания с развернутым ответом, Сообщение учащегося |
|
|
||
4-5 |
Отечественная война 1812 г.
Р/К Сибирские полки в войне 1812 года. |
Отечественная война, генеральное сражение, инфантерия, флеши, редут, ополчение, партизаны. |
Характеризовать, анализировать и оценивать исторические события, работать с картой. |
Задания с развёрнутым ответом, Игра-путешествие по станциям «Командование. Армии противников» (викторина) – «Сражения» (карты) – «Итоги» (Тест) |
|
|
||
6 |
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825гг. |
«Битва народов», конгресс, Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос. |
Характеризовать исторические события, работать с картой. |
Таблица, Игры «Отгадай героя», |
|
|
||
7 |
Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг. |
Даты: 1815г., 1820г., 1822г. Н.Н.Новосильцев конституция, гражданские свободы, автономия, экономический кризис, тарифный устав, военные поселения. |
Работать со схемой; составлять и анализировать таблицу; определять актуальность реформ. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
8 |
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. |
|
Характеризовать исторические явления, делать выводы, работать с картой. |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
||
9 |
Общественное движение при Александре I |
Причины зарождения; идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране. «Конституция» Муравьёва и «Русская правда» Пестеля. М.А.Милорадович, С.П.Трубецкой, П.Г.Каховский.
|
Составлять сравнительную таблицу; делать выводы. |
Таблица |
|
|
||
10 |
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.
Р/К Декабристы в Сибири. |
династический кризис, присяга, диктатор, восстания, временное правительство, картечь. |
Обобщать события и явления; делать выводы. Работать с дополнительной литературой. |
Задания с развернутым ответом |
|
|
||
Раздел II. Николаевская Россия (1825-1855) (9 ч.) |
||||||||
11 |
Внутренняя политика Николая I |
Особенности внутренней политики Николая I, направления и конечный результат. канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, государственные крестьяне, обязанные крестьяне. |
Давать характеристику преобразованиям. |
Вопросы, Тест, содержащий пропуски. |
|
|
||
12 |
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. |
Причины кризиса феодально-крепостнической системы, особенности промышленного переворота и капиталистических отношений в промышленности и торговле. Даты: 1830г., 1837г., 1839-1843гг. Е.Ф.Канкрин кризис крепостнической системы, мануфактура, фабрика, промышленный переворот, экономический уклад, рабочий класс, буржуазия, |
Обобщать события и явления; делать выводы. Работать с дополнительной литературой |
Вопросы |
|
|
||
13 |
Внешняя политика Николая I в 1825-1849 гг. |
Причины кризиса в отношениях России с ведущими странами Запада. Даты: 1830-1831гг., 1826-1828гг., 1828-1829гг., 1817г. Шамиль. Автономия, парламент, «международный жандарм», уния, горцы, мюридизм, имам, имамат. |
Обобщать события и явления; делать выводы. |
Тест |
|
|
||
14 |
Общественное движение при Николае I |
Причины активизации общественного движения в 30-50 гг. Персоналии: С.С.Уваров, М.П.Погодин, С.М.Соловьёв, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев. Общественное движение, консерватизм, «православие, самодержавие, народность», либерализм, социализм, революционеры, западники, славянофилы, общинный социализм |
Анализировать и обобщать исторические явления, |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
15 |
Крымская война 1853-1856 |
Причины войны, повод к войне, её основные этапы; П.С.Нахимов, А.С.Меншиков, Э.И.Тотлебен, П.Кошка, Дарья Севастопольская. Пон.: кремневые винтовки. |
Анализировать и обобщать исторические явления, Работать с документами, картой. |
Вопросы, Тест с альтернативными ответами |
|
|
||
16 |
Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники. |
Роль и значение образования в ходе реформ; Система образования, лицей, сословность образования, военно-полевая хирургия, неевклидовая геометрия, паровые машины. |
Анализировать и обобщать исторические явления. |
Задания с развёрнутым ответом, таблица |
|
|
||
17 |
Художественная культура
Р/К Архитектура сибирских городов – исторические памятники 19 века. |
Художественный стиль, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, национальное самосознание, ансамблевая постройка, русско-византийский стиль. |
Самостоятельно характеризовать произведения искусства, делать выводы |
Задания с развернутым ответом, Расставьте события в хронологической последовательности |
|
|
||
18 |
Быт и обычаи |
Изменения, произошедшие в быту и обычаях народов в первой половине XIX в. Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, приданое. |
Сравнивать исторические события |
Задания с развернутым ответом, Схема-задание для закрепления нового материала |
|
|
||
19 |
Контрольная работа по теме «Николаевская Россия (1825-1855)» |
|
Анализировать и обобщать исторические явления. |
Задания с развёрнутым ответом, тестирование |
|
|
||
Раздел III. Россия в правление Александра II (1855-1881) (10 ч.) |
||||||||
20 |
Накануне отмены крепостного права |
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Предпосылки отмены крепостного права, причины отмены, смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. |
Сравнивать исторические явления; работать с документами. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
21 |
Крестьянская реформа 1861 г. |
Основные положения, значение для развития страны, оценка реформы. временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. |
Работать с документами; самостоятельно анализировать исторические события |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
||
22-23 |
Либеральные реформы 1860-1870-х гг. |
Сущность буржуазных реформ. Милютин. земство, куриальная система выборов, имущественный ценз, возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, мировой суд, университетская автономия. |
Работать с документами; составлять и анализировать таблицу |
Задания с кратким ответом. |
|
|
||
24 |
Социально-экономическое развитие после 1861 г.
Р/К Социально-экономические изменения после отмены крепостного права на территории Тобольской губернии. |
Сущность буржуазных реформ. Милютин. земство, куриальная система выборов, имущественный ценз, возрастной ценз, гражданское общество, принципы буржуазного права, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, мировой суд, университетская автономия. |
Обобщать события и явления; делать выводы |
|
|
|
||
25 |
Общественное движение: либералы и консерваторы |
Особенности эволюционного процесса в России, сущность и роль консервативного движения, формирование либеральной оппозиции. Либералы, земский конституциализм, консерваторы. |
события и явления. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
26 |
Зарождение революционного народничества и его идеология |
Причины роста радикальных настроений в обществе. Особенности теоретических воззрений М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва.
|
Работать с документами, составлять и анализировать таблицу |
Таблица. |
|
|
||
27 |
Революционное народничество второй половины 1860-начала 1880-х гг. |
социализм, «общинный» социализм, народничество, революционеры, разночинцы, анархизм. |
Работать с документами; |
Задания с развёрнутым ответом |
|
|
||
28 |
Внешняя политика Александра II |
Основные цели и направления внешней политики, причины отмены некоторых статей Парижского договора, причина продажи Аляски. Союз трёх императоров, «священная война» |
Работать с исторической картой; обосновывать свои выводы фактами. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
29 |
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
Сущность балканского кризиса; условия Сан- Стефанского мирного договора, Берлинский конгресс. Даты: 1877-1878гг. Балканский кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс. |
Работать с исторической картой; обосновывать свои выводы фактами. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
Раздел IV. Россия в период правления Александра III (1881-1894) (11ч.) |
||||||||
30 |
Внутренняя политика Александра III |
Сущность крестьянского вопроса, содержание фабричных законов, содержание и сущность «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Переселенческая политика |
Работать с документами; составлять и анализировать таблицу. Сравнивать исторические явления. |
Таблица. |
|
|
||
31 |
Экономическое развитие в годы правления Александра III |
Сущность экономической политики, основные направления политики Бунге, Вышнеградского, Витте; сущность денежной реформы; новые черты в развитии сельского хозяйства. протекционизм, таможенный тариф, косвенные налоги, акцизные сборы, государственная монополия, винная монополия, биржевая торговля, акция. |
Сравнивать исторические явления; работать с документами. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
32 |
Положение основных слоев общества
Р/К Положение различных слоев населения Тобольской губернии. |
процессы, происходившие в социальной сфере; вовлечение крестьянства в рыночные отношения. сословия, классы, общинная психология, имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество. |
Сравнивать исторические явления. |
Вопросы. |
|
|
||
33 |
Общественное движение в 1880-1890-х гг |
марксизм |
Сравнивать исторические явления; работать с документами. |
Задания с кратким ответом |
|
|
||
34 |
Внешняя политика Александра III |
Особенности внешней политики, сущность политики на Балканах, причины русско-французского сближения, особенности завершения завоевания Средней Азии, обострения русско-японских отношений. военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир. |
Анализировать исторические события. |
Тест |
|
|
||
35 |
Просвещение и наука |
|
Работать с документами; составлять и анализировать таблицу. |
.Задания с развернутым ответом, Тест. Соотнеси имя учёного и его открытие. |
|
|
||
36 |
Художественная культура во 2 пол 19 века.
Р/К Образование, литература и искусство в Сибири во 2 пол 19 века. Театральные традиции в Сибири. |
Критический реализм, передвижники, эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы, урбанизация, сословный быт |
Самостоятельно характеризовать произведения искусства, делать выводы |
Задания с развернутым ответом , «Новый материал преподаёт … класс».
|
|
|
||
37 |
Сословный быт
|
Сословия, быт |
Анализировать и обобщать исторические явления. |
Задания с развернутым ответом, Игры «Переводчик», «Найди ошибки», «Три направления» |
|
|
||
38-39 |
Повторение «Россия в XIXв.» |
|
Обобщать и систематизировать изученный материал. |
Вопросы, тест |
|
|
||
40 |
Контрольная работа по теме «Россия в XIXв.» |
|
Обобщать и систематизировать изученный материал. |
Вопросы, тест |
|
|
||