История. 9 класс

Пояснительная записка

Данная программа учебного предмета «История» разработана в соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ  МО   РФ  от  05.03.2004 г. № 1089), соответствует примерной программе основного общего образования по истории Министерства образования РФ, 2007 год; с учетом Примерной программы основного общего образования по всеобщей истории и  программы под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по истории России.

Данная программа содержит необходимые положения для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач этого курса, позволяет осветить основные события в России и мире в XX веке и их особенности, развитие политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, пути решения политических, экономических и иных проблем.

Учебно-методический комплект по  истории   включает в себя:

  1. Учебник История России XX - начало XXI в. 9 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М.:     Просвещение, 2010.
  2. Программа общеобразовательных учреждений по истории России для 9 классов / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Рабочие тетради.9 кл. (ч.1,2 ) - – М.:    Просвещение, 2012. 
  4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России Методические рекомендации. 9 кл. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России XX в. – М.: Просвещение, 2012.

УМК реализует базовый уровень,  рекомендован Министерством образования Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников на 2013/14 учебный год.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Программа позволяет обучать школьников методам исторического анализа, выявлению причин событий и явлений, анализировать цели и результаты, сопоставлять различные суждения. В процессе изучения этого курса учащиеся должны уметь:

  • определять и объяснять понятия
  • уметь выделять главную мысль
  • рассматривать общественные явления в развитии
  • анализировать исторические явления, процессы, факты
  • определять свою личную точку зрения
  • уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

            В результате освоения содержания основного общего образования обучающийся получает возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков, способов деятельности. Основным формами учебной деятельности являются: составление планов, тезисов; составление опорных конспектов на основе лекции учителя; работа с таблицами, схемами, картами; выполнение практических работ, написание исторических сочинений, эссе; защита  проектов, рефератов, сообщений. Для решения познавательных задач и коммуникативных задач используются различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Программа является модифицированной, это обусловлено тем, что в курс включается региональный компонент (6 ч.) Цель данного модуля отразить региональное и национальное своеобразие, увидеть взаимосвязь истории Донского края  с мировым пространством. Структура задач регионального компонента определяется с учётом целей федерального компонента по предмету.

Изменения, внесенные в Рабочую программу:

Учебный план МБОУ Верхнедонская гимназия разработан на  основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312),  согласно которому  продолжительность учебного года для обучающихся 9, 11 классов составляет   34 учебные недели. Таким образом  в календарно-тематическое планирование по истории не 70 часов, а 68 ч.

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю.. Из них 8 часов отводятся на контрольные работы. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения  материала.

        Данная программа разработана с учетом, как возрастных особенностей учащихся, так и умственных способностей.

В программе  заложен обязательный минимум знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, нормы и основные требования к уровню владения учебными навыками, а также цели и задачи на данном этапе обучения

Виды деятельности, методы обучения

Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация, телемост и др.

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен диалогизм и проблемность изложения нового материала.

Контроль уровня обученности

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

Качество освоения программы отслеживается в ходе текущего и итогового контроля уровней освоения содержания и  развития ключевых компетенций обучающихся.

            Формы текущего контроля:  фронтальный опрос, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками, самостоятельная работа, чтение карты, зачет.

            Форма итогового контроля: контрольная, тестовая работа, индивидуальная творческая работа.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения истории ученик должен:

            Знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников.

Уметь

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Cодержание учебного курса.

РОССИЯ В ХХ – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

(68 часов)

Тема 1

Россия на рубеже 19-20 веков  (12 часов)

Территория Российской империи. Административное деление  и управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Изменения в социальной структуре общества. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала ХХ века.

Социально – экономическое развитие России.  Уровень социально – экономического развития. Многоукладность Российской экономики. Промышленный подъем на рубеже XIX – XXвв. Государственный капитализм. Роль государства в экономической жизни страны. Иностранный капитал в России. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Формирование монополий. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая промышленность, химическая промышленность и т.д.) Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально – экономической модернизации России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Влияние мирового экономического кризиса начала ХХ века на экономическую жизнь России.          

Внутренняя политика Николая II в 1894 – 1904 г.г. Личность Николая II. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти:  С. Ю. Витте и В.К.Плеве. Рост влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале ХХ века. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П.Д.Святополк-Мирского.

            Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса, антисемитизм. Национальные движения.          

Внешняя политика России в 1894 – 1914 г.г. Основные направления внешней политики России на рубеже ХIХ – ХХ веков. Мирные инициативы России. Гаагская конференция (1899). Дальневосточная политика Николая II. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия и Антанта.

            Общественно – политические движения в начале ХХ века. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Радикализация общественного движения.

            Политические течения и партии. Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности. Образование партии социалистов – революционеров (ПСР). В.М.Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В.И.Ленин и Ю.О.Мартов.

            Первая общероссийская либеральная организация «Союз освобождения». П.Б.Струве и П.Н.Милюков.

            Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

            Начало первой российской революции  1905 – 1907 г.г. Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз спасения». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

            Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных и либеральных политических партий.

            Декабрьское вооруженное восстание.

            Политические реформы 1906 – 1907 г.г. «Основные законы» 1906 г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность фракций, законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движение 1906 – 1907 г.г. и его значение. Крестьянские наказы. Волнения в армии. Назначение П.А.Столыпина на пост премьер – министра. Роспуск II Государственной Думы – окончание революции. Результаты первой российской революции.

            Социально – экономическое развитие России в 1907 – 1914 г.г. Реформы П.А.Столыпина. Аграрная реформа. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины. Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

            Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Появление новых отраслей промышленности (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции.

            Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменение в облике городов, в составе и численности их населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения  (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие).

            Политическая жизнь России в 1907 – 1914 г.г. Влияние изменений в социально – экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственная дума. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия.

            Убийство П.А.Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е.Ф.Азеф и Р.В.Малиновский.

            Нарастание революционных настроений в 1912 – 1914г.г. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

            Серебряный век русской культуры (начало ХХ века). Развитие системы образования и рост грамотности населения. Научные открытия русских ученых всемирно – исторического значения. Развитие географической науки. История и общественные науки.

            Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX – XX вв.

            Влияние общественно – политической жизни страны на русскую литературу. Различия во взглядах на общественную роль литературы. Общественная деятельность Л.Н.Толстого и В.Г.Короленко. А.М.Горький. Серебряный век русской литературы. А.А.Блок, В.Я.Бюсов, И.А.Бунин, А.И.Куприн. Новые литературные направления. Вклад русской литературы начала ХХ века в мировую культуру.

            Архитектура. Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев. Развитие живописи. Реализм и новые направления в русской живописи: модерн, символизм, авангард. Художественные общества и выставки. «Мир искусства». Вклад русской живописи начала ХХ века в мировую художественную культуру. И.Е.Репин. М.А.Врубель. К.С.Петров – Водкин. Р.Р.Фальк. М.Шагал.

            Новые тенденции в развитии русского музыкального и театрального искусства. Творчество А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского, С.В.Рахманинова, Ф.И.Шаляпина. С.П.Дягилев. А.П.Павлова. Драматический театр в новых общественно – политических  условиях. В.Ф.Комиссаржевская, М.Н.Ермолова. Появление русского кинематографа.

Наш  край в начале ХХ века. События и люди

            Повторительно – обобщающий урок. Россия в конце ХIХ  - начале ХХ века. .

Умение выделять простейшие причинно-следственные связи революционных процессов в начале XX века в России. Сравнивать, классифицировать реформы проводимые в Российской империи. Определять роль России в Первой мировой  войне. Систематизировать материал, составлять таблицу.      

Основные понятия темы:

Геостратегическое положение, индустриальное общество, мо­дернизация, политическая система, гражданское общество, много­укладная экономика, монополистический капитализм, аграрное перенаселение, полицейский социализм, револю­ция, движущие силы революции, конституционная монархия, поли­тическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, контрибуция, Антанта, мировая война, революционное оборончест­во, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис влас­ти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футу­ризм, модерн.

Тема 2 Великая российская революция.1917-1921гг. ( 9 часов)

            Россия в Первой мировой войне. Россия в системе международных отношений накануне первой мировой войны. Угроза национальной катастрофы. Вступление России в войну. Патриотический подъем в начале войны. Внутриполитическая ситуация и позиция различных партий.

            Перестройка социально – экономической системы. Рост военного производства. Победы и поражения на фронтах. Роль Восточного фронта в войне. Социально – экономический кризис и рост антивоенных настроений к концу 1916г.

            Показатели политического кризиса к 1917 г. («чехарда министров», оценка в обществе деятельности Г.Е.Распутина). «Прогрессивный блок». Политическая и экономическая ситуация в России в начале 1917 г.

            Начало революции 1917 г. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде. Отречение Николая II, падение монархии. Образование временного правительства. Формирование Советов. Двоевластие в центре, в провинции, в армии.

            Основные политические силы (либералы, умеренные социалисты, радикалы), их программы лидеры и предлагаемые варианты развития страны.

            Кризис государственной власти весной – осенью 1917 г. Апрельский кризис Временного правительства. Создание правительственной коалиции. А.Ф.Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Неудачное наступление русской армии в июне 1917 г. Обострение национального вопроса. Июльский кризис.

            Государственное совещание. Курс большевиков на вооруженный захват власти. Выступление генерала Корнилова. Провозглашение России республикой. Процесс большевизации Советов. Демократическое совещание, Временный совет республики. Идея однородного социалистического правительства. Церковный собор и его решения.

            Установление власти большевиков (октябрь 1917 – январь 1918 г.) Подготовка большевиками вооруженного восстания. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. Переход власти в руки большевиков. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Установление новой власти на местах. Комитеты спасения родины и революции.

            Декларация прав народов России. Ликвидация сословного строя. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско – левоэсеровского правительства. В.И.Ленин. Л.Д.Троцкий. Я.М.Свердлов. М.А.Спиридонова. Начало переговоров с Германией.

            Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

            Распад Российской империи. Образование национальных государств на окраинах бывшей Российской империи.

            Установление однопартийной диктатуры РКП(б) в Советском государстве. Большевики во главе государства. Политика большевиков. Идеи диктатуры пролетариата в мировой революции.

            Борьба вокруг Брестского мира. Выход России из Первой мировой войны. IV съезд Советов, распад большевистско – левоэсеровского правительства. Борьба за Советы весной 1918 г. Исключение из ВЦИК меньшевиков и правых эсеров. V съезд Советов. Левоэсеровское вооруженное выступление 6 июля 1918 г. и его последствия. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

            Сращивание партийных и государственных органов. Формализация деятельности Советов и профсоюзов. Роль репрессированных органов в жизни Советского государства. Бюрократизация партийных и государственных органов.

            «Военный коммунизм». Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Национализация промышленности и банков. Централизация управления экономикой, образование Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Введение и отмена рабочего контроля. Введение натуральной оплаты труда. Всеобщая трудовая повинность. Реализация Декрета о земле. Социально – экономические преобразования в деревне. Появление новых типов хозяйств. Переход к чрезвычайной продовольственной политике. Продотряды. Комбеды. Ужесточение продовольственной политики в 1919 г., введение продовольственной разверстки. Крестьянские выступления.

            Упразднение товарно-денежных отношений. Запрет частной торговли. Карточная система перераспределения. Репрессии в отношении представителей эксплуататорских классов. Падение уровня жизни.

            Контроль за духовной жизнью общества со стороны Советского государства. Преследование инакомыслящих. Внедрение атеистического мировоззрения, разрушение храмов, преследование духовенства. Начало эмиграции деятеле науки и культуры.

            Начало гражданской войны в России. Причины и основные этапы гражданской войны. Первые столкновения между новой властью и ее противниками. Создание Красной Армии. Обострение социальных противоречий в стране весной 1918 г. Формирование противоборствующих лагерей: красные и белые. Волнения рабочих. «Демократическая контрреволюция».

            Мятеж чехословацкого корпуса. Комуч. Красный и белый террор. Расправа с членами дома Романовых Покушение на В.И.Ленина. Рост крестьянских выступлений. Появление «зеленого» движения.

            Красные против белых. Расширение белого движения и иностранная интервенция. Добровольческая армия под командованием А.И.Деникина. Адмирал А.В.Колчак.

            Решающие сражения на фронтах гражданской войны, победа красных. М.В.Фрунзе. Первая конная армия.

            Советско-польская война. М.Н.Тухачевский. Разгром армии генерала П.Н.Врангеля в Крыму. Завершение гражданской войны. Военные действия в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке. В.К.Блюхер. Установление Советской власти и образование советских социалистических республик на окраинах бывшей Российской империи.

            События революции и гражданской войны на Дону.

            Кризис конца 1920 – начала 1921 г. Кризис власти РКП (б) и политики «военного коммунизма». Экономическая разруха (упадок промышленности, транспортная проблема, расстройство финансов, нехватка товаров первой необходимости). Нарастание крестьянских выступлений. Оппоненты большевиков о путях выхода из кризиса. Кронштадтское восстание. Х съезд РКП (б). Переход к НЭПу.

            Повторительно – обобщающий урок.

Характеризовать события революций 1917 года, Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны. Анализировать первые декреты советской власти. Знать периодизацию и основные события Гражданской войны. Объяснять противоречия Нэповской модели и перспективы НЭПа. Проводить аналогию с современным рынком. Уметь анализировать документы, различать факт, мнение, доказательство.                       

 Основные понятия темы:

Субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика, «военный комму­низм», продразверстка, гражданская война, красный и белый тер­рор,          Новая экономическая политика, продналог, концессия, «ко­мандные высоты» В экономике, однопартийная система, авторитарный режим, федерация, унитарное' государство, эмиграция, сменовеховство.

Тема 3 СССР на путях строительства нового общества (12 часов).

            Образование Союза советских Социалистических республик. Советские республики после окончания гражданской войны и интервенции -  их  социально – экономическое, внутриполитическое и международное положение; предпосылки объединения. Дискуссии по вопросу объединения советских республик. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в условиях диктатуры РКП (б).

            Международное положение и внешняя политика СССР в 20 –е г.г. СССР в системе послевоенных международных отношений. Идейные основы и основные направления внешней политики. Преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства. Заключение политических и экономических соглашений со странами Востока (Ираном, Турцией, Афганистаном, Монголией). Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Полоса признания СССР. Дипломатические конфликты с западными странами.

            СССР и деятельность Коминтерна. Принцип пролетарского интернационализма. СССР и мировое революционное движение.

            Социально – экономическое развитие СССР в годы нэпа. Поиск путей построения социализма. Основные направления нэпа: продналог, частичная денационализация промышленности, привлечение в экономику иностранного капитала, концессии. Проблема многоукладности народного хозяйства.

            Перестройка системы управления государственным сектором экономики Планирование в государственном секторе. Денежная реформа. Начало восстановления экономики. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Расширение торговой сети и сферы услуг. Кооперативное движение.

            Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих.

            Рост уровня жизни в городе и деревне. Изменение быта горожан и сельских жителей. Социальная политика государства. Трудности нэпа. Ножницы цен. Безработица. Жилищная проблема. Кризис хлебозаготовок. Переход к нормированному распределению товаров.

            Политическая жизнь СССР в 20 – г.г. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Продолжение процесса сращивания партийного и государственного аппарата. Группы и течения в коммунистической партии. Резолюция Х съезда РКП (б) «О единстве партии». Дискуссии в правящей партии о путях построения социализма, внутрипартийной демократии.           

            Борьба за личную власть в руководстве ВКП (б) в период болезни и после смерти В.И.Ленина. Расправа И.В.Сталина с политическими оппонентами в коммунистической партии. Окончательная ликвидация оппозиционных партий (эсеров, меньшевиков). Начало формирования режима личной власти И.В.Сталина. Курс на построение социализма в одной стране.

            Ускоренное строительство социализма в 30 –е г.г. – модернизация промышленности. Советская модель модернизации.  Курс на создание плановой экономической системы. Формирование централизованной (командной) экономики. Отход от нэпа. Возвращение к чрезвычайным мерам в экономике. Централизация хозяйственной жизни. Разработка пятилетних планов.

            Индустриализация. Решение проблемы финансирования. Система ГУЛАГа как дополнительный источник рабочей силы. Стройки первых пятилеток. Военно-промышленный комплекс в экономике. Появление новых отраслей промышленности. Курс на создание закрытой экономической системы. Первые итоги индустриализации, цена успехов.

            Коллективизация сельского хозяйства. Причины, цели и способы проведения коллективизации. Репрессии в отношении крестьян. Политика ликвидации кулачества как класса. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Результаты и последствия сплошной коллективизации.

            Оформление политической системы СССР в 30 – е г.г. Формирование тоталитарного режима. Власть партийно-государственного аппарата. Сосредоточение рычагов государственного управления в руках Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И.В.Сталиным. Окончательная ликвидация оппозиционных настроений в партии.

            Массовые репрессии. Политические судебные процессы. Возрастание роли НКВД в системе органов государственной власти. ГУЛАГ. Последствия репрессивной политики.

            Преобразование органов государственной власти. Конституция 1936г.: несоответствие демократического характера Конституции и социально – политических реалий советского общества.

            Общественные организации в СССР как проводники партийной политики. Национальная политика. Фактическое превращение СССР в унитарное государство.

            Духовная жизнь СССР, культура 20 – 30-х г.г. Коренные изменения в духовной жизни. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация в 20-е г.г.  Ликвидация неграмотности. Борьба с религиозным мировоззрением и инакомыслящими. Изменения в системе образования. Классовый подход при приеме в высшие учебные заведения. Отражение событий революции и гражданской войны в литературе. Пролеткульт. Эмиграция деятелей науки и культуры из СССР. Развитие школьного и среднего профессионального образования в условиях экономической модернизации. Расширение сети высших учебных заведений. Формирование советской интеллигенции. Создание системы идеологического контроля за духовной жизнью общества.

            Развитие науки и техники. Открытия советских ученых. Советские изобретатели и конструкторы. Наука под идеологическим давлением. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в исторической и других общественных науках.

            Социалистический реализм как официальное художественное направление. Искусство и литература на службе политическому режиму. Репрессии против творческой интеллигенции и проявление оппозиционных настроений. Архитектура и искусство. Социалистический реализм в изобразительном искусстве: достижения и потери. Театр и кинематограф как оружие идеологии.

            Внешняя политика СССР в 30-е г.г.  Международные отношения. Изменение  внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности в Европе. М.М.Литвинов. Вступление СССР в Лигу Наций. Советско-французский договор о взаимопомощи.

            Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Советская помощь республиканцам в период гражданской войны в Испании.

            Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Помощь СССР Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

            Изменение приоритетов советской внешней политики после подписания Мюнхенского соглашения. В.М.Молотов. Сближение с Германией. Неудача советско – англо – французских  переговоров летом  1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

Достижения и трудности Дона. Судьбы людей.

            Повторительно – обобщающий урок. СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому». Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране. Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е годы. Систематизировать материал, составлять таблицу.

Новые понятия темы:

Форсированная индустриализация, пятилетка,  коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ,  система коллективной безопас­ности, идеология, социалистический реализм, культурная рево­люция.

Тема 4 Великая Отечественная война.1941-1945 годы  (8часов).

СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в условиях начала войны. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Расширение экономического и политического сотрудничества с Германией.

Советско-финская война 1939 – 1940 г.г. Исключение СССР из Лиги Наций. Результаты советско-финской войны. Расширение территории СССР в 1940 г. Присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Образование советских республик в Прибалтике и их вступление в состав СССР.

Советско-японский конфликт в районе реки Халхин-Гол. Договор о ненападении с Японией.

Меры государства по укреплению военной мощи. Ужесточение трудовой дисциплины. Рост военного производства. Разработка новых видов вооружений. Перевооружение армии.

Начало Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Периодизация Великой Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны.

Начало войны. Этапы и крупнейшие сражения. Патриотический подъем в стране. Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны.

Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941 – 1942 г.г. Московское сражение. Советские полководцы Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, К.К.Рокоссовский, Б.М.Шапошников. Герои Московской битвы. Военное и политическое значение битвы за Москву. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Немецкое наступление в 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942г. Начало Сталинградской битвы.

Геноцид на оккупированной территории. Борьба с оккупационным режимом. Партизанское движение: территория, численность. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией. Крупнейшие партизанские соединения. С.А.Ковпак.

Образование антигитлеровской коалиции. СССР в антигитлеровской коалиции. Начало военных поставок по ленд-лизу. Итоги начального периода войны.           

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Людские и экономические потери СССР в первые месяцы войны. Падение уровня жизни населения. Карточная система. Моральное состояние общества. Неоправданность надежд германского командования на внутреннюю нестабильность советского режима. Народный характер Великой Отечественной войны – главная       политическая предпосылка коренного перелома.

            Социально – экономические предпосылки коренного перелома. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Рост военного производства как фактор, обусловивший победу СССР в войне. Труд женщин и детей. Сельское хозяйство в годы войны.

            Сплочение советского народа перед лицом общего врага. Вклад ученых и деятелей культуры в победу. Национальные отношения в СССР в годы войны. Православная церковь в годы войны.

            Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом – начало коренного перелома. Массовый героизм советских солдат и офицеров – важнейший фактор победы под Сталинградом.

            Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943 г.г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта.

            Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге, ее значение.

            Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр.

            Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

            СССР на завершающем этапе второй мировой войны. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Операции советских войск зимой – весной 1944г.: наступление в районе Ленинграда, Корсунь – Шевченковская и Ясско – Кишиневская операции, освобождение Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР.

            Вклад СССР в освобождение Европы. Освобождение стран Восточной Европы. Крымская (Ялтинская) конференция.

            Берлинская операция. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги войны.

            Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги второй мировой войны.

Наш край в годы ВОв. Земляки – герои войны.

            Повторительно – обобщающий урок. СССР во второй мировой войне.

Знать историческую карту. Излагать причины и итоги Великой Отечественной войны. Систематизировать материал, составлять таблицу.

Основные понятия темы:

Секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция.

Тема 5

СССР в  1945 – 1953 г.г. (4часа).

Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 г.г.: начало «холодной войны». Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Положение СССР на международной арене после второй мировой войны. СССР и Организация Объединенных  Наций. Территориальные приобретения СССР. Основные направления внешней политики СССР. Начало «холодной войны».

Поддержка Советским Союзом коммунистического движения в европейских странах. Приход к власти коммунистов в Восточной Европе, образование социалистического лагеря во главе с СССР. Разрыв отношений между СССР и Югославией. Начало организационного оформления советского блока, образование СЭВ. Берлинский кризис 1949 г., раскол Германии. Создание атомного оружия в СССР, начало гонки термоядерных вооружений. Складывание биполярного мира.

Корейская война. Советская помощь Северной Корее. Осознание необходимости поиска путей к нормализации отношений между СССР и США.

Социально – экономическое развитие СССР в 1945 – 1953 г.г. Экономические последствия войны. Послевоенное восстановление хозяйства. Восстановление экономики. Отказ СССР от участия в новых международных экономических структурах (Банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.). Широкомасштабное использование труда заключенных.

            Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Надежды на перемены аграрной политики.

            Восстановление путей сообщения, развитие транспорта. Торговля. «Черный рынок». Отмена карточной системы. Итоги экономического развития СССР в первые послевоенные годы.

            Развитие экономики Дона. Положение населения.

            Политическое развитие СССР в 1945 – 1953 г.г. Изменения в советской политической системе. Рост демократических настроений в обществе. Изменения в государственных и партийных структурах. Ужесточение политического режима. Национальная политика, репрессированные народы.

            Духовная жизнь советского общества в первые послевоенные годы. Развитие науки и культуры. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг.. Надежды на ослабление идеологического контроля за общественной жизнью после войны. Усиление идеологического давления на общество. Оппозиционные настроения в обществе. Подавление оппозиционных настроений. Преследование инакомыслящих. Борьба с западным влиянием в культуре. Репрессии против деятелей науки, литературы и искусства. Идеологизированные научные дискуссии и их влияние на развитие науки.            Появление подпольных антисталинских организаций. Новый виток репрессий во второй половине 40-х – начале 50 –х г.г. Смерть И.В.Сталина. Наследие сталинского политического режима.

Характеризовать состояние экономики после войны. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни. Характеризовать изменения в международном положении СССР после II Мировой войны. Объяснить причины и характерные признаки «холодной войны».

Основные понятия темы

Конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес.

Тема 6

СССР  в 1953 – 1964 г.г. (6часов).

            Изменения в политической системе в 1953 – 1964 г.г. Проблема выбора пути после смерти И.В.Сталина. Борьба за власть, победа Н.С.Хрущева. Начало процесса реабилитации. ХХ съезд КПСС, критика сталинизма. Дестанилизация. Национальная политика, восстановление прав репрессированных народов.

            Реорганизация системы государственного управления, предоставление больших прав местным руководителям. Вывод о полной и окончательной победе социализма и о начале строительства коммунизма в СССР. ХХ11 съезд КПСС. Принятие новых программы и устава партии. Попытки демократизации внутрипартийной жизни. Итоги политического реформирования.

            Рост недовольства политическим курсом Н.С.Хрущева Среди части партийного и государственного руководства. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Заговор и снятие Н.С.Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л.И.Брежнева.

            Перемены в социально – экономической системе в 1953 – 1964 г.г. Дискуссии о путях социально – экономического развития в середине 50-х г.г. Промышленное развитие СССР, усиление дисбаланса между легкой и тяжелой промышленностью.

            Научно – техническая революция и развитие наукоемких отраслей. Создание новых научных центров и научно – исследовательских институтов. Научные и технические успехи СССР в 50 – 60-е г.г.: освоение космического пространства, развитие атомной энергетики, авиа- и судостроения. Приоритет научных разработок для нужд военно-промышленного прогресса.

            Реформы второй половины 50-х – начала 60 –х г.г.

            Сельское хозяйство – преобладание экстенсивных методов хозяйствования. Освоение целины: успехи и неудачи. Реорганизация МТС. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Нехватка продовольствия, начало закупок хлеба за границей.

            Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство, повышение уровня жизни населения, реформа образования. Рост цен на продукты питания. Противоречивость результатов экономической политики Н.С.Хрущева.

            Духовная жизнь страны в середине 50-х – начале 60-х г.г. Влияние дестанализации на духовную жизнь советского общества, «оттепель». Сохранение системы идеологического контроля. Критика советской действительности и ее преследование со стороны властей. Частичное разрушение «железного занавеса». Самосознание и культура молодого поколения («шестидесятников»).

            Отражение жизни советского общества в произведениях литературы и искусства. А.И.Солженицын. Встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Границы «оттепели». Практика идеологических проработок в отношении деятелей литературы и искусства. Б.Л.Пастернак. Взаимоотношения церкви и государства. Возобновление гонений против церкви. Противоречивость духовной жизни советского общества в 50 – 60 –г.г.

            

            Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 г.г. Смена ориентиров советской внешней политики. Поиск диалога со странами Запада. Прекращение корейской войны.

            Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание Организации Варшавского Договора. Нормализация советско-югославских отношений. Начало кризиса международной системы социализма. Участие советских войск в венгерских событиях.

            Суэцкий кризис и отношение к нему СССР. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Визит Н.С.Хрущева в США. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Итоги внешней политики СССР в 50-х – начале 60-х г.г

Наш край в 1945-середине 60-х годов

            Повторительно – обобщающий урок.

Давать общую оценку экономических реформ Хрущева. Характеризовать политику мирного сосуществования.

Основные понятия темы:

Генетика, биологи-менделисты, кибернетика, Волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, мирное сосуществование.

Тема 7  СССР в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века  (5часов).

            Политическое развитие СССР. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Возврат к прежним структурам управления. Усиление партийного контроля за деятельностью государственных органов. Развитие системы льгот и привилегий для партийного и государственного аппаратов. Усиление роли армии и органов безопасности. Л.И.Брежнев. «Застой»

            Конституция 1977г. Концепция «развитого социализма». Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Вывод об образовании новой социальной и интернациональной общностей – советского народа.

            Кризисные явления в советской политической системе. Развитие коррупции. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Необходимость реформирования политической системы.

            Экономическое развитие СССР в середине 60 – 80-х г.г. Экономические дискуссии середины 60 –х г.г., проблема экономического стимулирования производителя. Замедление темпов экономического развития. Экономическая реформа 1965 г. Продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства, убыточность большинства колхозов и совхозов. Реформы в промышленности: неэффективные попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

            Усиление административного управления экономикой. Падение темпов роста производительности труда. Достижения советской науки. Сохранение приоритетности развития научных исследований для нужд военно – промышленного комплекса. Увеличение военных расходов, разрастание военно-промышленного комплекса.

            Развитие транспорта. Начало активной разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Преобладание вывоза сырья в советском экспорте. Теневая экономика. Необходимость изменения хозяйственного механизма.

            Развитие экономики на Дону.

            Советское общество в 60-х – начале 80-х г.г. Кризисные явления в экономике  и их влияние на социальную политику. Остаточный принцип финансирования социальной сферы о сокращение государственных расходов на жилищное строительство, медицину, образование. Дефицит потребительских товаров. Накопление денежных средств у населения  и проблема отложенного спроса. Относительный рост благосостояния населения. Обострение продовольственной проблемы к концу 70-х – началу 80-х г.г.

            Духовная жизнь советского общества в 60-х – начале 80-х г.г. Влияние кризиса советской системы на духовную жизнь общества. Усиление идеологического давления на общество. Рост оппозиционных настроений. Усиление цензуры и борьба с буржуазными веяниями. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и в кинематографе. Официально – охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре.

            Внешняя политика СССР в середине 60 – 80-х г.г. Международная обстановка в середине 60-х г.г. Отношения СССР  со странами Восточной Европы. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Ухудшение отношений с Китаем, вооруженные столкновения на советско-китайской границе.

            Достижение военно-стратегического паритета с Западом. Достижение военно-стратегического паритета с Западом. Начало разрядки международной напряженности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

            Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Афганская война. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки  ядерных вооружений. Отношение СССР со странами «третьего мира». Противоречия советской внешней политики.

            Повторительно – обобщающий урок.

Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики западных стран в 70—80-х гг. Оценивать характер отношений с другими странами.

Основные понятия темы:

Военно-промышленный комплекс, Номенклатура, «развитой социализм», военно-стратегический паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, хозрасчет, са­моокупаемость, «магнитофонная революция».

 

Тема 8 Перестройка в СССР    (6часов)

            Предыстория и начало перестройки в СССР. Предпосылки коренных преобразований. Экономические эксперименты Ю.В.Андропова. Осознание властью необходимости экономических реформ. М.С.Горбачев. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС, курс на ускорение социально – экономической развитие страны. Ставка на внеэкономические стимулы. Провозглашение политики перестройки и гласности. Демократизация политической жизни.

            Экономические реформы: от плановой экономики – к рыночной. Экономическая реформа 1987 г. Развитие арендного подряда в сельском хозяйстве. Противодействие консервативных сил экономической реформе. Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшение жизни населения.  Начало инфляционного процесса. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Массовые забастовки. Программы перехода к рыночной экономике (программа союзного правительства и программа «500 дней»). Непоследовательный характер экономических реформ в СССР и их неудача.

            Перемены в духовной жизни в годы перестройки. Особенности политики гласности. Ослабление идеологического контроля  за  духовной жизнью общества. Критика сталинизма. Возобновление процесса реабилитации жертв политических репрессий.  Переоценка исторического прошлого.

            Отражение в литературе изменений в общественной жизни. Развитие театра и кинематографа. Роль средств массовой информации в изменении духовных ориентиров советского общества. Борьба консервативных и демократических тенденций в культурной жизни.

            Перестройка на Дону.

            Реформа советской политической системы. Кадровая революция. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Б.Н.Ельцин.

            Демократизация внутрипартийной жизни. Х1Х партийная конференция. Политическая реформа 1988 г.

            Усиление роли Советов. I Съезд народных депутатов СССР. Развитие начал парламентаризма. Изменения в советской Конституции. Появление политических партий и общественно – политических движений. Возрождение многопартийности. Внутрипартийная борьба в КПСС. Основные течения внутри КПСС.

            Национальная политика. Обострение межнациональных противоречий . Межнациональные отношения и конфликты. Возникновение национальных движений.

            Выборы в органы власти союзных республик 1990 г. Новое руководство РСФСР и его курс на радикальные реформы. Отношения между союзными республиками и центром.

            Развитие центробежных тенденций. Проблема заключения нового союзного договора. Августовские события 1991 г. Августовский политический кризис 1991 г. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

            Внешняя политика СССР. «Новое политическое мышление». Изменение концепции и ориентиров советской внешней политики. Провозглашение принципов «нового политического мышления». Начало процесса ядерного разоружения. Подписание договора о ликвидации ракет средней дальности. Развитие гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Запада. Подписание договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

            Отношения со странами «третьего мира». Отказ от вмешательства в региональные конфликты. Вывод советских войск из Афганистана.

            Отношение со странами Восточной Европы. Отказ от вмешательства во внутренние дела восточноевропейских стран. Приход к власти демократических сил в странах ОВД. Рост антисоветских настроений. Вывод советских войск из стран Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Неоднозначность политического курса М.С.Горбачева. Ослабление внешнеполитических позиций СССР.

Давать оценку политическим и экономическим преобразованиям в стране. Оценивать результаты политики «нового мышления».

 Наш край в в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века

Основные понятия темы:

Ускорение социально-экономического развития, «кадровая ре­волюция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюра­лизм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная эко­номика, гражданское общество, правовое государство.

            Повторительно – обобщающий урок.

Тема 9 Россия в конце 20- начале 21 века  (6 часов)

            Экономические реформы в России. Выбор пути экономических преобразований. Переход к рыночной экономике. Е.Т.Гайдар. Либерализация цен и ее последствия. Экономические противоречия между центром и регионами. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Падение промышленного производства.

            Преобразование колхозов и сохранение различных типов сельских коллективных хозяйств как основных производителей продовольствия. Развитие фермерства. Проблема введения частной собственности на землю.

            Изменение социальной структуры российского общества. Российское общество в условиях реформ. Социальные последствия экономических реформ. Появление новых социальных групп.

            Экономическое развитие современной России.

            Место России в мировой экономике.

            Реформа политической системы. Становление нового российского государства. Образование Российской Федерации как суверенного государства. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Основные политические силы.

            Октябрьские события 1993 г. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

            Стабилизация политической жизни после 1993 г. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Выборы в Государственную Думу 1995 г. Изменение в расстановке политических сил. Президентские выборы 1996 г. Победа Б.Н.Ельцина.

            В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

                        Внешняя политика России. Прекращение «холодной войны». Основные направления внешней политики России. Россия и мировое сообщество. Отношения со странами Запада. Российско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Завершение вывода российских войск из Германии и Прибалтики. Интеграция России в европейские структуры. Принятие России в Совет Европы.

            Отношения с блоком НАТО. Программа «партнерство во имя мира». Проблема расширения НАТО на восток. Договор между Россией и НАТО 1997 г.

            Нормализация российско-китайских отношений. Договор о границе. Развитие экономических и культурных связей с Китаем. Российско-японские отношения, проблема Курильских островов. Военные и экономические связи с Индией. Отношения со странами Ближнего Востока.

            Россия и страны СНГ. Роль России в разрешении региональных конфликтов (Молдавия, Таджикистан, Грузия, Нагорный Карабах). Договор о коллективной безопасности. Экономические связи между Россией и странами СНГ. Российско-украинские отношения. Проблема Черноморского флота. Отношения с Белоруссией. Заключение договора о создании содружества с Белоруссией в апреле 1997 г. Отношения с Прибалтийскими республиками. Проблема границ.

            Духовная жизнь российского общества. Влияние социально – экономических и политических преобразований на духовную жизнь общества. Кризис советских духовных ценностей. Развитие плюрализма в духовной сфере. Усиление влияния религии на общественное сознание. Поиск новых духовных приоритетов российского общества. Возрождение национального самосознания и традиций народов России.

            Культура в новых социально – экономических условиях. Развитие молодежной субкультуры. Массовая культура. Развитие литературы. Театральная жизнь. Кризис российского кинематографа. Восстановление храмов. Музеи.

            Культурное развитие современной России. Наука и образование в современной России. Перестройка работы научных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы фундаментальной науки. Включение российской науки в мировой научный прогресс.

            Реформирование высшего и среднего образования. Становление негосударственной системы образования. Развитие национальной школы в республиках.

Наш край в 1985г.- начале 21 века

            Повторительно – обобщающий урок.

Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е г., выделять положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики. Характеризовать результаты политического развития страны, определять обозначившиеся проблемы в 90-е гг. Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. Владеть монологической и диалогической речью при высказывании своих мыслей по поводу современных событий в истории России. Уметь выступать, участвовать в диалоге. Использовать для решения познавательных задач различных источников информации.

Основные понятия темы:

Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфе­дерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акци­онирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.

Итоговое повторение (1 чаа). Россия в ХХ – начале XXI века.

Основные понятия курса

Государственная Дума, партия, фракция, многопартийность, Советы, двоевластие, советская власть, Учредительное собрание, диктатура пролетариата, гражданская война, «военный коммунизм», однопартийная система, рабочий контроль, колхоз, коллективизация, индустриализация, режим личной власти, тоталитарный режим, массовые репрессии, социалистический реализм, коренной перелом в войне, «холодная война», гонка вооружений, биполярный мир, «железный занавес», разрядка международной напряженности, федерация.

Основные виды учебной деятельности девятиклассников:

Находить нужную информацию по заданной теме; извлекать необходимую информацию из текстов и литературы; Анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и  процессах  под руководством учителя. Обнаружение и   составление закономерности. Классификация объектов по предложенному признаку. Конструирование объектов. Выполнение творческих заданий. Самостоятельная работа. Письменный контроль.

Требования к уровню подготовки обучающихся по программе:

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важ­нейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический ис­точник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со­бытия и явления по указанному признаку.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собствен­ных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об истори­ческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, националь­ной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

Метапредметные  результаты изучения истории  в 9 классе  включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории в 9 классе  включает в себя:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжилось в изучаемый период, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Нормы оценки результатов учебной деятельности

    Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал.
  1. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, исторические диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

Календарно - тематический план

9  класс

 

 

Тема. Раздел.

Кол-во часов

 

Дата

 

Контроль

1

Россия на рубеже 19-20 веков

12

2.09-

10.10

Контрольная работа по теме: Россия на рубеже 19-20 веков

2

Великая российская революция.1917-1921гг.

9

14.10

18.11

Контрольное

тестирование

по теме: Великая российская революция.1917-1921гг.

3

 

 

 

 

 

4

СССР на путях строительства нового общества

 

 

 

Великая Отечественная война.1941-1945 годы

 

 

12

 

 

 

 

 

8

21.11 –

13.01

 

 

 

 

16.01-

10.02

 

Контрольная работа по теме: СССР на путях строительства нового общества

 

Контрольное тестирование

по теме: Великая Отечественная война.1941-1945 годы

5.

СССР в 1945-1953 годы

4

13.02-

24.02

 

6.

СССР в 1953- середине 60-х годов

6

27.02-17.03

Контрольная работа по теме: СССР в 1945 - середине 60-х годов

7.

СССР в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века

5

20.03-

7.04

Контрольное тестирование

по теме: СССР в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века

8.

Перестройка в СССР

6

10.04-28.04

Контрольная работа по теме: Перестройка в СССР

9.

Россия в конце 20- начале 21 века

6

5.05-

22.05

Контрольное тестирование

по теме: Россия в конце 20- начале 21 века

 

                                         Итого

68

 

8

 Календарно-тематическое планирование по истории России

9 класс

68 часов

 

п/п

Дата

Кол-во

часов

Дата

Наглядные

пособия,

 медиаресурсы

Контроль

 

I

 

Россия на рубеже 19-20 веков

 

1. Государство и российское общество в конце 19-начале 20 века

 

2. Входная контрольная работа

 

3.Экономическое развитие страны

 

4. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

 

5. Внешняя политика. Русско-японская война

 

6. Первая российская революция. Реформы политической системы

 

7. Экономические реформы

 

8. Политическая жизнь в 1907-1914

 

9. Духовная жизнь Серебряного века

 

10. Россия в Первой мировой войне

 

11. Наш край в начале века

 

12. Урок обобщения по теме «Россия на рубеже 19-20 веков»

 

 12ч

 

 

 

 

2.09

 

 

 

5.09

 

 

9.09

 

 

 

12.09

 

 

16.09

 

 

 

19.09

 

 

23.09

 

 

26.09

 

30.09

 

3.10

 

 

 

7.10

 

 

10.10

 

 

 

 

 

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 Учебное электронное пособие

«Энциклопедия

Истории России 862-1917гг.»

 

 

Электронное пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

 

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Учебное электронное пособие «Мировая художественная культура»

Учебная карта:

Россия в 1907-1914 гг.

Первая мировая война 1914-1918 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К/работа по теме «Россия на рубеже 19-20 веков»

 

 

 

II

 

Великая российская революция.1917-1921гг.

 

1. Падение  монархии

 

 

2. Россия весной-летом 1917г.

3. Октябрьская революция

 

4. Формирование советской государственности

 

5. Начало гражданской войны

 

6. На фронтах гражданской войны

 

7. Экономическая политика красных и белых

 

8. Экономический и политический кризис начала 20-х годов

 

9. Урок обобщения

 

 

 

 

 

 

14.10

 

 

17.10

 

21.10

 

24.10

 

 

28.10

 

 

31.10

 

 

11.11

 

 

14.11

 

 

 

18.11

 

 

 

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 Учебное электронное пособие

«Энциклопедия

Истории России 862-1917гг.»

 

 

Электронное пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

 

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый опрос по теме: Великая российская революция.

1917-1921гг.

 

 

III

 

СССР на путях строительства нового общества

 

1. Переход к нэпу

 

2.Образование СССР

 

3. Международное положение и внешняя политика в 20-е годы

 

4. Политическое развитие в 20-е годы

 

5. Духовная жизнь СССР в 20-е годы

 

6. Социалистическая индустриализация

 

7. Коллективизация

 

8. Политическая система СССР

 

9. Духовная жизнь в 30-е годы

 

10. Внешняя политика СССР в 30-е годы

 

 

11. Наш край в 1917-30-е годы

 

12. Урок обобщения

 

12ч

 

 

 

 

 

21.11

 

25.11

 

28.11

 

 

 

2.12

 

 

5.12

 

 

9.12

 

 

12.12

 

16.12

 

 

19.12

 

 

23.12

 

 

 

26.12

 

 

13.01

 

 

 

 

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

Учебное электронное пособие

«Энциклопедия

Истории России 862-1917гг.»

 

 

Электронное пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

 

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Учебное электронное пособие «Мировая художественная культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К/работа по теме «СССР на путях строительст-ва нового общества»

 

 

IV

 

Великая Отечественная война.1941-1945 годы

 

1. СССР накануне Великой Отечественной войны

 

2.Начало Великой Отечественной войны

 

3. Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома

 

4. Советский тыл в Великой Отечественной войне

 

5. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

 

6. СССР на завершающем этапе войны. Народы СССР в борьбе с фашизмом

 

7.Наш край в годы войны

 

8. Урок обобщения

 

 

 

 

 

16.01

 

 

20.01

 

 

23.01

 

 

 

27.01

 

 

30.01

 

 

 

3.02

 

 

 

6.02

 

10.02

 

 

 

 

Учебное электронное пособие « От Кремля до Рейхстага»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 

 

 Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Электронное

пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

Учебная карта:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

 

Тестирова-ние по теме «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы»

 

V

 

СССР в 1945-1953 годы

 

1. Восстановление экономики

 

2. Политическое развитие

 

3. Идеология и культура

 

4. Внешняя политика

 

 

 

 

13.02

 

 

17.02

 

20.02

 

24.02

 

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Электронное

пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI

 

СССР в 1953- середине 60-х годов

 

1. Изменения политической системы

 

2. Экономика СССР в 1953-1964 годах

 

3. «Оттепель» в духовной жизни страны

 

4. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

 

5. Наш край в 1945-середине 60-х годов

 

6. Урок обобщения

 

 

 

 

 

27.02

 

 

3.03

 

 

6.03

 

 

10.03

 

 

 

13.03

 

 

17.03

 

 

 

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Электронное

пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К/работа по

теме: «СССР в 1945- середине 60-х годов»

 

VII

 

СССР в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века

 

1. Консервация политического режима

 

2. Экономика «Развитого социализма»

 

3. Общественная жизнь в середине 60-х-середине 80-х годов

 

4. Политика разрядки: надежды и результаты

 

5.Урок обобщения

 

 

 

 

 

 

20.03

 

 

31.03

 

 

3.04

 

 

 

7.04

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

«Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Электронное

пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирова-ние по теме: «СССР в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века»

 

VIII

 

Перестройка в СССР

 

1. Реформа политической системы

 

2. Экономические реформы 1985-1991 гг

 

3. Политика гласности: достижения и результаты

 

4. Диалектика нового мышления

 

5. Наш край в в середине 60-х-середине 80-х годов 20 века

 

6. Урок обобщения

 

 

 

 

10.04

 

 

14.04

 

 

17.04

 

 

21.04

 

 

24.04

 

 

 

28.04

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

 «Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Электронное

пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К/работа по теме: «Перестройка в СССР»

 

 

 

IX

 

 

Россия в конце 20- начале 21 века

 

1. Российская экономика на пути к рынку

 

2. Политическая жизнь

 

3. Духовная жизнь России

 

4. Строительство новой обновлённой Федерации

 

5. Геополитическое положение и внешняя политика России.

Россия на пороге 21 века

 Наш край в 1985г.- начале 21 века

 

6. Урок обобщения

 

 

 

 

6 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.05

 

 

8.05

 

12.05

 

15.05

 

 

19.05

 

 

 

 

 

 

22.05

 

 

 

 

 

 

Учебное

электронное пособие

«История России,20 век»

 «Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в.

(CD-диск)

 

Энциклопедия «История

России 20 век»,Москва,2001

 

Электронное

пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

Учебное электронное пособие «Мировая художественная культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольное

тестирование

по теме: «Россия в конце 20- начале 21 века»

Турнир «Знатоки истории»

                       

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

Учебные карты :  Россия в 1907-1914 гг.

                              Первая мировая война 1914-1918 г.

                              Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 

Энциклопедия «История России 20 век»,Москва,2001

Медиаресурсы:

Учебное электронное пособие «История России,20 век» «Россия в XX веке» DVD,

Уроки Отечественной истории КиМ XIX – XX в. (CD-диск)

Учебное электронное пособие «Энциклопедия  Истории России 862-1917гг.»

Электронное пособие «Живая география. Карты истории Отечества»

Учебное электронное пособие «Мировая художественная культура»

Учебное электронное пособие « От Кремля до Рейхстага»

Презентации по темам

Технические средства обучения:

Интерактивная доска Проектор Компьютер учителя Компьютер ученика (3 )

Перечень образовательных сайтов:

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/  Портал «Музеи России».