Обществознание. 5 класс

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема, тип  урока

Дата по плану

Дата по факту

Требования к уровню подготовки уч-ся

УУД

Виды контроля

Элементы содержания

1

 

Вводный урок.

 

Урок «открытия» нового знания.

 

 

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками.

Личностные УУД:

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные УУД:

Составлять план своих действий

 

Устный опрос

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

2-3

Загадка человека.

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии.

Азбука общения «Что такое мое Я? Знаю ли я себя?»

 

 

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове­ка в человека

разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру­жающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии  Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

человека

Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Коммуникативные УУД

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Устный опрос

 

Работа с текстом учебника по вопросам

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

 

Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии.

 

 

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Познавательные УУД 

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно составлять схему правил общения.

Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Коммуникативные УУД

Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

 

Опрос

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем

6

Практикум по теме «Человек».

 

 

Урок отработки умений и рефлексии.

 

 

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД 

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Коммуникативные УУД

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план текста

 

Тестовые задания

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.

7

Семья и семейные отношения.

 

Урок «открытия» нового знания.

 

 

Характеризовать понятие «семья».                Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовав­ших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Личностные УУД 

Составить свой кодекс семейных отношений

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план

Составить родословное дерево

 

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс

8

Семейное хозяйство.

 

Урок «открытия» нового знания.

 

 

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме.

Личностные УУД

Формировать свою позицию

Познавательные УУД 

Готовить рассказ о роли техники в быту.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи

Коммуникативные УУД

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах

 Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

Моделирование ситуации, их анализ

 

Распределение обязанностей. Обязанности подростка,

Рациональное ведение хозяйства

9

Свободное время.

 

Урок «открытия» нового знания.

 

Азбука общения  Комплексная игра «Путешествие в страну любимых занятий»

 

 

Объяснять, какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - по­лезны и ценны для развития и совер­шенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспи­тания и самоопределения.

 

Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Познавательные УУД

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно

Коммуникативные УУД 

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его

Вносить коррективы в план.

Создать проект «Свободное время школьника;

 

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер,  Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

10-11

Практикум по теме «Семья».

 

Урок отработки умений и рефлексии. Урок развивающего контроля.

Азбука общения: Беседа «За что уважают в семье и обществе?»

 

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД 

Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы.

Творческое задание

 

Тестовые задания

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

12-13

Образование в жизни человека.

Промежуточный мониторинг.

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии.

Азбука общения «Я учусь с удовольствием, умею добывать знания»

 

 

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предо­ставляет образование.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, с каким настроением ходишь ты в школу

Познавательные УУД 

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений

Опрос

Составить синквейн «Школа»

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

14-15

Образование и самообразование.

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии.

 

 

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний.

Личностные УУД

Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.

Познавательные УУД 

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки.

Опрос

Письменные задания

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника,

Учение вне стен школы. Умение учиться.

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

 

Урок «открытия» нового знания.

 

 

 

 

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Коммуникативные УУД

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Регулятивные УУД

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

Опрос

Творческое задание

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

17

Практикум по теме «Школа».

Час общения  Групповая игра

«Азбука общения»

Урок отработки умений и рефлексии.

 

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД

Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Тестовые задания

 

Письменные задания

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь

18-19

Труд – основа жизни.

 

Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии.

 

 

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД 

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

Составить кластер «Труд»

Опрос

Письменные задания

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.  Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство

20-21

Труд и творчество.

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии.

 

 

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров.

 

Личностные УУД

Давать характеристику своей трудовой деятельности.

Познавательные УУД 

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.

Объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные УУД

Оформлять выставку на тему «Труд и красота».

Регулятивные УУД

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы

Опрос

Письменные задания

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.  Творческий труд. Творчество в искусстве

22-23

Практикум по теме «Труд».

 

Урок отработки умений и рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД 

Извлекать информацию из текста.

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Коммуникативные УУД

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Тестовые задания

Творческие задания

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству

 

24-25

 

Наша Родина –

Россия.

 

Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

 

 

 

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

 

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД 

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Отбирать информацию из источника.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные УУД

Распределять задания по группам

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень усвоения.

Составить синквейн со словом «Родина»

Опрос

Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный.  Любовь к Родине. Что значит быть патриотом

26-27

Государственные символы России.

 

Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

 

 

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими здания­ми он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные за­коны о государственных символах России.

Личностные УУД

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Познавательные УУД

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы.

Опрос

Творческое задание

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России

28-29

Гражданин России.

 

Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

 

 

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные УУД

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Опрос

Творческое задание

Гражданин – Отечества достойный сын.  Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения

30-31

Мы – многонациональный народ.

 

Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

 

 

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Личностные УУД

Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

Познавательные УУД

Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.

Извлекать информацию из текста.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «русский язык – язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Опрос

Работа с картой по заданиям

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.  Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения

32-33

Практикум  по теме «Родина»

 

 

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог.

Личностные УУД

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные УУД         

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям

34-35

Заключительные уроки

 

 

Знать основные  положения курса. Анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные, работать с текстом учебни­ка,   выделять   главное.

Личностные УУД

Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность.

 

 

 

                       

 

 

Учебно-методическое обеспечение и материально-техническая база

Учебно-методический комплект

  1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
  2. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012
  3. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2012
  4. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2012

Дидактический материал:

Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ Обучающие тестовые задания Индивидуальные карточки Познавательные, проблемные задания

Тесты:

Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета Обучающие тесты на бумажных носителях

  1. Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Аудиоколонки .
  2. Видеопроектор.
  3. Компьютер.
  4. Принтер.
  5. Экран.                                                                                                                                        

     Интернет

     Дидактический раздаточный материал

Конституция РФ

Презентации по темам уроков

Планируемые результаты по предмету

Показателями усвоения учебного содержания курса являют­ся базовые компетентности: социально-адаптивная (граждан­ственная), когнитивная (познавательная), информационно­-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • — способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • — способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • — способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
  • — способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;
  • — способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;
  • — способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;
  • — способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;
  • — способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;
  • — способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • — способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.