Обществознание. 9 класс

Календарно-тематический планирование

Тема урока

Элементы содержания

Перечень ключевых компетенций

Виды  контроля

Дата по плану

Дата по факту

 

Политика (9 часов)

1

 Политика и власть.

 

Понятие «политика». Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в  жизни общества. Что входит в сферу политики. Сущность любой власти. Особенности политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь

Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Актуализация знаний

 

 

2

Государство

 

Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Виды республик: президентская, парламентская. Монархия  абсолютная и конституционная. Государства унитарные и федеративные. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей

Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления,  функции, формы

Уметь описывать основные политические  объекты, выделяя их существенные признаки,   работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью

Устный опрос, проверка эссе

 

 

 3

 Политические режимы

 

Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе.  Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире.

Знать сущность политических режимов

Описывать и давать характеристику основным политическим  объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос, проверка проектов

 

 

4

Правовое   государство

 

Понятие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.

Знать признаки и сущность правового государства.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Тестовый контроль

 

 

5

Гражданское общество и государство

 

Понятия «общество»  и «гражданское  общество».  Основные признаки  гражданского общества. Роль гражданского  общества в отношении личности и государства. Общественные организации -  основа гражданского  общества. Различия  между государственным и местным  самоуправлением.  Формы  осуществления  местного  самоуправления

Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Тестовый   срез знаний

 

 

6

Участие  граждан в политической  жизни

 

Выборы и референдум – возможность  влияния на политику.  Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность  ограничения  политических  свобод.  Условия сознательного участия  человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма

Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе.

Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим  объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос, проверка проекта

 

 

7-8

Политические партии и движения

 

Причины возникновения общественно-политических  движений и их сущность.  Признаки политической  партии. Многопартийность

Знать причины возникновения, признаки и особенности партий.

Уметь  работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Устный опрос, проверка проекта

 

 

9

Контрольная работа по теме «Политика»

Политика и власть. Государство. Политические режимы.  Правовое государство и гражданское общество.  Участие граждан в политической  жизни. Политические партии и движения

Знать основные положения темы «Политика»

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Решение проблемных заданий, тестирование

 

 

Право ( 25 часов)

10-11

Роль права в жизни человека, общества и государства

 

Смысловые значения понятия «право». Основные назначения  права в обществе.  Естественное  право. Норма  права. Отличительные особенности нормы  права. Виды законов.  Система законодательства. Право и закон.

Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права

Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

Проверка эссе

 

 

12-13

. Правоотношения и субъекты права

 

Элементы  правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий  «субъекты правоотношений»,  «объекты правоотношений». Субъективное  право.  Участники  правоотношений.  Понятия  «Дееспособность»  и «правоспособность».

Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные

Тестирование

 

 

14-15

Правонарушения и юридическая  ответственность

Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридическая ответственности:  уголовная. административная, дисциплинарная, гражданская.

Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины

Уметь  работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Устный опрос, проверка эссе

 

 

16-17

Правоохранительные  органы

 

Государственные правоохранительные  органы: функции, цели и задачи.  Принципы  правосудия.  Суд.  Прокуратура.  Адвокатура.   Специфика работы  нотариата. 

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные

Тестовый контроль

 

 

18-19

Конституция Российской  Федерации. Основы конституционного строя  РФ

 

Конституция -  закон вышей  юридической  силы. Базовые ценности Конституции:  нравственные,  ценности демократии,  ценности патриотизма,  ценности международного  сотрудничества, ценности социального мира. Основные задачи Конституции. Конституционный строй современной России.  Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина.

Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни.

Использовать приобретенные знания для  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Актуализация темы

 

 

20-21

Права и свободы  человека и гражданина

 

Права человека – высшие ценности человеческой цивилизации. Что такое права человека. Естественные и неотчуждаемые права человека.  Общечеловеческие  правовые документы.  Классификация прав, закрепленные в Конституции РФ. Юридические  гарантии и система  защиты  прав человека.  Права ребенка

Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека.

Уметь  сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Тестовый контроль

 

 

22-23

Гражданские правоотношения

 

Сущность  гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки.  Гражданская дееспособность  несовершеннолетних. Защита  прав  потребителей.

Знать сущность, признаки и особенности  гражданских правоотношений

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Тестовый опрос

 

 

24-25

Право на труд.  Трудовые правоотношения

 

Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор – основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих  работу  с  учебой.

Знать основы трудовых правоотношений.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Решение правовых задач  и  проверка эссе

 

 

26-27

Семейные правоотношения

 

Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения  семьи. Условия и порядок  заключения  брака. Сущность и особенности  семейных  правоотношений.  Правоотношения супругов, родителей и детей. Законные и договорный режим  имущества супругов

Знать основы семейных правоотношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный  опрос

 

 

28-29

Административные правоотношения.

 

Сущность и содержание административных правоотношений.

Нормы административного права.

 Виды административных проступков. Административная ответственность.

Знать содержание и особенность административных правоотношений, возраст административной ответственности. Уметь анализировать статьи Кодекса, решать практические задачи.

Заполнение таблицы «Черты административных правоотношений»

 

 

28-30

Уголовно-правовые отношения

 

Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений.  Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация  преступлений. Преступление в соучастии.  Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность:  необходимая оборона,  крайняя необходимость. 

Знать основы уголовно-правовых  отношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый контроль, проверка эссе

 

 

31

Социальные  права

 

Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья 

Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики.

Уметь работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

 

 

32

Урок 31. Международно-правовая защита жертв  вооруженных  конфликтов

Предпосылки создания международного гуманитарного права.  Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Особенности  и значение международного гуманитарного права.

Знать основы международного гуманитарного права

Уметь работать с текстом учебника, документами,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый  контроль

 

 

33

Урок  32. Правовое регулирование  отношений  в сфере  образования

 

Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование.  Гарантии государства в праве на получение образования.

Знать основы правового регулирования в сфере образования

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

 

 

34

Урок  33. Обобщение и систематизация по теме «Право»

 

Право и его роль в жизни общества и государства.  Правоотношения и юридическая ответственность. Конституция РФ . Основы конституционного строя.  Права и свободы человека. Отрасли права: гражданское, административное, семейное, международное гуманитарное, трудовое. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Знать теоретические и практические основы темы «Право»

Объяснять взаимосвязи изученных правых   объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Контрольная работа