Обществознание. 10 класс

                                                                                 Рабочая программа по обществознанию 10  класс

(базовый уровень)

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории создана в соответствии с:

приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебным планом МАОУ ГСОШ №2 на 2015 – 2016 уч. год (утв. приказом №48 от 02.06.2015 г) на основании программы по обществознанию 10-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов,Н. И. Городецкая. М. Просвещение,2010 положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом №71 от 02.09.2013  г.

Используемые учебники:

Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебникова. Обществознание. 10 класс. М.:»Просвещение», 2011

Организация профильного обучения и изучение курса обществознания в классах  и группах базового уровня предполагают формирование культуры поведения, общения, отношений, основных компетенций, необходимых для успешного взаимодействия между людьми в обществе. Кроме того, курс играет важнейшую роль в формировании зрелой личности с устойчивой системой ценностей и мировоззрением.  Курс также предполагает формирование необходимых в будущей самостоятельной жизни умений и навыков.

Цели программы:

  1. Формирование специальных предметных знаний, умений и навыков.
  2. Создание условий для формирования общеучебных умений, навыков и       способов деятельности.
  3. Развития положительной мотивации к учению.
  4. Повышение  уровня познавательной  активности обучающихся.
  5. Формирование коммуникативной культуры.
  6. Содействие формированию мировоззрения, способностей к личностному       самоопределению и самореализации.
    Задачи:

1.уметь самостоятельного добывать знания, приобретать умения и навыки;

2.понимать значение и осознавать ценность образования;

3.владеть системой предметных, межпредметных и надпредметных (общеучебных) умений и навыков;

4.развивать свою познавательную сферу, стремиться к самообразованию;

5.владеть современной информационной культурой;

6.уметь планировать и организовывать собственную деятельность

 

 

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Тест

1

Раздел I .Общество и человек

16

1

2

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

39

2

3

Раздел III. Право

11

1

Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

I четверть

8

2

16

II четверть

8

2

16

III четверть

10

2

20

IV четверть

8

2

16

Итого в год

34

68

68

 

Содержание учебного предмета, курса

I Раздел «Общество и человек» (16 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

 

II Раздел «Основные сферы общественной жизни» (39 ч.)

Тема: «Духовная культура» (9 ч.)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема: «Экономическая сфера» (4 ч.)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

Тема: «Социальная сфера» (14 ч.)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений. Семья и быт. Семья как социальный институт.Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте.Молодежная субкультура. Социальные процессы в современной России.

Тема: «Политическая сфера» (12 ч.)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки. Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

 

III Раздел «Право» (11 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.  Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки (3ч.)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

  1. Организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающихся. К ним относятся:

определение индивидуальных и коллективных учебных задач; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными формами самоконтроля; оценивание своей учебной деятельности; постановка целей самообразовательной деятельности.

  1. Информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; различение и правильное использование разных литературных стилей; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов; владение разными формами изложения учебного текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензии; подготовка доклада, реферата; использование различных видов информации; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента;

  1. Мыслительные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач к ним относятся:

определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; классификация информации; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения.

  1. Коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество с учителями и другими обучающимися, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:

выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; владение культурой речи; ведение дискуссии.

Перечисленные умения и навыки содержатся в пояснительной записке к программе по обществознанию Л.Н. Боголюбова (базовый и профильный уровни). В ней  указано, что не менее 50%  учебного времени должно быть отведено на самостоятельную работу обучающихся. Однако осуществление связи содержания образования со способами, приемами, формами деятельности  - дело каждого учителя. Поэтому у автора возникла существенная необходимость в составлении подобной программы. Кроме того, в условиях реализации профильного обучения предстоит определить, какие общеучебные умения и навыки, и в какой степени формировать в классах и группах  базового и профильного уровня. Формирование общеучебных умений и навыков ведется не изолированно, а учетом реализации образовательных развивающих и воспитательных функций обучения. Важной особенностью предмета является наличие большого количества социальных терминов. Поэтому практически на каждом  уроке ключевым навыком учебной деятельности является оперирование понятиями, что в свою очередь требует их понимания.

Автором предусмотрена логическая последовательность изложения учебного материала, позволяющая  характеризовать общество как целостную систему. Как и в учебной программе, структура изложения материала представлена в последовательности от общего к частному. В начале рассматривается общество как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, основной составляющей которого является человек – биосоциальное существо. Затем подробно характеризуются основные сферы общественной жизни и их элементы, включая экономику и право, которые не изучаются в классах базового уровня в качестве отдельных предметов. В тематическом планировании предусмотрены уроки с опорой на актуализацию знаний, полученных обучающимися в основной школе. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Основу межпредметных связей составляют примеры из курса истории, характеризующие те или иные закономерности и особенности общественного развития.

 

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности:

 

Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

10

Программа по обществознанию 10-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов,Н. И. Городецкая. М. Просвещение,2010

Л.Н.Боголюбов,  Обществознание 10класс.2011г..Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2011

 

 

 

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10-11кл. - Ч. 1. - М., 2005.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл. - Ч. 2.- М., 2005

Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод.рекомендации: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам.

Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию

С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006. Обществознание. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

Календарно – тематическое планирование:

№ урока

Количчасов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания (основные понятия)

Перечень ключевых компетенций

Формы контроля

1,2

2

 

 

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

- оперирование понятиями: общество, природа, культура        - работа с основными компонентами учебника                                                                     - определение индивидуальных и коллективных учебных задач - сравнение полученных результатов с учебной задачей

Эвристическая беседа с опорой на актуализацию знаний, знакомство со структурой учебника, комментирование целей урока, классическая рефлексия

3,4

2

 

 

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы.

оперирование понятиями: система, сферы жизни общества, социальные институты.          работа с основными компонентами учебника,                выявление существенных признаков объекта

- определение соотношения компонентов объекта

- составление на основе текста таблицы, схемы

-составление тезисов, конспектирование                                                          

Школьная лекция, самостоятельная работа с частью текста учебника по составлению таблицы «Социальные институты и их функции», составление схемы «Взаимосвязь сфер общественной жизни», закрепление материала: вставка в текст пропущенных понятий

5

1

 

 

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия.

-оперирование понятиями: человек, индивид, антропосоциогенез, эволюция

- работа с основными компонентами учебника

- установление причинно-следственных связей

- использование различных видов информации

Формирование умений с использованием  мультимедиапрезентации, словарей, дополнительного текста учебника, эвристических заданий

Рефлексия

6,7

2

 

 

Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

-оперирование понятиями: духовная жизнь, ценности, мораль, идеал, совесть, гражданственность, патриотизм, мировоззрение

работа с основными компонентами учебника

- составление тезисов, конспектирование

Составление конспекта «Формы проявления морали»

Составление таблицы: «Типы мировоззрения»

Рефлексия

 

8,9

2

 

 

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

 

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

-оперирование понятиями: деятельность, потребности, сознание

- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

- классификация информации, составление на основе текста схемы

- организация совместной деятельности

Составление опорных схем на основе содержания текста учебника

Рефлексия

 

10

1

 

 

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение.

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества.

- оперирование понятиями:

человек, индивид, индивидуальность, личность

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач

- конспектирование, составление на основе текста таблицы

Словарная работа, составление конспекта, составление таблицы «Факторы формирования личности»

11

1

 

 

 

Единство свободы и ответственно­сти личности

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

- оперирование понятиями: свобода, ответственность, творчество

- работа с основными компонентами учебника: дополнительные тексты

- владение культурой письменной речи, владение приемами риторики

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

Составление определений понятий,  работа с основным и дополнительным текстом, составление выводов, составление сочинения – рассуждения

Рефлексия

12,13

2

 

 

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

 

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания.

- оперирование понятиями: познание, знание, гносеология, агностицизм, истина

- работа с основными компонентами учебника: основной текст, конспектирование

- классификация информации

- оценивание  учебной деятельности

Составление опорных конспектов: «Особенности научного познания», «Критерии истины», «Многообразие форм знания»

14,15

2

 

 

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Общество и человек»

Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек.

-оперирование понятиями, суждениями

-определение соотношения компонентов объекта

- подбор и группировка материалов по определенной теме

-владение различными формами самоконтроля, взаимоконтроля

- организация совместной деятельности

Рефлексия

16

1

 

 

 

Урок контроля

Повторение основных понятий темы

- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями

Письменная контрольная работа (тестирование)

 

39

9

 

 

II Раздел «Основные сферы общественной жизни»

Тема: «Духовная культура»

 

17

1

 

 

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь.

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение.

- оперирование понятиями: духовная жизнь,  материальная и духовная культура

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач

- сравнение полученных результатов с учебной задачей

- составление на основе текста таблицы, схемы, конспектирование

Составление схемы: «Культура: материальная и духовная»

Составление конспекта: «Функции культуры»

Рефлексия

18

1

 

 

Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

- оперирование понятиями: народная культура, элита, элитарная культура, массовая культура, средства массовой информации

- владение различными формами устных публичных выступлений

- владение культурой речи

-подготовка доклада, реферата;

использование различных видов информации, конспектирование

- групповое взаимодействие

Преобразование информации, ее перевод из одной знаковой системы в другую, определение особенностей форм культуры

Рефлексия

 

19,20

2

 

 

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

 

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения.

- оперирование понятиями: наука, образование, самообразование, НТР, НТП

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

сравнение полученных результатов с учебной задачей

Самостоятельная работа с текстом учебника

Рефлексия

 

21,22

2

 

 

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

 

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология.

- оперирование понятиями: мораль, нравственные категории, принципы, нормы, религия, нравственная культура

-постановка целей самообразовательной деятельности.

- использование различных видов информации

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

Беседа по составлению характеристики нравственности и ее основных категорий


Составление вопросов

Составление эссе «Религия и нравственность – духовные основы жизни», «Нравственная культура общества: проблемы и перспективы»

23,24,25

3

 

 

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

 

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

- оперирование понятиями: искусство, художественный образ, эстетика

- качественное  описание изучаемого объекта

- постановка целей самообразовательной деятельности

- владение приемами риторики

- подготовка рецензии

Школьная лекция, отработка и закрепление понятий

Просмотр и обсуждение фильма П. Лунгина «Остров». Составление письменного отзыва

 

4

 

 

Тема: «Экономическая сфера»

26

1

 

 

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала.

-оперирование понятиями: экономика, экономические процессы, уровень жизни, ВВП

Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника и материалами прессы.

Рефлексия

 

27

1

 

 

Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики.

Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

- оперирование понятиями: экономическая свобода, экономическая политика, предпринимательство, рыночная экономика

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- установление причинно-следственных связей

Практическая работа по составлению опорного конспекта

Рефлексия

 

28,29

2

 

 

Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

 Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.

-- оперирование понятиями: экономическая культура, экономические интересы, экономические отношения, деловая этика

-выслушивание мнения других, оценка разных точек зрения

-владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения

- ведение дискуссии

- конспектирование

Составление Кодекса чести предпринимателя

Составление конспектов: «Содержание экономической культуры», «Социальная ответственность бизнеса»

Рефлексия

 

14

 

 

Тема: «Социальная сфера»

30,31

2

 

 

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация.

-оперирование понятиями: социальная структура, социальное неравенство, дифференциация, стратификация, социальная мобильность, социальные интересы

- классификация информации

- владение разными формами изложения учебного текста

работа с основными компонентами учебника

- использование различных видов информации

Школьная лекция с составлением различных видов конспекта: схемы, плана, тезисов, определений понятий

Самостоятельная работа по заданиям 1-4 § 14 с использованием текста учебника, практических выводов, документа и использованием сети Интернет

32

1

 

 

Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.

-оперирование понятиями: социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт, культура труда

- качественное и количественное описание изучаемого социального  объекта, выявление его существенных признаков

Беседа с элементами практической работы и использованием мультимедиапрезентации

Рефлексия

 

33

1

 

 

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

 Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

-оперирование понятиями: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступление, правонарушение

- владение различными формами устных публичных выступлений

- владение культурой речи

- использование справочной и дополнительной литературы, подготовка доклада, анализ информации,

-формулирование проблемы и определение способов ее решения

Практикум формирования умений, составление мультимедиапрезентаци, анализ данных.

 

Рефлексия

 

34

1

 

 

Национальные отношения. Этнические общности.

Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.

-оперирование понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, национальность, национальное самосознание, социальная группа

- использование дополнительной литературы

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

Беседа с лабораторной работой по тексту документа, закрепление понятий

Рефлексия

 

35

1

 

 

Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты.

Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

- оперирование понятиями: дифференциация, интеграция, дискриминация, геноцид, национализм, толерантность

- выявление существенных признаков объекта

- использование различных видов информации

Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, дополнительной литературой, Интернетом

Рефлексия

 

36

1

 

 

Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства.

- оперирование понятиями: национальная политика, культура межнациональных отношений

- организация совместной деятельности, ведение дискуссии

- подбор и группировка материалов по определенной теме

Практикум с групповой работой по тексту Конституции РФ

Образовательные продукты:«Основы национальной политики в РФ», «Содержание культуры межнациональных отношений»

37

1

 

 

Семья и быт. Семья как социальный институт.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

- оперирование понятиями: семья, брак, социальная роль, социальная группа

- использование разных видов  социально-ситуационного моделирования

- выявление существенных признаков объекта;

определение соотношения компонентов объекта

Беседа с элементами практической работы по решению ситуационных задач

Рефлексия

 

38

1

 

 

Семья в со­временном обществе.

 Семья в со­временном обществе.

оценка разных точек зрения

- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

- ведение дискуссии

- проведение разных видов сравнения

-установление причинно-следственных связей

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

Беседа с элементами анализа современной ситуации

Составление компьютерной презентации

Подготовка проекта «Счастливая семья»

 

Рефлексия

39

1

 

 

Бытовые отношения. Культура бытовых отношений.

Бытовые отношения. Культура бытовых отношений.

- оперирование понятиями: бытовые отношения, сфера бытовых услуг, культура топоса

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

сравнение полученных результатов с учебной задачей

оценивание своей учебной деятельности

Лабораторная работа с использованием компьютерной презентации

Рефлексия

 

40

1

 

 

Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте.

Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

- оперирование понятиями: молодежь, социальная роль, социальная группа

- составление плана-конспекта

- классификация информации

Школьная лекция с элементами групповой работы по составлению характеристики социальной роли в юношеском возрасте: семьянин, работник, учащийся, гражданин

41

1

 

 

Молодежная субкультура.

Молодёжная субкультура.

- оперирование понятиями: молодежь, молодежная субкультура

- организация совместной деятельности

- использование различных видов информации

- подбор и группировка материалов по определенной теме

владение разными формами изложения учебного текста

Практикум с использованием ИКТ по составлению сообщения по материалам прессы и Интернета

Рефлексия

 

42

1

 

 

Социальные процессы в современной России

Социальные процессы в современной России.

-оперирование основным понятиями темы (их усложнение и упрощение, составление предложений)

- классификация информации

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

организация совместной деятельности

владение различными формами устных  публичных выступлений

Использование практических заданий по отработке навыков, метода мозгового штурма по решению выявленных проблем, использованием групповой работы

Рефлексия

 

43

1

 

 

Урок контроля по теме «Социальная сфера»

Повторение основных понятий.

- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями

Письменная контрольная работа (тестирование)

 

12

 

 

Тема: «Политическая сфера»

44

1

 

 

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения.

  Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

- оперирование понятиями: политика, политические институты, партии, государство, политические отношения

- составление планов различных видов

- составление на основе текста схемы

Школьная лекция с вводной повторительной беседой на основе актуализации знаний обучающихся и составлением опорных схем: «Политика как вид человеческой деятельности», «Политические институты», «Политические отношения»

45

1

 

 

Власть, ее происхождение и виды.

 

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.

- оперирование понятиями власть, политическая власть

- классификация информации

- выявление существенных признаков объекта;

определение соотношения компонентов объекта

- проведение разных видов сравнения

Беседа с  использованием эвристических деятельностных методов, работой по составлению определений понятия, классификации, выделению признаков объекта. Составление мини-исследования «Философы о власти»

46

1

 

 

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.

Виды монополии государства: общие и частные.

-оперирование понятиями: система, политическая система, власть, государство, внутренняя и внешняя политика, политическая культура

- владение различными формами самоконтроля

- составление на основе текста таблицы, схемы,

составление тезисов

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

Практикум, включающий  в себя деятельность по отработке понятий, составление схемы, тезисного плана, таблицы, решение ситуационных задач

Рефлексия

 

47

1

 

 

Политические режимы.

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры.

- оперирование понятиями: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия

- классификация информации;

владение компонентами доказательства

- оценка разных точек зрения

- организация совместной деятельности

-проведение сравнения

Педагогическая мастерская  с опорой на актуализацию знаний обучающихся по работе с текстом учебника, дополнительными текстами, составлению сравнительной характеристики (таблицы) «Политические режимы» и их признаки»

48

1

 

 

Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России.

 

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

- оперирование понятиями: политический режим, демократия, демократическая политическая культура, плюрализм, парламентаризм, реформы

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

- использование различных видов информации

 

Беседа с опорой на актуализацию знаний обучающихся (метод «мозгового штурма») с использованием мультимедиапрезентации и составлением конспекта «Демократические реформы в России».

Рефлексия

49,50

2

 

 

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки.

 Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

- оперирование понятиями: гражданское общество, правовое государство, местное самоуправление, демократия

- использование справочной и дополнительной литературы, подготовка доклада

- выявление существенных признаков объекта

Школьная лекция с использованием сообщений обучающихся «История российского парламентаризма», «Создание парламентской системы в 1990-е гг.», «Структура и особенности российской парламентской системы»

51

1

 

 

Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы.

 Избирательная система. Типы избирательных систем.

-оперирование понятиями: демократия, выборы, партия, пропорциональная, мажоритарная, смешанная система, электорат, электоральная культура

- выявление существенных признаков объекта, сравнение

- использование разных видов моделирования

Беседа с использованием словарной работы, составлением сравнительной таблицы, проведением деловой игры «Выборы»

Рефлексия

 

52

1

 

 

Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

 

 

Многопартийность и партийные системы.

- оперирование понятиями: политические партии, идеологии, СМИ

- использование различных видов информации

- классификация информации, сравнение

Практикум с использованием Интернет-ресурсов, мультимедиапрезентации, составлением сравнительной таблицы

53.54

2

 

 

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

 

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

- оперирование понятиями: политический процесс, политическое участие, политическая культура, суждениями

- составление планов,  конспектирование

- выявление существенных признаков объекта

Беседа с элементами практической работы по выполнению заданий на повторение. Составление  тезисного плана - конспекта «Формы политического участия»

Рефлексия

55

1

 

 

Урок контроля

Повторение основных понятий.

- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями

Письменная контрольная работа (тестирование)

 

11

 

 

III Раздел «Право»

Тема: «Право как особая система норм»

56

1

 

 

Право в системе социальных норм.

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.

- оперирование понятиями: право, мораль, религия

-сравнение

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

-выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-сравнение полученных результатов с учебной задачей

- различение и правильное использование разных литературных стилей

Школьная лекция с самостоятельной работой по тексту учебника и составлением сравнительной таблицы «Система норм социального регулирования»

Составление эссе: «Роль права в жизни общества» в форме научного текста, публицистической статьи, тезисов выступления

57.58

2

 

 

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

 Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

 

- оперирование понятиями: система, право, система права, отрасли права, субъекты и объекты права

- составление на основе текста схемы

- подготовка рецензии

- качественное и количественное описание изучаемого объекта

Беседа с составлением устной рецензии на ответ, составлением схемы «Система права в РФ»

Рефлексия

 

59

1

 

 

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.

                    

- оперирование понятиями: источники права (норма, обычай, договор), закон, Конституция

- использование разных видов моделирования

- выявление существенных признаков объекта

- организация совместной деятельности

Беседа с элементами  групповой практической работы по составлению Конституции класса, школы.

Рефлексия

 

60,61

2

 

 

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности.

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

 

- оперирование понятиями: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность

- использование справочной и дополнительной литературы

- подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов

-определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

Лекция со словарной работой

Практикум по работе с законодательными актами и составлением мультимедиапрезентации

Составление материалов по теме: «Юридическая ответственность несовершеннолетних»

62

1

 

 

Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.

Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

- оперирование понятиями: правоотношения, право, права человека, защита прав человека

- использование разных видов моделирования

- выявление существенных признаков объекта

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

- сравнение полученных результатов с учебной задачей

владение различными формами самоконтроля

Практикум по составлению конспекта формы защиты прав человека, выполнение заданий по теме: «Особенности судебной защиты прав».

Составление текста искового заявления и сравнение его с типичным

Рефлексия

 

63,64

2

 

 

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы.

 Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

- оперирование понятиями: система права, структура права, отрасли права

- подбор и группировка материалов по определенной теме

- классификация информации

- владение компонентами доказательства

Беседа со словарной работой и выявлением особенностей отраслей права. Выявление связи отраслей права с определенными видами человеческих отношений, приведение в качестве доказательств примеров из жизни

65

1

 

 

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

- оперирование понятиями: правомерное поведение, отклоняющееся поведение, правосознание, правовая культура

- владение различными формами самоконтроля;

- оценивание своей учебной деятельности

- различение и правильное использование разных литературных стилей

- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

 

Практикум. Определение содержания правовой культуры, выделение ее элементов. Рефлексия. Составление текста «Правомерное поведение в различных правовых системах» с помощью Интернет - ресурсов: научное исследование, публицистическая статья, выступление перед большой аудиторией

Рефлексия

66

1

 

 

Урок контроля

Повторение основных понятий.

- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями

Письменная контрольная работа (тестирование)

67,68

2

 

 

Повторение. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс.

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

оперирование понятиями: прогресс, регресс, формация, цивилизация, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество

- использование различных видов информации

- установление причинно-следственных связей

беседа с использованием ИКТ (мультимедиапрезентации, Интернет – ресурсы)