Рабочая программа по обществознанию 10 класс
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории создана в соответствии с:
приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебным планом МАОУ ГСОШ №2 на 2015 – 2016 уч. год (утв. приказом №48 от 02.06.2015 г) на основании программы по обществознанию 10-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов,Н. И. Городецкая. М. Просвещение,2010 положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом №71 от 02.09.2013 г.
Используемые учебники:
Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебникова. Обществознание. 10 класс. М.:»Просвещение», 2011
Организация профильного обучения и изучение курса обществознания в классах и группах базового уровня предполагают формирование культуры поведения, общения, отношений, основных компетенций, необходимых для успешного взаимодействия между людьми в обществе. Кроме того, курс играет важнейшую роль в формировании зрелой личности с устойчивой системой ценностей и мировоззрением. Курс также предполагает формирование необходимых в будущей самостоятельной жизни умений и навыков.
Цели программы:
- Формирование специальных предметных знаний, умений и навыков.
- Создание условий для формирования общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
- Развития положительной мотивации к учению.
- Повышение уровня познавательной активности обучающихся.
- Формирование коммуникативной культуры.
- Содействие формированию мировоззрения, способностей к личностному самоопределению и самореализации.
Задачи:
1.уметь самостоятельного добывать знания, приобретать умения и навыки;
2.понимать значение и осознавать ценность образования;
3.владеть системой предметных, межпредметных и надпредметных (общеучебных) умений и навыков;
4.развивать свою познавательную сферу, стремиться к самообразованию;
5.владеть современной информационной культурой;
6.уметь планировать и организовывать собственную деятельность
Учебно – тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Тест |
1 |
Раздел I .Общество и человек |
16 |
1 |
2 |
Раздел II. Основные сферы общественной жизни |
39 |
2 |
3 |
Раздел III. Право |
11 |
1 |
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть |
Количество недель в четверти |
Количество часов в неделю |
Количество часов в четверти |
I четверть |
8 |
2 |
16 |
II четверть |
8 |
2 |
16 |
III четверть |
10 |
2 |
20 |
IV четверть |
8 |
2 |
16 |
Итого в год |
34 |
68 |
68 |
Содержание учебного предмета, курса
I Раздел «Общество и человек» (16 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
II Раздел «Основные сферы общественной жизни» (39 ч.)
Тема: «Духовная культура» (9 ч.)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема: «Экономическая сфера» (4 ч.)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема: «Социальная сфера» (14 ч.)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт.Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.Молодежная субкультура. Социальные процессы в современной России.
Тема: «Политическая сфера» (12 ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
III Раздел «Право» (11 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки (3ч.)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Требования к уровню подготовки выпускников
- Организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающихся. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными формами самоконтроля; оценивание своей учебной деятельности; постановка целей самообразовательной деятельности.
- Информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; различение и правильное использование разных литературных стилей; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов; владение разными формами изложения учебного текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензии; подготовка доклада, реферата; использование различных видов информации; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента;
- Мыслительные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач к ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; классификация информации; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения.
- Коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество с учителями и другими обучающимися, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; владение культурой речи; ведение дискуссии.
Перечисленные умения и навыки содержатся в пояснительной записке к программе по обществознанию Л.Н. Боголюбова (базовый и профильный уровни). В ней указано, что не менее 50% учебного времени должно быть отведено на самостоятельную работу обучающихся. Однако осуществление связи содержания образования со способами, приемами, формами деятельности - дело каждого учителя. Поэтому у автора возникла существенная необходимость в составлении подобной программы. Кроме того, в условиях реализации профильного обучения предстоит определить, какие общеучебные умения и навыки, и в какой степени формировать в классах и группах базового и профильного уровня. Формирование общеучебных умений и навыков ведется не изолированно, а учетом реализации образовательных развивающих и воспитательных функций обучения. Важной особенностью предмета является наличие большого количества социальных терминов. Поэтому практически на каждом уроке ключевым навыком учебной деятельности является оперирование понятиями, что в свою очередь требует их понимания.
Автором предусмотрена логическая последовательность изложения учебного материала, позволяющая характеризовать общество как целостную систему. Как и в учебной программе, структура изложения материала представлена в последовательности от общего к частному. В начале рассматривается общество как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, основной составляющей которого является человек – биосоциальное существо. Затем подробно характеризуются основные сферы общественной жизни и их элементы, включая экономику и право, которые не изучаются в классах базового уровня в качестве отдельных предметов. В тематическом планировании предусмотрены уроки с опорой на актуализацию знаний, полученных обучающимися в основной школе. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Основу межпредметных связей составляют примеры из курса истории, характеризующие те или иные закономерности и особенности общественного развития.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности:
Классы |
Учебная программа |
Учебники |
Методические материалы Дидактические материалы |
Материалы для контроля |
10 |
Программа по обществознанию 10-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов,Н. И. Городецкая. М. Просвещение,2010 |
Л.Н.Боголюбов, Обществознание 10класс.2011г..Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2011
|
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10-11кл. - Ч. 1. - М., 2005. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл. - Ч. 2.- М., 2005 Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод.рекомендации: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006 |
Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам. |
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006. Обществознание. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Календарно – тематическое планирование:
№ урока |
Количчасов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания (основные понятия) |
Перечень ключевых компетенций |
Формы контроля |
||
1,2 |
2 |
|
|
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. |
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. |
- оперирование понятиями: общество, природа, культура - работа с основными компонентами учебника - определение индивидуальных и коллективных учебных задач - сравнение полученных результатов с учебной задачей |
Эвристическая беседа с опорой на актуализацию знаний, знакомство со структурой учебника, комментирование целей урока, классическая рефлексия |
||
3,4 |
2 |
|
|
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. |
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. |
оперирование понятиями: система, сферы жизни общества, социальные институты. работа с основными компонентами учебника, выявление существенных признаков объекта - определение соотношения компонентов объекта - составление на основе текста таблицы, схемы -составление тезисов, конспектирование |
Школьная лекция, самостоятельная работа с частью текста учебника по составлению таблицы «Социальные институты и их функции», составление схемы «Взаимосвязь сфер общественной жизни», закрепление материала: вставка в текст пропущенных понятий |
||
5 |
1 |
|
|
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. |
Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. |
-оперирование понятиями: человек, индивид, антропосоциогенез, эволюция - работа с основными компонентами учебника - установление причинно-следственных связей - использование различных видов информации |
Формирование умений с использованием мультимедиапрезентации, словарей, дополнительного текста учебника, эвристических заданий Рефлексия |
||
6,7 |
2 |
|
|
Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. |
Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры. |
-оперирование понятиями: духовная жизнь, ценности, мораль, идеал, совесть, гражданственность, патриотизм, мировоззрение работа с основными компонентами учебника - составление тезисов, конспектирование |
Составление конспекта «Формы проявления морали» Составление таблицы: «Типы мировоззрения» Рефлексия
|
||
8,9 |
2 |
|
|
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
|
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. |
-оперирование понятиями: деятельность, потребности, сознание - определение объектов анализа и синтеза и их компонентов - классификация информации, составление на основе текста схемы - организация совместной деятельности |
Составление опорных схем на основе содержания текста учебника Рефлексия
|
||
10 |
1 |
|
|
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. |
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. |
- оперирование понятиями: человек, индивид, индивидуальность, личность - определение индивидуальных и коллективных учебных задач - конспектирование, составление на основе текста таблицы |
Словарная работа, составление конспекта, составление таблицы «Факторы формирования личности» |
||
11 |
1 |
|
|
Единство свободы и ответственности личности |
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. |
- оперирование понятиями: свобода, ответственность, творчество - работа с основными компонентами учебника: дополнительные тексты - владение культурой письменной речи, владение приемами риторики - формулирование проблемы и определение способов ее решения |
Составление определений понятий, работа с основным и дополнительным текстом, составление выводов, составление сочинения – рассуждения Рефлексия |
||
12,13 |
2 |
|
|
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
|
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. |
- оперирование понятиями: познание, знание, гносеология, агностицизм, истина - работа с основными компонентами учебника: основной текст, конспектирование - классификация информации - оценивание учебной деятельности |
Составление опорных конспектов: «Особенности научного познания», «Критерии истины», «Многообразие форм знания» |
||
14,15 |
2 |
|
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Общество и человек» |
Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. |
-оперирование понятиями, суждениями -определение соотношения компонентов объекта - подбор и группировка материалов по определенной теме -владение различными формами самоконтроля, взаимоконтроля - организация совместной деятельности |
Рефлексия |
||
16 |
1 |
|
|
Урок контроля |
Повторение основных понятий темы |
- определение индивидуальных учебных задач - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи - оперирование понятиями, суждениями |
Письменная контрольная работа (тестирование) |
||
|
39 9 |
|
|
II Раздел «Основные сферы общественной жизни» Тема: «Духовная культура»
|
|||||
17 |
1 |
|
|
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. |
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. |
- оперирование понятиями: духовная жизнь, материальная и духовная культура - определение индивидуальных и коллективных учебных задач - сравнение полученных результатов с учебной задачей - составление на основе текста таблицы, схемы, конспектирование |
Составление схемы: «Культура: материальная и духовная» Составление конспекта: «Функции культуры» Рефлексия |
||
18 |
1 |
|
|
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. |
Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. |
- оперирование понятиями: народная культура, элита, элитарная культура, массовая культура, средства массовой информации - владение различными формами устных публичных выступлений - владение культурой речи -подготовка доклада, реферата; использование различных видов информации, конспектирование - групповое взаимодействие |
Преобразование информации, ее перевод из одной знаковой системы в другую, определение особенностей форм культуры Рефлексия
|
||
19,20 |
2 |
|
|
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
|
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. |
- оперирование понятиями: наука, образование, самообразование, НТР, НТП - определение индивидуальных и коллективных учебных задач - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи сравнение полученных результатов с учебной задачей |
Самостоятельная работа с текстом учебника Рефлексия
|
||
21,22 |
2 |
|
|
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
|
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. |
- оперирование понятиями: мораль, нравственные категории, принципы, нормы, религия, нравственная культура -постановка целей самообразовательной деятельности. - использование различных видов информации - формулирование проблемы и определение способов ее решения |
Беседа по составлению характеристики нравственности и ее основных категорий
Составление эссе «Религия и нравственность – духовные основы жизни», «Нравственная культура общества: проблемы и перспективы» |
||
23,24,25 |
3 |
|
|
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
|
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». |
- оперирование понятиями: искусство, художественный образ, эстетика - качественное описание изучаемого объекта - постановка целей самообразовательной деятельности - владение приемами риторики - подготовка рецензии |
Школьная лекция, отработка и закрепление понятий Просмотр и обсуждение фильма П. Лунгина «Остров». Составление письменного отзыва |
||
|
4 |
|
|
Тема: «Экономическая сфера» |
|||||
26 |
1 |
|
|
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. |
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. |
-оперирование понятиями: экономика, экономические процессы, уровень жизни, ВВП |
Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника и материалами прессы. Рефлексия
|
||
27 |
1 |
|
|
Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. |
Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. |
- оперирование понятиями: экономическая свобода, экономическая политика, предпринимательство, рыночная экономика - определение индивидуальных и коллективных учебных задач; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи - установление причинно-следственных связей |
Практическая работа по составлению опорного конспекта Рефлексия
|
||
28,29 |
2 |
|
|
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. |
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. |
-- оперирование понятиями: экономическая культура, экономические интересы, экономические отношения, деловая этика -выслушивание мнения других, оценка разных точек зрения -владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения - ведение дискуссии - конспектирование |
Составление Кодекса чести предпринимателя Составление конспектов: «Содержание экономической культуры», «Социальная ответственность бизнеса» Рефлексия |
||
|
14 |
|
|
Тема: «Социальная сфера» |
|||||
30,31 |
2 |
|
|
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. |
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. |
-оперирование понятиями: социальная структура, социальное неравенство, дифференциация, стратификация, социальная мобильность, социальные интересы - классификация информации - владение разными формами изложения учебного текста работа с основными компонентами учебника - использование различных видов информации |
Школьная лекция с составлением различных видов конспекта: схемы, плана, тезисов, определений понятий Самостоятельная работа по заданиям 1-4 § 14 с использованием текста учебника, практических выводов, документа и использованием сети Интернет |
||
32 |
1 |
|
|
Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. |
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. |
-оперирование понятиями: социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт, культура труда - качественное и количественное описание изучаемого социального объекта, выявление его существенных признаков |
Беседа с элементами практической работы и использованием мультимедиапрезентации Рефлексия
|
||
33 |
1 |
|
|
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. |
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. |
-оперирование понятиями: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступление, правонарушение - владение различными формами устных публичных выступлений - владение культурой речи - использование справочной и дополнительной литературы, подготовка доклада, анализ информации, -формулирование проблемы и определение способов ее решения |
Практикум формирования умений, составление мультимедиапрезентаци, анализ данных.
Рефлексия
|
||
34 |
1 |
|
|
Национальные отношения. Этнические общности. |
Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. |
-оперирование понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, национальность, национальное самосознание, социальная группа - использование дополнительной литературы - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи |
Беседа с лабораторной работой по тексту документа, закрепление понятий Рефлексия
|
||
35 |
1 |
|
|
Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. |
Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. |
- оперирование понятиями: дифференциация, интеграция, дискриминация, геноцид, национализм, толерантность - выявление существенных признаков объекта - использование различных видов информации |
Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника, дополнительной литературой, Интернетом Рефлексия
|
||
36 |
1 |
|
|
Национальная политика. Культура межнациональных отношений. |
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. |
- оперирование понятиями: национальная политика, культура межнациональных отношений - организация совместной деятельности, ведение дискуссии - подбор и группировка материалов по определенной теме |
Практикум с групповой работой по тексту Конституции РФ Образовательные продукты:«Основы национальной политики в РФ», «Содержание культуры межнациональных отношений» |
||
37 |
1 |
|
|
Семья и быт. Семья как социальный институт. |
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. |
- оперирование понятиями: семья, брак, социальная роль, социальная группа - использование разных видов социально-ситуационного моделирования - выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта |
Беседа с элементами практической работы по решению ситуационных задач Рефлексия
|
||
38 |
1 |
|
|
Семья в современном обществе. |
Семья в современном обществе. |
оценка разных точек зрения - определение объектов анализа и синтеза и их компонентов - ведение дискуссии - проведение разных видов сравнения -установление причинно-следственных связей - формулирование проблемы и определение способов ее решения |
Беседа с элементами анализа современной ситуации Составление компьютерной презентации Подготовка проекта «Счастливая семья»
Рефлексия |
||
39 |
1 |
|
|
Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. |
Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. |
- оперирование понятиями: бытовые отношения, сфера бытовых услуг, культура топоса - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей оценивание своей учебной деятельности |
Лабораторная работа с использованием компьютерной презентации Рефлексия
|
||
40 |
1 |
|
|
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. |
Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. |
- оперирование понятиями: молодежь, социальная роль, социальная группа - составление плана-конспекта - классификация информации |
Школьная лекция с элементами групповой работы по составлению характеристики социальной роли в юношеском возрасте: семьянин, работник, учащийся, гражданин |
||
41 |
1 |
|
|
Молодежная субкультура. |
Молодёжная субкультура. |
- оперирование понятиями: молодежь, молодежная субкультура - организация совместной деятельности - использование различных видов информации - подбор и группировка материалов по определенной теме владение разными формами изложения учебного текста |
Практикум с использованием ИКТ по составлению сообщения по материалам прессы и Интернета Рефлексия
|
||
42 |
1 |
|
|
Социальные процессы в современной России |
Социальные процессы в современной России. |
-оперирование основным понятиями темы (их усложнение и упрощение, составление предложений) - классификация информации - формулирование проблемы и определение способов ее решения организация совместной деятельности владение различными формами устных публичных выступлений |
Использование практических заданий по отработке навыков, метода мозгового штурма по решению выявленных проблем, использованием групповой работы Рефлексия
|
||
43 |
1 |
|
|
Урок контроля по теме «Социальная сфера» |
Повторение основных понятий. |
- определение индивидуальных учебных задач - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи - оперирование понятиями, суждениями |
Письменная контрольная работа (тестирование) |
||
|
12 |
|
|
Тема: «Политическая сфера» |
|||||
44 |
1 |
|
|
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. |
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. |
- оперирование понятиями: политика, политические институты, партии, государство, политические отношения - составление планов различных видов - составление на основе текста схемы |
Школьная лекция с вводной повторительной беседой на основе актуализации знаний обучающихся и составлением опорных схем: «Политика как вид человеческой деятельности», «Политические институты», «Политические отношения» |
||
45 |
1 |
|
|
Власть, ее происхождение и виды.
|
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. |
- оперирование понятиями власть, политическая власть - классификация информации - выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта - проведение разных видов сравнения |
Беседа с использованием эвристических деятельностных методов, работой по составлению определений понятия, классификации, выделению признаков объекта. Составление мини-исследования «Философы о власти» |
||
46 |
1 |
|
|
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. |
Виды монополии государства: общие и частные. |
-оперирование понятиями: система, политическая система, власть, государство, внутренняя и внешняя политика, политическая культура - владение различными формами самоконтроля - составление на основе текста таблицы, схемы, составление тезисов - формулирование проблемы и определение способов ее решения |
Практикум, включающий в себя деятельность по отработке понятий, составление схемы, тезисного плана, таблицы, решение ситуационных задач Рефлексия
|
||
47 |
1 |
|
|
Политические режимы. |
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. |
- оперирование понятиями: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия - классификация информации; владение компонентами доказательства - оценка разных точек зрения - организация совместной деятельности -проведение сравнения |
Педагогическая мастерская с опорой на актуализацию знаний обучающихся по работе с текстом учебника, дополнительными текстами, составлению сравнительной характеристики (таблицы) «Политические режимы» и их признаки» |
||
48 |
1 |
|
|
Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России.
|
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. |
- оперирование понятиями: политический режим, демократия, демократическая политическая культура, плюрализм, парламентаризм, реформы - формулирование проблемы и определение способов ее решения - использование различных видов информации
|
Беседа с опорой на актуализацию знаний обучающихся (метод «мозгового штурма») с использованием мультимедиапрезентации и составлением конспекта «Демократические реформы в России». Рефлексия |
||
49,50 |
2 |
|
|
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. |
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. |
- оперирование понятиями: гражданское общество, правовое государство, местное самоуправление, демократия - использование справочной и дополнительной литературы, подготовка доклада - выявление существенных признаков объекта |
Школьная лекция с использованием сообщений обучающихся «История российского парламентаризма», «Создание парламентской системы в 1990-е гг.», «Структура и особенности российской парламентской системы» |
||
51 |
1 |
|
|
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. |
Избирательная система. Типы избирательных систем. |
-оперирование понятиями: демократия, выборы, партия, пропорциональная, мажоритарная, смешанная система, электорат, электоральная культура - выявление существенных признаков объекта, сравнение - использование разных видов моделирования |
Беседа с использованием словарной работы, составлением сравнительной таблицы, проведением деловой игры «Выборы» Рефлексия
|
||
52 |
1 |
|
|
Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
|
Многопартийность и партийные системы. |
- оперирование понятиями: политические партии, идеологии, СМИ - использование различных видов информации - классификация информации, сравнение |
Практикум с использованием Интернет-ресурсов, мультимедиапрезентации, составлением сравнительной таблицы |
||
53.54 |
2 |
|
|
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
|
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. |
- оперирование понятиями: политический процесс, политическое участие, политическая культура, суждениями - составление планов, конспектирование - выявление существенных признаков объекта |
Беседа с элементами практической работы по выполнению заданий на повторение. Составление тезисного плана - конспекта «Формы политического участия» Рефлексия |
||
55 |
1 |
|
|
Урок контроля |
Повторение основных понятий. |
- определение индивидуальных учебных задач - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи - оперирование понятиями, суждениями |
Письменная контрольная работа (тестирование) |
||
|
11 |
|
|
III Раздел «Право» Тема: «Право как особая система норм» |
|||||
56 |
1 |
|
|
Право в системе социальных норм. |
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. |
- оперирование понятиями: право, мораль, религия -сравнение - определение индивидуальных и коллективных учебных задач; -выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; -сравнение полученных результатов с учебной задачей - различение и правильное использование разных литературных стилей |
Школьная лекция с самостоятельной работой по тексту учебника и составлением сравнительной таблицы «Система норм социального регулирования» Составление эссе: «Роль права в жизни общества» в форме научного текста, публицистической статьи, тезисов выступления |
||
57.58 |
2 |
|
|
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. |
Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
|
- оперирование понятиями: система, право, система права, отрасли права, субъекты и объекты права - составление на основе текста схемы - подготовка рецензии - качественное и количественное описание изучаемого объекта |
Беседа с составлением устной рецензии на ответ, составлением схемы «Система права в РФ» Рефлексия
|
||
59 |
1 |
|
|
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. |
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
|
- оперирование понятиями: источники права (норма, обычай, договор), закон, Конституция - использование разных видов моделирования - выявление существенных признаков объекта - организация совместной деятельности |
Беседа с элементами групповой практической работы по составлению Конституции класса, школы. Рефлексия
|
||
60,61 |
2 |
|
|
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. |
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
|
- оперирование понятиями: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность - использование справочной и дополнительной литературы - подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов -определение объектов анализа и синтеза и их компонентов |
Лекция со словарной работой Практикум по работе с законодательными актами и составлением мультимедиапрезентации Составление материалов по теме: «Юридическая ответственность несовершеннолетних» |
||
62 |
1 |
|
|
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. |
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. |
- оперирование понятиями: правоотношения, право, права человека, защита прав человека - использование разных видов моделирования - выявление существенных признаков объекта - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; - сравнение полученных результатов с учебной задачей владение различными формами самоконтроля |
Практикум по составлению конспекта формы защиты прав человека, выполнение заданий по теме: «Особенности судебной защиты прав». Составление текста искового заявления и сравнение его с типичным Рефлексия
|
||
63,64 |
2 |
|
|
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. |
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. |
- оперирование понятиями: система права, структура права, отрасли права - подбор и группировка материалов по определенной теме - классификация информации - владение компонентами доказательства |
Беседа со словарной работой и выявлением особенностей отраслей права. Выявление связи отраслей права с определенными видами человеческих отношений, приведение в качестве доказательств примеров из жизни |
||
65 |
1 |
|
|
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. |
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. |
- оперирование понятиями: правомерное поведение, отклоняющееся поведение, правосознание, правовая культура - владение различными формами самоконтроля; - оценивание своей учебной деятельности - различение и правильное использование разных литературных стилей - определение объектов анализа и синтеза и их компонентов
|
Практикум. Определение содержания правовой культуры, выделение ее элементов. Рефлексия. Составление текста «Правомерное поведение в различных правовых системах» с помощью Интернет - ресурсов: научное исследование, публицистическая статья, выступление перед большой аудиторией Рефлексия |
||
66 |
1 |
|
|
Урок контроля |
Повторение основных понятий. |
- определение индивидуальных учебных задач - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи - оперирование понятиями, суждениями |
Письменная контрольная работа (тестирование) |
||
67,68 |
2 |
|
|
Повторение. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. |
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. |
оперирование понятиями: прогресс, регресс, формация, цивилизация, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество - использование различных видов информации - установление причинно-следственных связей |
беседа с использованием ИКТ (мультимедиапрезентации, Интернет – ресурсы)
|
||