Рабочая программа по обществознанию 11 класс
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории создана в соответствии с:
приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебным планом МАОУ ГСОШ №2 на 2015 – 2016 уч. год (утв. приказом №48 от 02.06.2015 г) на основании программы по обществознанию 10-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов,Н. И. Городецкая. М. Просвещение,2010 положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом №71 от 02.09.2013 г.
Используемые учебники:
Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеева. Обществознание. 11 класс. М.: «Просвещение», 2012
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено
на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина,
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Учебно – тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 час |
2 |
Человек и экономика |
20 часов |
3 |
Проблемы социально-политической и духовной жизни |
16 часов |
4 |
Человек и закон |
24 часов |
5 |
Заключительные уроки |
7 часов |
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть |
Количество недель в четверти |
Количество часов в неделю |
Количество часов в четверти |
I четверть |
8 |
2 |
16 |
II четверть |
8 |
2 |
16 |
III четверть |
10 |
2 |
20 |
IV четверть |
8 |
2 |
16 |
Итого в год |
34 |
68 |
68 |
Содержание учебного предмета, курса
Введение (1 ч)
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (20 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (24 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (7 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Требования к уровню подготовки выпускников
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и клас-сификация объектов по указанным критериям;
-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверностиполученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
-формулирование полученных результатов;
-создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
2.Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. – 349 с.
3.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)
4.ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с.
5.Конституция РФ
6.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
7.Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2001.
8.Сборник законов РФ.
9.Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
10.Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006. Обществознание. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Календарно – тематическое планирование:
№ урока |
Количчасов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания (основные понятия) |
Перечень ключевых компетенций |
Формы контроля |
|
1 |
1 |
|
|
Общество как сложная динамическая система. Вводный урок |
Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон |
знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения |
Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на вопросы |
|
|
24 |
|
|
Глава 1. Человек и экономика |
||||
2, 3 |
2
|
|
|
Экономика как наука Экономика как хозяйство |
Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности |
знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их. Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
|
4, 5 |
2
|
|
|
Экономический рост Экономическое развитие |
Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл |
знать, что такое «порочный круг бедности». Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в. |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
|
6, 7 |
2 |
|
|
Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия |
Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России |
знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
|
8, 9 |
2 |
|
|
Фирмы в экономике. Факторы производства |
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями |
знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
|
|
10, 11 |
2
|
|
|
Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые формы предпринимательства Предпринимательство в тюменской области |
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело |
знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Защита проектов |
|
12, 13 |
2
|
|
|
Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга |
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга |
знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме. Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование |
Выборочное оценивание.
Вопросы на сравнение |
|
14, 15 |
2 |
|
|
Экономика и государство Экономические функции государства |
Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? |
знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Работа по документам |
|
16, 17 |
2
|
|
|
Финансы в экономике Инфляция: виды, причины и последствия |
Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия |
знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Тест ( задания А и Б) |
|
18 |
1 |
|
|
Занятость и безработица |
Рынок труда. Причины и виды безработицы. |
знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения. Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда |
Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания С) Презентация(Создание на основе Интернет-ресурсов) |
|
19 |
1 |
|
|
Проблемы безработицы в Тюменской области |
Государственная политика в области занятости |
|||
20 |
1 |
|
|
Мировая экономика |
Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли |
знать, что такое «международные экономические отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма. Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему |
Выборочное оценивание.
Пресс - конференция |
|
21 |
1 |
|
|
Глобальные проблемы экономики |
Глобальные проблемы экономики |
|||
22 |
1 |
|
|
Человек в системе экономических отношений |
Рациональное поведение потребителя. |
знать, какие факторы влияют на производительность труда. Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом. Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах |
Выборочное оценивание.
Маркетинг – важная составляющая в деятельности фирмы (ролевая игра) |
|
23 |
1 |
|
|
Производительность труда |
Рациональное поведение производителя |
|||
24 |
1 |
|
|
Человек и экономика |
|
знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения |
|
|
25 |
1 |
|
|
Урок контроля знаний |
|
Интеллектуальная игра: « Что? Где? Когда?» |
||
|
16 |
|
|
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни |
||||
26 |
1 |
|
|
Свобода в деятельности человека |
«Свобода есть осознанная необходимость». |
знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении. Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность» |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Работа по документам |
|
27 |
1 |
|
|
Свобода и ответственность |
Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество |
|||
28 |
1 |
|
|
Общественное сознание |
Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. |
знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании. Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание. Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания |
Выборочное оценивание.
Тест
Ответы на вопросы |
|
29 |
1 |
|
|
Общественная психология и идеология |
Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание |
|||
30 |
1 |
|
|
Политическое сознание |
Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. |
знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Практическое занятие |
|
31 |
1 |
|
|
Средства массовой информации и политическое сознание |
Средства массовой информации и политическое сознание |
|||
32 |
1 |
|
|
Политическое поведение |
Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. |
знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения. Понимать, каковы мотивы политического поведения. Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы |
|
33 |
1 |
|
|
Политический терроризм. |
Регулирование политического поведения |
|||
34 |
1 |
|
|
Политическая элита. |
Политическая элита. Политическое лидерство. |
знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Таблица
|
|
35 |
1 |
|
|
Политическое лидерство. Политические лидеры региона |
Роль политического лидера. Типы лидерства |
|||
36 |
1 |
|
|
Демографическая ситуация в современной России и Тюменской области |
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. |
знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Сообщения |
|
37 |
1 |
|
|
Проблемы неполной семьи |
Современная демографическая ситуация в российской федерации |
|||
38 |
1 |
|
|
Религиозные объединения и организации в российской федерации |
Религиозные объединения. Права религиозных организаций. |
знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти. Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
Тест
|
|
39 |
1 |
|
|
Проблема поддержания межрелигиозного мира |
Проблема поддержания межрелигиозного мира |
|||
40 |
1 |
|
|
Проблемы социально-политической и духовной жизни |
|
знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения |
Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы |
|
41 |
1 |
|
|
Урок контроля знаний |
|
|||
|
20 |
|
|
Глава 3. Человек и закон |
||||
42 |
1 |
|
|
Современные подходы к пониманию права |
Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. |
Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права |
Выборочное оценивание.
Круглый стол
Ответы на вопросы |
|
43 |
1 |
|
|
Законотворческий процесс в РФ |
Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ |
|||
44 |
1 |
|
|
Гражданин российской |
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. |
знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ |
Выборочное оценивание.
Работа по конституции
Ответы на вопросы |
|
45 |
1 |
|
|
Права и обязанности гражданина РФ. |
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика |
|||
46 |
1 |
|
|
Экологическое право |
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. |
знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты. Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан |
Выборочное оценивание.
Защита презентаций
Ответы на вопросы |
|
47 |
1 |
|
|
Способы защиты экологических прав |
Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения |
|||
48 |
1 |
|
|
Гражданское право. |
Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. |
знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений |
Выборочное оценивание.
Тест
Ответы на вопросы |
|
49 |
1 |
|
|
Защита гражданских прав |
Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав |
|||
50,51 |
2 |
|
|
Семейное право Права и обязанности детей и родителей |
Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. |
знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей |
Выборочное оценивание.
Дискуссия |
|
52 |
1 |
|
|
Правовое регулирование занятости и трудоустройства |
Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. |
|||
53 |
1 |
|
|
Социальная защита населения Урок контроля знаний |
Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование |
знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права |
Выборочное оценивание.
Тест
Ответы на вопросы |
|
54,55 |
2 |
|
|
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс |
Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений |
знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы |
|
56 |
1 |
|
|
Процессуальное право: уголовный процесс |
Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. |
знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи |
Выборочное оценивание.
Письменные вопросы и задания
Ответы на вопросы |
|
57 |
1 |
|
|
Судебное производство. |
Судебное производство. Суд присяжных заседателей |
|||
58,59 |
2 |
|
|
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство |
Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания |
знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта |
Выборочное оценивание.
Тест
Ответы на вопросы |
|
60 |
1 |
|
|
Международная защита прав человека |
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. |
|||
61 |
1 |
|
|
Проблема отмены смертной казни |
Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. |
знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда |
Выборочное оценивание.
Семинар
Ответы на вопросы
презентация |
|
62 |
1 |
|
|
Судебная система Тюменской области Урок контроля знаний |
Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека |
|||
63 |
1 |
|
|
Взгляд в будущее |
Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. |
знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять |
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы |
|
64 |
1 |
|
|
Постиндустриальное (информационное) общество |
Экологические проблемы. |
|||
65,66 |
2 |
|
|
Человек и общество |
|
|||
67,68 |
2 |
|
|
Резервные уроки |
|
|
|
|