Обществознание. 11 класс

Рабочая программа по обществознанию 11  класс

(базовый уровень)

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории создана в соответствии с:

приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебным планом МАОУ ГСОШ №2 на 2015 – 2016 уч. год (утв. приказом №48 от 02.06.2015 г) на основании программы по обществознанию 10-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов,Н. И. Городецкая. М. Просвещение,2010 положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом №71 от 02.09.2013  г.

Используемые учебники:

Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеева. Обществознание. 11 класс. М.: «Просвещение», 2012

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено

на достижение следующих целей:

 

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности   к          личному         самоопределению и самореализации;         интереса         к          изучению                    социальных        и          гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской    ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения    типичных       социальных    ролей  человек и гражданина,         

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

                 Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

                      

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

                                                                       Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

1

Введение

1 час

2

Человек и экономика

20 часов

3

Проблемы социально-политической и духовной жизни

16 часов

4

Человек и закон

24 часов

5

Заключительные уроки

7 часов

Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

I четверть

8

2

16

II четверть

8

2

16

III четверть

10

2

20

IV четверть

8

2

16

Итого в год

34

68

68

 

Содержание учебного предмета, курса

 

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (20 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике  РФ. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости в РФ.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование.   Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.

Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (24 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,

 Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (7 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации

Требования к уровню подготовки выпускников

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В     этом направлении      приоритетами для            учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

-определение сущностных характеристик изучаемого          объекта, сравнение, сопоставление, оценка и клас-сификация объектов по указанным критериям;

-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверностиполученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для       решения задач творческого и поискового характера; 

-участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза

-формулирование полученных результатов;

-создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

-пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-владение основными видами публичных выступлений  (высказывания, монолог, дискуссия,     полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками     осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

Результаты обучения

 

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными         в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рекомендуется проведение следующего минимального набора практических работ по обществознанию:

-        работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

-        критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-        анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

-        решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

-        участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

-        участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

-        осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

-        подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

-        осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности:

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

2.Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Про­свещение, 2008. – 349 с.

3.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)

4.ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с.

5.Конституция РФ

6.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

7.Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2001.

8.Сборник законов РФ.

9.Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.

10.Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.

Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию

С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006. Обществознание. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

Календарно – тематическое планирование:

№ урока

Количчасов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания (основные понятия)

Перечень ключевых компетенций

Формы контроля

1

1

 

 

Общество как сложная динамическая система.

 Вводный урок

Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон

знать основные положения.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Вид контроля: выборочное оценивание.

Измерители: ответы на вопросы

 

24

 

 

Глава 1. Человек и экономика

2,

3

2

 

 

 

Экономика как  наука

Экономика как хозяйство

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность.

Измерители экономической деятельности

знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,

5

2

 

 

 

Экономический рост

Экономическое развитие

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста.

Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

знать, что такое «порочный круг бедности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

6,

7

2

 

 

Рыночные отношения в экономике.

Конкуренция и монополия

Рынок и его роль

в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура.

Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики

в России

знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной

(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

8,

9

2

 

 

Фирмы

в экономике.

Факторы производства

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые

предприятиями

знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

10,

11

2

 

 

 

Правовые основы предпринимательской деятельности

Организационно-правовые формы предпринимательства

Предпринимательство в  тюменской области

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Как открыть свое дело

знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Защита проектов

12,

13

2

 

 

 

Слагаемые успеха в бизнесе.

Основы менеджмента и маркетинга

Источники финансирования бизнеса.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.

Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование

Выборочное оценивание.

 

Вопросы на сравнение

14,

15

 

2

 

 

Экономика и государство

Экономические функции государства

Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики

Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?

знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Работа по документам

16,

17

2

 

 

 

Финансы в экономике

Инфляция: виды, причины

и последствия

Банковская система. Другие финансовые институты.

Инфляция: виды, причины

и последствия

знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.

Уметь объяснять, почему возникает инфляция

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Тест ( задания А и Б)

18

1

 

 

Занятость и безработица

Рынок труда. Причины и виды безработицы.

знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда

Выборочное оценивание.

Ответы на вопросы

Тест ( задания С)

Презентация(Создание на основе  Интернет-ресурсов)

19

1

 

 

Проблемы безработицы  в  Тюменской области

Государственная политика в области занятости

20

1

 

 

Мировая экономика

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

знать, что такое «международные экономические отношения».

Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему

Выборочное оценивание.

 

Пресс - конференция

21

1

 

 

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

22

1

 

 

Человек в системе экономических отношений

Рациональное поведение потребителя.

знать, какие факторы влияют на производительность труда.

Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю.

Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Выборочное оценивание.

 

Маркетинг – важная составляющая в деятельности фирмы (ролевая игра)

23

1

 

 

Производительность труда

Рациональное поведение производителя

24

1

 

 

Человек и экономика

 

знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

 

25

1

 

 

Урок контроля знаний           

 

Интеллектуальная игра:

« Что? Где? Когда?»

 

16

 

 

Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни

26

1

 

 

Свобода в деятельности человека

«Свобода есть осознанная необходимость».

знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в
новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.

Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении.

Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Работа по документам

27

1

 

 

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество

28

1

 

 

Общественное сознание

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания.

знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании.

Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание.

Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания

Выборочное оценивание.

 

Тест

 

Ответы на вопросы

29

1

 

 

Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание

30

1

 

 

Политическое сознание

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии.

Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология.

знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии.

Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание».

Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Практическое занятие

31

1

 

 

Средства массовой информации и политическое сознание

Средства массовой информации и политическое сознание

32

1

 

 

Политическое поведение

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм.

знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.

Понимать, каковы мотивы политического поведения.

Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

33

1

 

 

Политический терроризм.

Регулирование политического поведения

34

1

 

 

Политическая элита.

Политическая элита. Политическое лидерство.

знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера.

Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического.

Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Таблица

 

 

35

1

 

 

Политическое лидерство. Политические лидеры региона

Роль политического лидера. Типы лидерства

36

1

 

 

Демографическая ситуация в современной

России  и Тюменской области

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей.

знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.

Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Сообщения

37

1

 

 

Проблемы неполной семьи

Современная демографическая ситуация в российской федерации

38

1

 

 

Религиозные объединения и организации

в российской федерации

Религиозные объединения. Права религиозных организаций.

знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти.

Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

 

Тест

 

39

1

 

 

Проблема поддержания межрелигиозного мира

Проблема поддержания межрелигиозного мира

40

1

 

 

Проблемы

социально-политической и духовной жизни

 

знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проверочная работа. Тест.

Ответы на вопросы

41

1

 

 

Урок контроля знаний

 

 

20

 

 

Глава 3. Человек и закон

42

1

 

 

Современные подходы к пониманию права

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности.

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

Выборочное оценивание.

 

Круглый стол

 

Ответы на вопросы

43

1

 

 

Законотворческий процесс в РФ

Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ

44

1

 

 

Гражданин российской
федерации

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность.

знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика.

Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ

Выборочное оценивание.

 

 

 

 

Работа по конституции

 

Ответы на вопросы

45

1

 

 

Права и обязанности гражданина РФ.

Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

46

1

 

 

Экологическое право

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду.

знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан

Выборочное оценивание.

 

Защита презентаций

 

Ответы на вопросы

47

1

 

 

Способы защиты экологических прав

Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

48

1

 

 

Гражданское право.

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права.

знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

Выборочное оценивание.

 

Тест

 

Ответы на вопросы

49

1

 

 

Защита гражданских прав

Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

50,51

2

 

 

Семейное право Права и обязанности детей и родителей

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак.

знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье.

Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Выборочное оценивание.

 

Дискуссия

52

1

 

 

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема

на работу.

53

1

 

 

Социальная защита населения

Урок контроля знаний

Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования.

Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права
и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

Выборочное оценивание.

 

Тест

 

Ответы на вопросы

54,55

2

 

 

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса.

Прохождение дела

в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

56

1

 

 

Процессуальное право: уголовный процесс

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство.

знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

Выборочное оценивание.

 

Письменные вопросы и задания

 

Ответы на вопросы

57

1

 

 

Судебное производство.

Судебное производство. Суд присяжных заседателей

58,59

2

 

 

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания

знать  основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта

Выборочное оценивание.

 

Тест

 

Ответы на вопросы

60

1

 

 

Международная защита прав человека

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека.

61

1

 

 

Проблема отмены смертной казни

Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.

знать  основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

Выборочное оценивание.

 

Семинар

 

Ответы на вопросы

 

 

презентация

62

1

 

 

Судебная система Тюменской области 

Урок контроля знаний

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

63

1

 

 

Взгляд в будущее

Общество:  человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять

Выборочное оценивание.

 

Ответы на вопросы

64

1

 

 

Постиндустриальное (информационное) общество

Экологические проблемы.

65,66

2

 

 

Человек

и общество

 

67,68

2

 

 

Резервные уроки