По изобразительному искусству
Учебный год 2018-2019
Класс 1
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 33, в неделю 1 час.
Плановых интегрированных уроков 2
Плановых трансформированных уроков 3
Плановых экскурсий 6
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования и авторской программы «Изобразительное искусство 1- 4 классы» авторы Б.М. Неменский, Л. А. Неменская («Школа России») 2017 г.
Учебник «Изобразительное искусство 1 класс» автор Л. А. Неменская 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2018.
- Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2018.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2017.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.
Основы художественного языка.
Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.
Учимся на традициях своего народа
Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.
Основы художественного языка
Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по воображению и памяти.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
- Методические пособия и книги для учителя.
- Методические журналы по искусству.
- Учебно-наглядные пособия.
- Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
- Альбомы по искусству.
- Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
- Научно-популярная литература по искусству.
- Печатные пособия.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Альбомы с демонстрационным материалом.
- Дидактический раздаточный материал.
- Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
- Электронные библиотеки по искусству.
- Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Компьютер, принтер.
- Образовательные ресурсы (диски).
- Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Тушь.
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки.
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы.
- Модели и натурный фонд.
- Муляжи фруктов, овощей, грибов.
- Гербарии.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Гипсовые геометрические тела.
- Керамические изделия.
- Предметы быта (школьный краеведческий музей).
- Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Стенды для вывешивания иллюстративного материала
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ИЗОбразительному искусству 1 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема и тип |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
||||
План |
факт |
понятия |
предметные |
универсальные учебные действия |
личностные |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения |
||||||||
1 |
|
|
Изображения всюду вокруг С. 8–11 |
Каким я вижу мир? Где встречаемся с изображениями? Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся |
Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская |
Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками |
Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог |
Доброжелательность |
2 |
|
|
Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия). |
Что помогает увидеть Мастер Изображения? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира |
Форма предмета. Гербарий |
Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения |
Ценностное отношение |
3 |
|
|
Наблюдение Интегрированный урок |
Каковы объекты окружающей действительности? Цели: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве |
Линия горизонта |
Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблю- дать за объектами живой и неживой природы |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительнос- ти. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач |
Целостный взгляд на мир |
4 |
|
|
В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия) |
Какова роль наблюдений Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира |
Пропорция |
Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения |
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: строить монологическое высказывание |
Готовность следовать нормам природо-охранного поведения |
5 |
|
|
Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи). С. 18–23 |
Какова роль пятна в изображении? Цели: учить владению первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза |
Пятно, иллюстрация. Иллюстрации |
Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки |
Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач |
Ценностное отношение |
6 |
|
|
Изображать можно в объеме (решение учебной С. 24–27 |
Как изображать в объеме? Цели: учить видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза |
Объем. Объемные изображения. Целостность формы |
Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа |
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве |
Самооценка |
7 |
|
|
Изображать можно линией (решение учебной задачи). С. 28–31 |
Как изображать линией? Цели: учить изображению линий на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия-рассказчица) |
Линия. Линейные иллюстрации. Графика. Фотография |
Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам |
Регулятивные: составлять план Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью |
Понимание чувства других людей |
8 |
|
|
Разноцветные краски (решение учебной задачи). С. 32–33 |
Каковы разноцветные краски? Цели: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места |
Краски. Гуашь. Цвет |
Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению |
Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
Уважительное отношение к иному мнению |
9 |
|
|
Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи). С. 34–41 |
Как формировать навык восприятия? Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников |
Произведение искусства. |
Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей |
Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать |
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. |
||||||||
10 |
|
|
Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). С. 44–45 |
Как помогает нам Мастер Украшения? Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги |
Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов |
Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки |
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи |
Эстетические потребности |
11 |
|
|
Красоту надо уметь замечать С. 46–47 |
Каково многообразие узоров в природе? Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений |
Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т. д. |
Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы |
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности |
Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы |
12 |
|
|
Узор на крыльях (решение частных задач). |
Как располагается узор Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор |
Симметричный узор, коллекция |
Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту |
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться |
Ценностное отношение |
13 |
|
|
Красивые рыбы С. 54–55 |
Как выполняется работа Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза |
Фактура. Монотипия |
Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии |
Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество |
Эстетические чувства |
14 |
|
|
Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 56–57 |
Как делать объемную работу из бумаги разной фактуры? Цель: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов |
Материал разной фактуры. Коллаж |
Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу |
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения |
Эмоционально-нравственная отзывчивость |
15 |
|
|
Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия). С. 58–61 |
Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают? Цель: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов |
Орнамент. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте |
Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги |
Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию |
Уважительное отношение к иному мнению |
16 |
|
|
Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) |
Что могут рассказать украшения? Когда и зачем украшают себя люди? Цели: развивать зрительную память, творческую фантазию; учить изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них |
Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок |
Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям |
Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания |
Эмоциональная отзывчивость |
17 |
|
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник С. 62–65 |
Какова роль украшений Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение |
Художественные материалы. Новый год |
Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки |
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать |
Этические чувства – доброжелательность |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
||||||||
18 |
|
|
Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 67–69 |
Какие постройки нас окружают? Цель: формировать представления о разных типах построек, основных частей дома |
Мастер Постройки. Архитектура и дизайн |
Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя |
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника |
Уважительное отношение к иному мнению |
19 |
|
|
Домики, которые построила природа (решение частных задач). С. 76–77 |
Какими бывают природные домики? Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики |
Постройки |
Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики |
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам |
Готовность следовать нормам природоохранного поведения |
20 |
|
|
Дом снаружи С. 78–79 |
Каково предназначение дома? Цели: проанализировать устройство дома снаружи |
Понятия: «внутри» и «снаружи». Внешний вид дома |
Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри |
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач |
Самооценка работы |
21 |
|
|
Строим город (решение частных задач). С. 80–83 |
Какова роль архитекторов? Цели: развивать фантазию |
Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор |
Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей |
Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль |
Навыки сотрудничества |
22 |
|
|
Все имеет свое строение (решение частных задач). С. 84–85 |
Каково значение конструкций? Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические способности глаза |
Конструкция |
Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации |
Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: обращаться |
Уважительное отношение к иному мнению |
23 |
|
|
Постройка предметов (решение частных задач). С. 86–87 |
Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера |
Дизайнер. Предметы дизайна |
Научится конструировать из бумаги упаковки |
Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
Профессия дизайнера |
24 |
|
|
Город, в котором мы живем С. 88–89 |
Какова архитектура родного города? Цель: развивать интерес построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки |
Памятники архитектуры. Образ города |
Научится: создавать работу |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение |
Заочное путешествие по городам Тюменской области |
25 |
|
|
Город, в котором мы живем С.90 |
Какова архитектура родного города? Цель: развивать интерес построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки |
Памятники архитектуры. Образ города |
Научится: создавать работу |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение |
Наблюдения во время экскурсии по родному селу |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу |
||||||||
26 |
|
|
Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи). С. 91–93 |
Каким видят мир художники и зрители? Цели: показать работу трех Братьев-Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства |
Изображение. Украшение. Постройка |
Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя |
Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание |
Уважительное отношение к иному мнению |
27 |
|
|
Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач). С. 98–99 |
Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздавать его? Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи |
Иллюстрация. Панно |
Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы |
Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь |
Готовность следовать нормам природоохранного поведения |
28 |
|
|
Разноцветные жуки (решение частных задач). С. 96–97 |
Насколько велик мир? Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм |
Коллективная работа |
Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением |
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций |
Самооценка работы |
29 |
|
|
Весенний день |
Каковы изменения в природе в разное время года? Цели: воспитывать любовь |
Пейзаж. Настроение |
Научится: выявлять изменения |
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме |
Навыки сотрудничества |
30 |
|
|
Урок любования. Умение видеть (решение частных задач; экскурсия) |
Что помогают увидеть в природе Мастера Украшения, Изображения и Постройки? Цель: развивать наблюдательность, бережное отношение к природе |
Понятия: «живая природа», «неживая природа» |
Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно |
Уважительное отношение к иному мнению |
31 |
|
|
Времена года С. 100–101 |
Как выглядят «красавицы» – осень, зима, весна, лето? Цель: развивать фантазию, творческое воображение |
Панно. Объем |
Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства |
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: контролировать процесс деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию |
Эстетические потребности |
32 |
|
|
Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками С. 94–95 |
Какие виды художественной деятельности использованы в работе? Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать умение работать гуашью |
Понятия: «теплые цвета» |
Научится: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную |
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: обращаться |
Уважительное отношение к культуре |
33 |
|
|
Здравствуй, лето! (Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.) С. 102–106 Интегрированный урок |
Как строить композицию? Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные эмоции от встречи с прекрасным; учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства |
Композиция. Образ лета |
Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы |
Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии |
Уважительное отношение к иному мнению |