Музыка

Тематическое планирование

 

 

По  музыке

 

Учебный год 2018-2019

 

Класс 4

 

Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю  1

 

Плановых контрольных работ  (урок-концерт)  4.

 

 

Планирование составлено на основе   федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской  программы «Музыкальное  искусство» авторы   В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр («Начальная  школа  21  века») 2013г.

 

Учебник « Музыка 4 класс», авторы В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, 2013 г.

 

Пояснительная  записка

 

Рабочая программа по музыке разработана на основе: 

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.)
  • программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка  Программа 1-4 классы  ФГОС» , УМК «Начальная  школа  21  века»,2013г
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях).

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке.

Изучение  музыки направлено  на достижение  следующих  целей:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

 

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования,  музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский - Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом отделения  МАОУ «Голышмановская  СОШ№2»  «Ламенская СОШ» и примерными программами начального общего образования предмет «Музыка» изучается в 4 классе  1 час в неделю, 34 часа в год.

 

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

 

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки явля­ются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и ис­кусства в учебной и внеурочной деятельности.

 

 

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Печатные пособия:

 

  1. Портреты композиторов в бумажном и электронном виде.
  2. Плакаты музыкальных инструментов.
  3. Транспарант: поэтический текст гимна России.

 

Экранно-звуковые пособия:

  1. Диски с музыкальными произведениями.
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Учебно-практическое оборудование.
  4. Детские музыкальные инструменты.

 

Технические   обучения:

  1. Компьютер
  2. Телевизор
  3. Видеоплеер

 

Библиографический список:

     

      В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 4 кл. М.: Баласс, 2015 г.

 

 

Содержание учебного курса «Музыка»

 

4 класс

Песни народов мира

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Содержание обучения по видам деятельности:

1.Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития.

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками и различными типами движения.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.

2.

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо.

Оркестровая музыка

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

3.

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.

Музыкально-сценические жанры

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

4.

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».

Слушание отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: русская народная песня «Здравствуй, гостья зима».

Музыка кино

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

5.

Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

  • характеристика действующих лиц;
  • создание эмоционального фона;
  • выражение общего смыслового контекста фильма.

Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).

Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.

Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.

Учимся, играя

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы,  направленные на выявление результатов освоения программы.

6.:

Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен.

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря  и другие), подготовка концертных программ.

7.:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.

  • Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра.

Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.

Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.

8.

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и  инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

 

Планируемые результаты изучения учебного курса «Музыка»

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки

Обучающийся:

  1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
  2. Умеет определять характер музыкального произведения.
  3. Имеет представление об интонации в музыке, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
  4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
  5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
  6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
  7. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
  8. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
  9. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение

Обучающийся:

  1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
  2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
  3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
  4. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
  5. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
  6. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Обучающийся:

  1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, синтезаторе, народных инструментах и др.
  2. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио. Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
  3. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре.

Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

  1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
  2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Подбор по слуху попевок и простых песен.
  3. Метроритм. Ритмические рисунки исполняемых песен, восприятие и передача в движении.
  4. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот.
  5. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
  6. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление музыкальной культуры  учащихся начальной школы и предполагает такие направления: участие в кружковой работе, проектную деятельность.

                                                                                               Итоговый контроль

Текущий контроль по изучению каждой темы  проводится в форме уроков – концертов; викторин, музыкальных игр, импровизаций, конкурсов на лучшее исполнение, тестирования.

        Календарно-тематическое планирование  по музыке в  4 классе.

 

Тема урока

 

 

Содержание  темы

 

 

Тип урока

Вид контро-ля

   

Требования к уровню  подготовки         

Универсальные учебные действия (УУД)

Дата

 

урока

 

 

 

 

 

 

план

факт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема раздела:

«Многоцветие

музыкальной

картины мира»

 

Музыка стран мира

 

 

 

 

.

 

 

 Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

 

Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. А.В.Александров  «Нас  много  на  шаре  земном»

 

 

 

УОНЗ

 

 

Текущий

 

 

Уметь применять

  элементы музыкальной

речи в различных видах

творческой деятельности .

 

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

 

 

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.

 

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

 

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

 

 

 

 

 

 

 

03.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Музыка западноевропейских

стран.

.

Общее представление об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке.

 

 

УАЗУ

 

 

 

 

 

 

ФО

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

 

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

10.09

 

 

 

 

3

Музыка народов  России.

.

Музыка народов  России. Музыкально-творческая деятельность народа.

 

 

Народное музыкально-поэтическое

творчество (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Музыкальный фольклор России.

Песня «Широка  страна  моя  родная»

УМН

Текущий

 

Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, её смысл.

Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

-знать автора, народ, название,

текст изученного

произведения

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

 

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

 

 

 

 

17.09

4

Музыка  народов России.

Музыка народов  Севера  Тюменской  области

 

Интонационное    богатство музыкального   мира.   Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли  песни  и танца. Выдающиеся исполнительские  коллективы   (хоровые, симфонические

УАЗУ

ФО

-уметь выявлять жанровое

основные жанры музыки

 

 

 

Коммуникативные:

-   выражать   своё   отношение   к

музыкальному произведению Личностные: -эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;

24.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Колыбельные песни разных стран.

 

 

.

Наблюдать: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.)..

Импровизация: создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе полученных знаний.

Колыбельные песни разных

стран.

 

УОНЗ

УОНЗ

Текущий

 

-знать об истоках

происхождения музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и

сравнивать характер

музыки, настроение. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

 

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

 Коммуникативные:

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового ) исполнения.

 

 

1.10

 

 

 

                         

 

.

 

- уметь определять на

слух основные жанры

музыки

 

 

 

-участвовать в

коллективном пении

Коммуникативные:

 

 

 

6

Интонационные       черты

танцевальной  музыки

 мира.

«Гопак», «Плясовая», «Кадриль»,хороводы,

А.П.Бородин «Половецкие  пляски»

 

 

- выражать своё отношение к

музыкальному произведению

08.10

 

 

УОНЗ

ФО

 

 

 

7

Танцевальная музыка народов

.

Танцевальная музыка народов мира. Исследование: форма  построения музыкального произведения.

УАЗУ

 

 

 

Текущий

 

Исследовать форму построения музыкального произведения.

Уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу

15.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Тема раздела

Музыка мира сквозь«призму» Русской классики

.

Композитор и его стиль.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

УОЗУ

ФО

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического; Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

 

 

22.10

 

 

9

Восточные мотивы в русской классике.

Общие представления о коллективной музыкально-творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях   музыкального   языка разных народов

УМН

Творческая  работа

 

-знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

 

12.11

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

 

 

 

 

10

Мелодика в произведениях

П.И.Чайковского.

Средства музыкальной выразительности

 ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль.

УОНЗ

Текущий

 

-уметь определять характер, настроение

средства музыкальной

выразительности в

музыкальных

произведениях;

-узнавать изученные

музыкальные

произведения

Личностные: -эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;

 

 

  

-чувство прекрасного и

эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и

отечественной культурой;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

 

19.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Музыкальное «путешествие»

М.И.Глинки в Испанию.

Общие представления о коллективной музыкально-творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях   музыкального   языка разных народов

УОНЗ

ФО

 

Наблюдать средства музыкальной выразительности

 ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль -уметь определять

характер, настроение, средства музыкальной

выразительности (темп,

ритм)

Познавательные: размышлять о музыкальном

произведении как способе

26.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Интегрированный  урок :окр.мир «Россия и её соседи. Япония и Китай»+музыка «Тема японской песни в

произведениях

Д.Б.Кабалевского

 

 

Интегрированный  урок :

окр.мир «Россия и её соседи. Япония и Китай»+музыка «Тема японской песни в

произведениях

Д.Б.Кабалевского.»

УОНЗ

 

 

 

ПДЗ Текущий

 

 

-уметь узнавать

изученные муз.

произведения и называть

имена из авторов

выражения чувств и мыслей

человека

03.12

 

 

13

Тема мира в музыкальных

произведениях

 

 

Тема мира в музыкальных

произведениях.

УАЗУ

 

 

Текущий

 

-знать названия жанров и

Познавательные:

10.12

 

 

форм музыки; автора,

музыкальное искусство

название, текст

изученного произведения

-размышлять о музыкальном

произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

 

 

 

 

 

14

Интонационные   особенности

народной музыки в творчестве композиторов.

Интонационные   особенности

народной музыки в творчестве композиторов. П.И.Чайковский, финал  четвёртой  симфонии.

УМН

ФО

 

-уметь применять

элементы музыкальной

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

 

17.12

 

 

 

 

 

 

 

речи в различных видах

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

творческой деятельности

- выражать своё отношение

Личностные:

- ценить отечественные, народные

музыкальные традиции

 

 

 

15

Музыкальное

общение без

границ

Музыка Украины и Белоруссии.

 

 

 

 

 

Украинская  Песня «Ой, в лесу  есть  калина»

УОНЗ

 

 

 

Текущий

 

 

 

-знать смысл понятий:

«композитор»,

«исполнитель»,

«слушатель»

-уметь применять

элементы музыкальной

речи в различных видах

творческой деятельности

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- выражать своё отношение к музыкальному произведению.

24.12

 

 

16

Вариации на тему славянских

песен.

 

 

 

 

Вариации на тему славянских

песен. Песня

 

УАЗУ

ФО

 

 

Плясовые.»Камаринская»,  «Со вьюном  я  хожу»

- выражать своё отношение к музыкальному произведению.

 

 

 

17

Музыка Чехии и Польши.

 

 

 

 

 

Музыка Чехии и Польши. Слушание  чешской  песенки  «Пастушка».

 

 

 

УОНЗ

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

-уметь определять на слух

основные жанры музыки:

настроение, средства

музыкальной

выразительности в

музыкальных

произведениях

Коммуникативные:

-   выражать   своё   отношение   к

музыкальному произведению

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

Познавательные:

-сопоставлять различные образцы

народной и профессиональной

музыки;

 

 

 

18

Музыка Молдавии Венгрии, Болгарии,

.

Музыка  народов Балтии. Слушание  классической  музыки. Музицирование.  «Молдовеняска».

И.Брамс «Венгерские  танцы»

УОНЗ

Текущий

 

-уметь применять

элементы музыкальной

речи в различных видах

творческой деятельности

 

 

 

19-20

Музыка народов Балтии.

.

 

 

Слушание  латвийской  песенки «А-я, жу-жу»гармонизация Шипулина.

УОНЗ УОНЗ

Текущий

 

-уметь выявлять жанровое

начало;

-знать смысл понятия

«музыкальный театр»

-уметь ориентироваться в

многообразии

музыкальных жанров

-уметь определять

характер, настроение,

средства музыкальной

выразительности

Личностные:

- ценить отечественные, народные

музыкальные традиции

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

 

 

 

 

 

.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Музыка Норвегии.

.

 

 

Музыка Норвегии. Музыка Грига «Утро»

 

 

УОНЗ

 

 

ФО

ПДЗ

 

 

-уметь выявлять жанровое

начало как способ

передачи состояний

человека, природы

 

 

- музыкального фольклора,

народные музыкальные

традиции родного края

 

 

узнавать изученные

музыкальные

произведения и называть

имена их авторов

-знать образцы

Коммуникативные:

-   выражать   своё   отношение   к

музыкальному произведению

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу Познавательные:

-размышлять о музыкальном произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека;

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Музыка Австрии и Германии.

Музыка Австрии и Германии. Музыка  Бетховена  , Баха, Моцарта. Немецкая  песня «Маленький  барабанщик»

УОНЗ

ФО

 

 

 

 

 

 

23

Музыка Закавказья

.

Музыка Закавказья. Музыка, передающая  песни  гор  и  ветра.

«Лезгинка»

УОНЗ

Текущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Музыка Средней Азии.

.

Музыка Средней Азии. Восточные  напевы. Песня-танец «Мавриги» Узбекистан.

УОНЗ

Текущий

 

-уметь выявлять жанровое

начало как способ

передачи состояний

человека, природы

Познавательные:-

размышлять над образами

 

 

 

25

Искусство

слышать

музыку

Композитор, поэт,

исполнитель.

Композитор, поэт,

исполнитель.

УОНЗ

 

Текущий

 

 

-уметь ориентироваться в

многообразии

музыкальных жанров

музыкального произведения,

Эстетически откликаться на

музыкальное искусство

 

26

Симфонический оркестр и

дирижёр.

.

Симфонический оркестр и

дирижёр. Песня «Весёлый  ветер»

УАЗУ

 

ФО

-знать образцы

музыкального фольклора,

народные музыкальные

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

 

27

Инструментальная музыка.

.

Инструментальная музыка. Современная  музыкальная жизнь страны.  Музыкальная символика  —  гимн   России. Гимн города, школы. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца, известные в России и  за  рубежом.  Детские  музыкально-творческие коллективы родного края. («Селяночка»)

Традиции родного края.

 

УОНЗ

Самооценка

Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 

.

 

Коммуникативные:

-   выражать   своё   отношение   к

музыкальному произведению

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу

-уметь определять на слух основные жанры музыки характер, настроение,

средства музыкальной выразительности в

музыкальных

 произведениях

 

 

 

-уметь выявлять жанровое начало как способ

передачи состояний

человека, природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Вокальная музыка

.

Вокальная музыка.

УОНЗ

ФО

- уметь выявлять жанровое начало как способ

передачи состояний

человека, природы

Личностные:

 

 

 

 

 

Песенность, танцевальность, маршевость.

 

 

уметь выявлять жанровое начало как способ

передачи состояний

человека, природы

- учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

 

 

 

29

Симфония. Концерт.

Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

М.Глинка,  И.Римский-Корсаков.

УМН

Текущий

 

-уметь применять

 

 

 

 

30

Опера.

Опера.Понятие. Слушание.С.С.Прокофьев марш  из  оперы  «Любовь  к  трём  апельсинам»

УОНЗ

ФО

элементы музыкальной

речи в различных видах

творческой деятельности

Коммуникативные:

-   выражать   своё   отношение   к

музыкальному произведению

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

 

 

 

 

31

Балет.

Песенность, танцеваль-ность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл; фрагмент из  балета «Золушка» :  «Вальс», «Полночь».

УОНЗ

Текущий

 

-знать названия жанров и

форм музыки; автора,

название, текст

изученного произведения

 

 

Регулятивные:

-

принимать и сохранять учебную

задачу

 

 

 

 

 

32

Хоровые формы.

Исполнение  ранее  изученных  песен  по  выбору.

 

УАЗУ

ФО

уметь применять

элементы музыкальной речи в различных видах

творческой деят-ти

 

 

-размышлять над образами

музыкального произведения,

Эстетически откликаться на

музыкальное искусство

 

 

 

 

 

 

34

Хоровые  формы.

«За семью печатями»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение  ранее  изученных  песен  по  выбору.

 

 

Урок-концерт.

 

Творческий  отчёт

- знать о способности и

способах воспроизводить

музыкой явления

окружающего мира и

внутреннего мира

человека

 

 

 

 

 

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека;