Технология

Тематическое планирование

По технологии

Учитель   Горелко Н.Г.

Учебный год 2018-2019

Класс 4

Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1.

Плановых контрольных работ 4.

Плановых проверочных работ 9

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2009 г.), авторской программы  курса «Технология» для 4 класса Е.А.Лутцевой (2013 г.)

Учебник «Технология 4 класс:» для учащихся  общеобразовательных учреждений / автор Е.А.Лутцева. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по технологии составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом         Министерства образования  и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования от  08.04.2015 г.

- Авторской программы начального общего образования по технологии Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 века», 2013 г.

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Отличительной особенностью программы по отношению к ФГО НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Концепция (основная идея) программы - подготовить подрастающее поколение, владеющее технологической культурой, готовое к преобразовательной деятельности и имеющее необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы

В отличие от традиционного подхода к учебному предмету "Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками.

Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Главная задача курса – научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один их них, проверять его,

оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

Изучение технологии в начальной школе направлено на ре­шение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нрав­ственно-эстетического и социально-исторического опыта чело­вечества, отражённого в материальной культуре;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобра­зующей деятельности человека; осмысление духовно-психологи­ческого содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творчес­кой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование внутреннего плана деятельности на осно­ве поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учеб­ных задач), прогнозирование (предсказание будущего резуль­тата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Для этого урок строится так, чтобы обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов. Все предметные линии взаимосвязаны.

У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

Данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладение элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

Программа по технологии  для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выраженное в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Основные  технологии:

- Личностно-ориентированные технологии обучения

- Технология обучения как учебного исследования

- Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

- Метод проектов

- Интерактивные технологии.

Методы обучения: самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка, беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приёмов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий.

Формы обучения

Учебный процесс предусматривает две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы:

 1.Урочная форма. 2.Внеурочная форма (кружки)

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана

Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, ориентируемые на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.

Описание места предмета «Технология» в учебном плане начального общего образования

 

Предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и согласно учебному  плану отделения  МАОУ  «Голышмановская  СОШ №2» «Ламенская  СОШ» всего на изучение «Технологии» в начальной школе выделяется 135 часов, из них:

- в 1 классе 33 часа в год  (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), 

- во 2-4 классах по 34 часа  в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

 

Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология»

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету  «Технология» по УМК  «Начальная школа 21 века» в начальной школе в полном объёме совпадают с требованиями ФГО НОО и данной авторской программой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и данной программой конкретизируются для каждого класса.

4 класс

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

 оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

 описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

 принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

 понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь

 самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

 с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

 совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

 предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

 самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

 выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

 осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

 искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

 приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

 делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

 формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

 высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

 слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание

Знать на уровне представлений

 о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;

 о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

 организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

 использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

 бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

 безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);

 выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

  1. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты

Знать

 названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, тканей);

 последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

 основные линии чертежа (осевая и центровая);

 правила безопасной работы канцелярским ножом;

 петельную строчку, ее варианты, их назначение;

 названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов

передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление

 о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

 об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;

 о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;

 о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

 стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

 художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

 читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

 выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;  подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

 оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;

 находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

  1. Конструирование и моделирование

Знать

 простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь

 конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

 выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

  1. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)

Иметь представление

 об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Знать

 названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя

 создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

 оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

 работать с доступной информацией;

 работать в программах Word, Power Point.

Содержание учебного предмета «Технология»

В программе содержательные линии представлены четырьмя разделами:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  3. Конструирование и моделирование.
  4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

4 класс (34 ч)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (15 ч)

Преобразовательная деятельность человека в ХХ - начале ХХI в.

Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения.

Современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом.

Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно - компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. Начало ХХI в. - использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние  современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.

Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.

Правила безопасного пользования бытовыми приборами.  Т/б

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(8 ч)

Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их

происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.

Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

  1. Конструирование и моделирование(5 ч)

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ - начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.).

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч)

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.

Список литературы

Методические пособия для учащихся:

Е.А. Лутцева. Технология. 4 класс: Учебник. — М.: Вентана – Граф, 2018 г.

Учебно-методические пособия для учителя:

Е.А. Лутцева. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана –

Граф, 2013 г.

Авторская программа по технологии Е.А. Лутцевой «Программа по технологии», М.:

Вентана – Граф, 2014 г.

 

 

Автор, год издания

 

Название пособий

 

Вид пособия

1

 «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2015

Методическое пособие для учителя

Пособие для учителя

2

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2018

«Технология. Ступеньки к мастерству»

Учебник

3

 «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2017

Рабочая тетрадь к учебнику

«Технология. Учимся мастерству»

Рабочая тетрадь по технологии

 

Планируемые  результаты изучения учебного предмета «Технология»

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования:

- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио‑ и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

–                     иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

–                     понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

–                     планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

–                     выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

–                     уважительно относиться к труду людей;

–                     понимать культурно­историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

–                     понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

–                     на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

–                     отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

–                     применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

–                     выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей техническойдокументацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

–                     отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

–                     прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

–                     анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

–                     решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

–                     изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

–                     соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

–                     создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно ­ эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

–                     выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно ­ двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини ­ зарядку);

–                     пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;

–                     пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

 

Контроль предметных результатов освоения данного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

 

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

 

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

Контроль планируется и фиксируется в календарно-тематическом планировании: самостоятельные работы, комплексные работы, практические работы, мини-проекты, коллективные работы, выставки изделий.

              Календарно – тематическое планирование по  технологии  в  4 классе

 

№ урока п/п

Дата  по

плану

Тема урока

Элементы  содержания

 

  

Требования  к  уровню  подготовки

 

УУД

Тип урока

Вид контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2

 

 

 

 

04.

09

 

 

11.

09

Рукотворный мир как

результат труда человека

(2ч)

 

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Преобразовательная деятельность человека в XX в., научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом.

 

Роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности.

Умеет  планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью , задачами , особенностями выполняемого задания , отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания.

социальные роли , работать в малых группах,

 

Может реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий.

 Познавательные УУД

делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания ;классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные.

-

Регулятивные УУД

Уметь

самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструмент

Урок открытия  новых знаний

 

 

 

 

УАЗУ

текущий

 

 

 

 

 

 

 

 

УО

Самоконтроль

 

 

3--.4.

 

 

 

 

 

 

18.

09

 

 

 

 

25.

09

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2 ч).

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Культура  труда.

 

 

Умеет планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью , задачами , особенностями выполняемого задания , отбирать оптимальные способы его выполнения

 Может  самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работ

Познавательные УУД

. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания ,

классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные.

 Коммуникативные УУД

 формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

.- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

 

 

УОНЗ

самооценка

 

 

 

5.—6

 

 

 

. 2.10

 

 

 

 

9.10

Природа в художественно-практической деятельности человека (2ч)

 Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности.

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью , задачами , особенностями выполняемого задания , Знает оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания

Регулятивные УУД

Уметь

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания , Познавательные УУД

 искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

составлять фантазии из листьев и цветов

.

. УАЗУ

 

 

 

 

 

УМН

ФО

Самооценка

 

 

 

Выставка  работ

 

 

 

7--9.

 

 

2 четверть

16.

10

 

 

 

23.

10

 

06.

11

 

 

Природа и техническая среда (3ч)

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

 

Умеет планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью , задачами , особенностями выполняемого задания , отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания.

 

 

- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания Регулятивные УУД

Уметь

с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного

Коммуникативные УУД

 формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

 

Урок-экскурсия

 

УОНЗ

 

 

Урок-практикум

Самооценка

ФО

 

 

 

 

ПДЗ

 

 

10-

12

 

 

13.

11

 

 

 

 

20.

11

 

 

 

 

27.

11

Дом и семья. Самообслуживание

 (3 ч)

понимать роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности

 

- научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслуживанию , организации своей деятельности

 

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью , задачами , особенностями выполняемого задания , отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания.

 

Познавательные УУД

- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Коммуникативные УУД

слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

 

УАЗУ

 

 

 

 

 

УОМН

 

 

 

 

 

Урок-практикум

Текущий.

Самооценка

 

 

 

Текущий.

Презентация  продукта своей  деятельности

 

 

Текущий.

 

 

 

13

4.12

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1ч)

- научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслуживанию , организации своей деятельности узнает о значении трудовой деятельности для человека

Умеет анализировать конструктивно-технологические  и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий , выделять известное и неизвестное , осуществлять поиск , читать эскизы , чертежи

Познавательные УУД

 приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

Называть материалы, их свойства, происхождение и использование человеком Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные.

 

УОНЗ Урок-исследование

 

 

.                

Текущий

ФО

 

 

14

 

Инструменты и приспособления для обработки материалов (1ч).Творческий проект

- научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслуживанию , организации своей деятельности, радость общения и совместного труда

 

Умеет анализировать конструктивно-технологические  и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий , выделять известное и неизвестное , осуществлять поиск , читать эскизы , чертежи

заданий , выделять известное и неизвестное , осуществлять поиск , читать эскизы , чертежи Регулятивные УУД

Уметь

совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 

УОМН

 

Творческий проект

                        

Текущий.

 

 

15-16

 

Общее представление о технологическом процессе
(2).

- овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; умение приносить радость другим

 

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

Познавательные УУД

формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий, реализации технологических замыслов и проектов Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные.

 

УОНЗ

 

 

 

УАЗУ

Текущий.

Моделиро

вание.

 

 

 

 

17-20

 (4ч).

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

- овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; опытное определение свойств материалов

Может  характеризовать особенности увиденного, наблюдать связи человека с предметным миром, предметный мир ближайшего окружения , конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира , традиции  и творчество мастеров родного края

 

Познавательные УУД

 приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, Регулятивные УУД

 анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем

УОНЗ

 

УОМН

 

 

Урок-практикум

 

 

УАЗУ

 

Самоконтроль

 

Выставка

 

 

Самооценка

ФО

 

-20-21

 (2 ч)

Графические изображения в технике и технологии (2 ч)

Понимать о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

общее представление о материалах

Умеет  планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью , задачами , особенностями выполняемого задания , отбирать оптимальные способы его выполнения, оценивать ход и результат выполнения задания.,

 

 

Знает  как реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий

Познавательные УУД

формирование общих представ-лений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятель-ностного освоения мира (от открытия способов удов-летворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий, реализации техно-логических замыслов и проектов

Регулятивные УУД

Уметь

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

 

УОНЗ

 

 

Урок-практикум

Самооценка

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

Изделие и

его конструкция (1 ч)

 

Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать  из разных материалов по образцу . Общее представление о конструкции изделий

Может рганизовывать свою деятельность . осуществлять сотрудничество , уметь слушать и вступать в диалог , осуществлять самоконтроль  и корректировку

Познавательные УУД

- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания, классификация предметов по конструктивным признакам Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные.

 

 

Урок-практикум

Само-

контроль

 

 

текущий

 

23

 

Элементарные представления о конструкции (1ч).

Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать  из разных материалов по образцу . Общее представление о конструкции изделий

Организовывать свою деятельность . осуществлять сотрудничество , уметь слушать и вступать в диалог , осуществлять самоконтроль  и корректировку

Познавательные УУД

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания, классификация предметов по конструктивным признакам Коммуникативные УУД

слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

 

Урок-практикум

Само-

оценка

 

 

 

Теку-

щий

 

24-26

3 часа

Конструирование и моделирование несложных объектов (3 ч)

Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать  из разных материалов по образцу .

Организовывать свою деятельность . осуществлять сотрудничество , уметь слушать и вступать в диалог , осуществлять самоконтроль  и корректировку

 

Познавательные УУД

Сравнивать констр -уктивные и декоративные особенности , анали- зировать предлагаемые задания, классификация предметов по конструктивным признакам Регулятивные УУД

Уметь

предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

 

Практическая  работа

 

УАЗУ

УОМН

Текущий.

 

 

 

 Модели-рование.

 

 

 

 

 

 

 

27-30

4 часа

Компьютерное письмо (4 ч)

 Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице

 

Умеет самостоятельно

— наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.

С помощью учителя:

— исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод,

Познавательные УУД

Поиск , отбор  и использование необходимой информации, классификация предметов по конструктивным признакам Регулятивные УУД

.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные УУД

слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

 

 

 

УОНЗ

У АЗУ

 

урок-практикум

 

урок-практикум

 

 

 

 

 

 

 

У АЗУ

 

 

УАЗУ

 

Практическая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

,

Самоконтроль

 

текущий

 

 

-31-34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание презентаций (4ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание презентаций (4ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице

 

 

 

 

Создавать презентации по готовым шаблонам удаление, копирование и вставку текстов;

— наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;

— проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом.  реализовывать замысел.

 

 

Познавательные УУД

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

Регулятивные УУД

 Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

классифи­кация предметов по признакам — природные и рукотворные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

Текущий. Моделирование.