Календарно-тематическое планирование
по музыке
Класс 3
Учитель Шведова Л.В..
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1час
Входная контрольная работа 1_час
Промежуточная аттестация 1 час
Планирование составлено на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования М.: Просвещение, 2010 г.,
-Примерной программы по учебным предметам ФГОС НОО в двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2010 г.,
-Примерной авторской программы основного общего образования УМК «Начальная школа ХХI века» «Музыка» 3 класс. Авторы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М.:Вентана –Граф, 2011 г.
-Учебника « Музыка». 3 класс. Л.В.Школяр, Л.Л.Алексеева, - М.: Мнемозина, 2013.
Дополнительная литература:
Музыка. Методическое пособие для учителя. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, - М.: Вентана-Граф,2013г.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема раздела |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Вид контроля (формы |
Универсальные учебные действия |
Требования к уровню подготовки учащихся |
|
|
|
|||||||||||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Личностные |
|
|||||||||||||||||||
1 четверть – 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||
1. |
|
|
«Характерные черты русской музыки». 8ч |
Путешествие на родину русского музыкального языка. |
УОНЗ |
Научится слушать музыку, понимать её настроение, замысел. Получит возможность расширить и углубить знания о
Научится различать понятия «русская» и «российская» музыка, находить различное и общее.
Различное: яркая многоголосная ткань Юга России,
холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная «многоголосица» разных музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.
|
Текущий УО
УО
ФО
текущий УО |
Исполнение песен. |
Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. |
Уметь: проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников. Выявлять жанровое начало музыки. Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.
|
|
|
|
||||||||
2. |
Едем в фольклорную экспедицию. Рус.нар.песня«Как у наших у ворот»-разучивание |
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
|
|
|
|||||||||||||
3. |
|
|
|
Как это бывает, когда песни не умирают. |
|
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал. |
|
|
|
||||||||||
4. |
Едем на Север. Музыка Севера
|
|
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Различать характерные признаки основных жанров музыки.
Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
|
|
|
|
|||||||||||||
5. |
Входная контрольная работа. «Неуклюжий медвежонок»-разучивание. |
УРК |
Получит возможность самостоятельно ответить на вопросы, применяя свои знания и умения.
|
Развивающий контроль |
|
. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Самостоятельно ответит на вопросы по пройденному материалу.:
Мелодия, |
|
|
|
|||||||||||
6. |
|
|
|
Праздники в современной деревне. |
УОНЗ |
Получит возможность узнать о народных праздниках в современной деревне, о функции и специфике народной песни.
Получит возможность расширить и углубить знания о усвоить элементы песенности как качества музыки: (протяжность, напевность, мелодичность и т.д.) Научится выделять зерна-интонации из музыкальных произведений.
|
УО
ФО
УО |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Знакомство с праздниками Православной церкви.
|
|
|
|
||||||||
7. |
Специфика народной песни.
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению |
Принимать и сохранять учебную задачу |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах. |
|
|
|
|||||||||||||
8. |
Функции и особенности народной песни. Песня рус.нар. «Калина»
|
УМН |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. |
|
|
|
|||||||||||||
9. |
2 четверть |
|
«Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности». 12ч |
Мелодизм, напевность народной песни.
|
УАНЗ |
Получит возможность осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа
|
Текущий
|
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
10. |
Жанры народной песни «Высота ли, высота поднебесная…» Рус.нар.песня «Все мы песни перепели»
|
УМН |
Научится определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки к тому или иному жанру
Получит возможноть узнать об исторически сложившихся фольклорных жанрах.
Получит возможность расширить и углубить знания о
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Получит возможность расширить и углубить знания о
|
|
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.); Определять средства музыкальной выразительности. Уметь: выявлять жанровое начало музыки.
|
|
|
|
|||||||||||
11 |
Исторические песни и былинный эпос. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невскиий». |
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров. Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/.
|
|
|
|
|||||||||||||
12 |
Героико-патриотическая тематика. М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов.
|
|
|
|
|||||||||||||
13 |
|
|
|
Лирические песни.
|
УМН |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять лирические песни. Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.
|
|
|
|
||||||||||
14 |
Походные песни.
|
УАНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять походные песни. |
|
|
|
|||||||||||||
15 |
Календарные песни. «А мы просо сеяли» русская народная песня. |
У рефлексии |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы; Разучивать и исполнять народные календарные песни. Знакомство с праздниками Православной церкви. |
|
|
|
|||||||||||||
16 |
Обрядовые песни. Рождественские колядки.
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Разучивать и исполнять обрядовые народные песни. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. |
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Получит возможность разучить и исполнить былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания, разыграть народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры |
|
|
|
||||||||||||||
17 |
Частушки и страдания. Русский фольклор. «Гимн дружбы»-исполнение.
|
УОНЗ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
18 |
Плясовые наигрыши. А.Бородин. пера «Князь Игорь». Половецкая пляска с хором.
|
УОНЗ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
19 |
Народная песня в царских палатах. Песня «Моя армия»-разучивание.
|
УМН |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
20 |
|
|
|
Связь народной и композиторской музыки.
|
УОНЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
21 |
|
|
«Истоки русского классического романса». |
Русский романс.
|
УОНЗ |
Получит возможность узнать о многообразной интонационной сфере городского музицирования: от крестьянской песни к городскому салонному романсу.
|
ФО
Текущий УО
УО
Текущий УО
|
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. Напевать мелодии старинных русских романсов, выражая интонацией психологическую
|
|
|
|||||||||
22 |
Крестьянская песня. Городской салонный романс. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу»
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Корректировать собственное исполнение. Напевать мелодии городских салонных романсов и исполнять крестьянские песни, выражая интонацией психологическую
|
|
|
||||||||||||||
23 |
Городская лирика. Старинный романс. «Коробейники», «Светит месяц», «Утро туманное».
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
|
|
|
||||||||||||||
24 |
|
|
|
Лирический романс.
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности. Напевать мелодии лирических романсов.
|
|
|
|||||||||||
25 |
|
|
«Композиторская музыка ».В.Шаинский
|
Музыка в храме. И.С.Бах. Органная музыка. П.Чайковский. Литургия Святого Иоанна Златоуста. Д.Бортнянский «Услыши, боже, глас мой».
|
УОНЗ |
Научится слышать в музыке: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя. Получит возможность узнать о том, что хоровая музыка на религиозные тексты является значимым пластом русской музыкальной культуры.
Познакомится с особенностями интонирования русского церковного пения. Получит возможность расширить и углубить знания о
|
Текущий УО
Текущий УО
|
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов, характерные особенности колокольных звонов – благовест. Определять музыкальные особенности духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнивать баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.
|
|
|
|||||||||
26 |
«Богородице Дева, радуйся». Ф.Шуберт «Аве Мария» |
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки. Уметь характеризовать духовную музыку. Определять музыкальные особенности духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. |
|
|
||||||||||||||
4 четверть – 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||
27 |
|
|
«Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».
|
Обработка народных песен.
|
УОНЗ |
Получит возможность узнать о двух способах профессиональной аранжировки классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе
. Познакомится с особенностями индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Научится находить средства музыкальной выразительности, видеть контраст добра и зла, составлять характеристику героев.
Научится определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки к тому или иному жанру.
|
Текущий УО
ФО
Текущий УО
Текущий УО
Урок контроля |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Уметь в музыке услышать близость народной песне, определять отличительные черты русской музыки. |
|
|
|
||||||||
28 |
Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2.
|
УАНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов, особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов. Уметь: выявлять жанровое начало музыки.
|
|
|
||||||||||||||
29 |
Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов.
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Уметь в музыке услышать близость народной песне. Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность ) в народной музыке и в произведениях композиторов.
|
|
|
|
|||||||||||||
30 |
Картины народной жизни в музыке композиторов. Г.Свиридов. Сюита «Время, вперёд!». Б.Тищенко. Симфония «Хроника блокады». |
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Определять характер музыки, выражающий чувства художника. Сравнивать музыку Б.Тищенко и Г.Свиридова. Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы. |
|
|
|
|||||||||||||
31 |
Сказка ложь, да в ней – намёк… .П.Чайковский Балет «Лебединое озеро».
|
УОНЗ |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. |
|
|
|
|||||||||||||
32 |
|
|
|
Промежуточная аттестация.
|
Урок Развивающего контроя |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Знать: понятия: опера, симфония. Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности. Видеть контраст добра и зла. |
|
|
|
||||||||||
33-34 |
|
|
|
Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть I -33ур Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть II, III -34 ур..
|
Урок актуализации |
Научится определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки к тому или иному жанру.Научится определять общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Научится находить средства музыкальной выразительности, видеть контраст добра и зла, составлять характеристику героев.
|
УО |
Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. |
Выражать своё отношение к музыкальному произведению. |
Принимать и сохранять учебную задачу. |
Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического. |
Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер. |
|
|
|
||||||||