Тематическое планирование
по окружающему миру
Учебный год 2018-2019
Класс 3
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 68, в неделю 2.
Плановых итоговых контрольных работ 1.
Плановых проверочных работ 3, практических работ 2, опытов 5, экскурсий 2.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы «Окружающий мир 1-4 классы» автор Н.Ф.Виноградова («Начальная школа 21 века») 2013 г.
Учебник «Окружающий мир 3 класс» автор Н.Ф.Виноградова ,2013 г.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир 3 класс» №1,№2 автор Н.Ф.Виноградова; Вентана-Граф, 2017 г ,
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
1 |
|
|
Тема: «Введение» (1 ч) Введение. |
урок «открытия» новых знаний
|
Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики. |
Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения. |
|
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
2 |
|
|
Тема: «Земля – наш общий дом» (8 ч) Где и когда ты живёшь. |
урок «открытия» новых знаний
|
Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. |
Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени». |
ФО |
Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени. |
3 |
|
|
Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.
|
урок актуализации умений и навыков |
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. |
Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. |
УО |
Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу. |
4 |
19.09 |
|
Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.
|
опыт |
Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. |
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли. |
ЛР |
Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. |
5 |
|
|
Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника.
|
опыт |
Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. |
Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. |
ЛР |
Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
6 |
|
|
Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. |
опыт |
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. |
Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал». |
ЛР |
Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. |
7 |
|
|
Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение. |
опыт |
Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». |
Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения. |
ЛР |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. |
8 |
|
|
Изображение Земли.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»
|
Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. |
УО |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. |
9 |
|
|
План и карта. Практическая работа. Работа с картой. |
урок-практи кум |
Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. |
Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. |
ПР |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
10 |
|
|
Тема: «Царства природы» (23 ч) Бактерии.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека. |
Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному.
|
ФО |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. |
11 |
|
|
Грибы.
|
урок актуализации умений и навыков интегрированный урок Окруж.мир + ИЗО ИЗО урок 4 Тема: «В лес по грибы». |
Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». Т/Б «Осторожно, ядовитые грибы!» |
Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи». |
УО |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
12 |
|
|
Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества.
|
урок-экскур сия интегрированный урок Окружающий мир +литературное чтение урок 35 Тема: Стихи русских поэтов И.А.Бунин «Листо пад». + Музыка урок 13 Тема: Лирические песни «Наш край». |
Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии. Т/Б «Правила поведения во время экскурсии» |
Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения. |
ФО |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). |
13 |
|
|
Разнообразие растений на Земле.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. Т/Б «Осторожно, ядовитые растения!» |
Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея». |
ПДЗ |
Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. |
14 |
|
|
Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе».
|
урок-практи кум |
Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. |
Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. |
ПР
ЛР |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. |
15 |
|
|
Проверь себя по теме «Земля – наш общий дом. Растения». |
урок рефлексии |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. |
СР |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
16 |
|
|
Размножение растений.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. |
Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради.
|
УО |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
17 |
2 четверть |
|
Распространение плодов и семян. |
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает, что распространение семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. |
Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян». |
ФО |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. |
18 |
|
|
Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.
|
урок актуализации умений и навыков |
Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения». |
Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. |
ПДЗ |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. |
19 |
|
|
Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Анализирует и комментирует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисунков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе. |
Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли». |
ПДЗ |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
20 |
|
|
Красная книга России.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Кратко характеризует страницы Красной книги. Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. |
Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
|
УО |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). |
21 |
|
|
Животные – часть природы. Роль животных в природе.
|
урок актуализации умений и навыков |
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».
|
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения». |
УО |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. |
22 |
|
|
Разнообразие животных.
|
урок «открытия» новых знаний интегрированный урок Окр. мир+ лит. чтение+ мат-ка лит.чтение урок 40 Математика урок 17 Тема: «Масса.Килограмм.Грамм.».
|
Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. |
Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа).
|
ФО |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников . |
23 |
|
|
Животное – живой организм.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). |
Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. |
ПДЗ |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
24 |
|
|
Животное – живой организм.
|
урок отработки умений и навыков |
Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии. |
Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). |
УО |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
25 |
|
|
Животное – живой организм.
|
урок отработки умений и навыков |
Рассказывает о способах размножения животных Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» |
Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» |
ФО |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). |
26 |
|
26.12 |
Поведение животных.
|
Интегрированный урок (Окр.мир+литер.чтение) |
Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. . |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных. |
ПДЗ |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). |
27 |
|
|
Беспозвоночные животные.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных. Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. |
Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. |
УО |
Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач. |
28 |
|
|
Комплексная контрольная работа
|
УРК
|
Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. |
Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных. |
К/р |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
29 |
|
|
Позвоночные животные.
|
урок отработки умений и навыков |
Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения. |
Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. |
ПДЗ |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
30 |
|
|
Поведение животных. Позвоночные животные.
|
урок отработки умений и навыков |
Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения. |
Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих. |
УО |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
31 |
|
|
Природное сообщество.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.
|
Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи». |
ФО |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. |
32 |
|
|
Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. |
урок «открытия» новых знаний
|
Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». |
Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. |
ПДЗ |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. |
33 |
|
|
Заповедники |
урок актуализации умений и навыков |
Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей. |
Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. |
УО |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
34 |
|
|
Проверь себя по теме «Царства природы». |
урок развивающего контроля |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам. |
СР |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
35 |
|
|
Тема: «Наша Родина: от Руси до России» (8 ч) Древняя Русь. Восточнославянские племена.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризует потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимает причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводит примеры племен и государств. |
Рассматривать форзац «Как мы узнаём о прошлом». Составлять рассказ учителя восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположения». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества». |
ПДЗ |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. |
36 |
|
|
Древнерусское государство. |
урок «открытия» новых знаний
|
Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. |
Работать с текстами учебника. |
УО |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
37 |
|
|
Великие князья в Древней Руси.
|
урок актуализации умений и навыков |
Называет нескольких правители Древнерусского государства.
|
.Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.
|
ФО |
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. |
38 |
|
|
Как Москва стала столицей. Иван Грозный.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.
|
Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». |
ПДЗ |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). |
39 |
|
|
Пётр I Великий – император России.
|
урок актуализации умений и навыков |
Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. |
Составлять рассказ «Пётр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт-Петербургу. |
УО |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме. |
40 |
|
|
Екатерина II Великая.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. |
Слушать сообщение и участвовать в обсуждении – вступление в тему. Исследовать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея». |
ПДЗ |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). |
41 |
|
|
Император Николай II.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. |
Составлять рассказ о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве». |
ФО |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. |
42 |
|
|
Советская Россия.
|
урок актуализации умений и навыков |
Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. |
Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. |
ПДЗ |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.
|
43 |
|
|
Проверь себя по теме « Наша Родина: от Руси до России» |
урок развивающего контроля |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученной теме. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученной теме. |
ПР |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
44 |
|
|
Тема: «Как люди жили в старину» (9 ч) Из истории имён.
|
урок актуализации умений и навыков |
Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские.
|
Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». |
УО |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
45 |
|
|
Как выглядели наши предки.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». |
ПДЗ |
Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. |
46 |
|
|
Как в старину трудились наши предки.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Приводит примеры труда славян в далёкой древности.
|
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника).
|
УО |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. |
47 |
|
|
Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов. |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки-самоделки «Игры русского народа». |
ФО |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
48 |
|
|
Какие предметы окружали русских людей.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек.
|
Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста. |
ПДЗ |
Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. |
49 |
|
|
Какие предметы окружали русских людей.
|
урок отработки умений и навыков |
Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. |
Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. |
ПДЗ |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина). |
50 |
|
|
Русская трапеза.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Называет особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. |
Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». |
УО |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. |
51 |
|
|
Во что верили наши предки.
|
урок актуализации умений и навыков |
Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие».
|
Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». |
ФО |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. |
52 |
|
|
Принятие христианства на Руси.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Объясняет, как происходило принятие христианства на Руси. Называет некоторые христианские праздники. |
Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. |
ПДЗ |
Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. . |
53 |
|
|
Проверь себя по теме « Наша Родина: от Руси до России. Как люди жили в старину». |
урок развивающего контроля |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. |
СР |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
54 |
|
|
Тема: «Как трудились в старину» (15 ч) Что создавалось трудом крестьянина.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. |
Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. |
ФО |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. |
55 |
|
|
Труд крепостных крестьян.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. |
Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин – кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». |
ПДЗ |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). |
56 |
|
|
Что такое ремесло.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России. |
Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. |
ФО |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
57 |
|
|
Игрушечных дел мастера.
|
урок актуализации умений и навыков |
Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. |
Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. |
УО |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность . |
58 |
|
|
Маленькие мастера.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера». |
Работать со схемой и текстами учебника. Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители.Организовать выставку «Мы – мастера». |
ФО |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). |
59 |
|
|
О гончарном ремесле.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия – пример таланта гончаров. |
Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий. |
УО |
Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. |
60 |
|
|
О труде ткачей.
|
урок актуализации умений и навыков |
Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий. |
Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. |
ФО |
Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. |
61 |
|
|
Русские оружейники.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России.
|
Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах.
|
УО |
Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. |
62 |
|
|
Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. |
Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных». |
ПДЗ |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в …». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. |
63 |
|
|
Железные дороги в России.
|
урок актуализации умений и навыков |
Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги.
|
Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России. |
ФО |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. |
64 |
|
|
Первые пароходы и пароходство в России.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Кратко рассказывает об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. |
Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». |
УО |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. |
65 |
|
|
Автомобилестроение в России.
|
урок актуализации умений и навыков |
Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России. |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». |
УО |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
66 |
|
|
Самолётостроение в России.
|
урок «открытия» новых знаний
|
Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. |
Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию. |
ПДЗ |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. |
67
|
|
|
Проверочная работа по итогам года.
|
урок рефлексии |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. |
ДР |
Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. |
68 |
|
|
Время космических полётов.
|
урок актуализации умений и навыков |
Называет «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов, используя интернет-ресурсы. |
Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника. |
ФО |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. |