Окружающий мир

Тематическое планирование

                                                                                         по окружающему миру

Учебный год 2018-2019

Класс 3

Количество часов по учебному плану ОУ: всего 68, в неделю 2.

Плановых итоговых контрольных работ 1.

Плановых проверочных работ 3, практических работ 2, опытов 5, экскурсий 2.

Планирование составлено на основе   федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской  программы «Окружающий  мир 1-4 классы» автор Н.Ф.Виноградова («Начальная  школа  21  века») 2013 г.

Учебник «Окружающий  мир 3 класс» автор Н.Ф.Виноградова ,2013 г.

Рабочая  тетрадь  «Окружающий  мир 3 класс» №1,№2 автор  Н.Ф.Виноградова; Вентана-Граф, 2017 г ,

 

 №

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

(формы)

УУД (деятельность  учащихся)

1

 

 

Тема: «Введение»

           (1 ч)

Введение.

урок «открытия»

новых знаний

 

Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики.

Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения.

 

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

2

 

 

Тема: «Земля – наш общий дом» (8 ч)

Где и когда ты живёшь.

урок «открытия»

новых знаний

 

Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.

Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

ФО

Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени.

3

 

 

Природные тела и природные явления.

Солнце – тело неживой природы.

 

урок актуализации умений и навыков

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.

Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

УО

Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

4

19.09

 

Земля – планета Солнечной системы.

Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

 

опыт

Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли.

ЛР

Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

5

 

 

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

Опыт. Распространение тепла от его источника.

 

опыт

Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света.

Читать текст, самостоятельно находить ответы

на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

ЛР

Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

6

 

 

Вода – условие жизни на Земле.

Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

опыт

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.

Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал».

ЛР

Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

7

 

 

Воздух – условие жизни на Земле.

Опыт. Горение.

опыт

Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды».

Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения.

ЛР

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

8

 

 

Изображение Земли.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»

 

Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир.

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

УО

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

9

 

 

План и карта. Практическая работа.

Работа с картой.

урок-практи

кум

Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности.

Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

ПР

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

10

 

 

Тема: «Царства природы» (23 ч)

Бактерии.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека.

 Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному.

 

ФО

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

11

 

 

Грибы.

 

урок актуализации умений и навыков

интегрированный урок

Окруж.мир + ИЗО

ИЗО урок 4

Тема: «В лес по грибы».

Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

Т/Б «Осторожно, ядовитые грибы!»

Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи».

УО

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

12

 

 

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия

в природные сообщества.

 

 

урок-экскур

сия

интегрированный урок

Окружающий мир

+литературное чтение урок 35

Тема: Стихи русских поэтов                

И.А.Бунин  «Листо

пад».

+ Музыка урок 13

Тема: Лирические песни  «Наш край».

Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии.

Т/Б «Правила поведения во время экскурсии»

Характеризовать значение растений для жизни;

различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения.

ФО

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).

13

 

 

Разнообразие растений на Земле.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям.

Т/Б «Осторожно, ядовитые растения!»

Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея».

ПДЗ

Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе.

14

 

 

Растение – живой организм. Практическая работа.

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Опыт «Содержание воды в листе».

 

урок-практи

кум

Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значе­ние для роста и развития. Называет особенно­сти питания и размно­жения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения.

Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения.

ПР

 

 

 

ЛР

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверь себя по теме «Земля – наш общий дом. Растения».

урок рефлексии

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

СР

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

16

 

 

Размножение растений.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами.

Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради.

 

УО

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

17

2  четверть

 

Распространение плодов и семян.

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает, что распространение семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян».

ФО

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца.

18

 

 

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

 

урок актуализации умений и навыков

Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения».

Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях.

ПДЗ

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира.

19

 

 

Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Анализирует и комментирует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисунков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе.

Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли».

ПДЗ

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

20

 

 

Красная книга России.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Кратко характеризует страницы Красной книги. Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной кни­ги своей местности.

Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

 

УО

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

21

 

 

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

 

урок актуализации умений и навыков

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».

 

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения».

УО

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

22

 

 

Разнообразие животных.

 

урок «открытия»

новых знаний

интегрированный урок

Окр. мир+

лит. чтение+ мат-ка

 лит.чтение урок 40
Тема: Научно- познавательные и худ. Рассказы  «Лебеди»,  «Зайцы».

Математика урок 17

Тема:  «Масса.Килограмм.Грамм.».

 

Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты.

Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа).

 

ФО

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников .

23

 

 

Животное – живой организм.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту.

ПДЗ

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

24

 

 

Животное – живой организм.

 

урок отработки умений и навыков

Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии.

Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений).

УО

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

25

 

 

Животное – живой организм.

 

урок отработки умений и навыков

Рассказывает о способах размножения животных

Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

Рассказывать о способах размножения животных.

Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

ФО

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

26

 

26.12

Поведение животных.

 

Интегрированный  урок

(Окр.мир+литер.чтение)

Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. .

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных.

ПДЗ

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

27

 

 

Беспозвоночные животные.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных. Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах.

УО

Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

28

 

 

Комплексная  контрольная  работа

 

УРК

 

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных.

К/р

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

29

 

 

Позвоночные животные.

 

урок отработки умений и навыков

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц.

ПДЗ

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

30

 

 

Поведение  животных. Позвоночные животные.

 

урок отработки умений и навыков

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих.

УО

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природное сообщество.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.

 

Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи».

ФО

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

32

 

 

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

урок «открытия»

новых знаний

 

Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные».

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

ПДЗ

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе.

33

 

 

Заповедники

урок актуализации умений и навыков

Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных.

УО

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

34

 

 

Проверь себя по теме «Царства природы».

урок развивающего контроля

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй  четверти темам.

СР

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

35

 

 

Тема: «Наша Родина: от Руси до России» (8 ч)

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризует потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимает причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводит примеры племен и государств.

Рассматривать форзац «Как мы узнаём о прошлом». Составлять рассказ учителя  восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположения». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества».

ПДЗ

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием.

36

 

 

Древнерусское государство.

урок «открытия»

новых знаний

 

Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города.

Работать с текстами учебника.

УО

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

37

 

 

Великие князья в Древней Руси.

 

урок актуализации умений и навыков

Называет нескольких правители Древнерусского государства.

 

.Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

 

ФО

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает

ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации.

38

 

 

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

 

Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея».

ПДЗ

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

39

 

 

Пётр I Великий – император России.

 

урок актуализации умений и навыков

Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др.

Составлять   рассказ  «Пётр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт-Петербургу.

УО

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме.

40

 

 

Екатерина II Великая.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой.

Слушать сообщение и  участвовать  в  обсуждении  – вступление в тему. Исследовать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

ПДЗ

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

41

 

 

Император Николай II.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников.

Составлять  рассказ  о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве».

ФО

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них.

42

 

 

Советская Россия.

 

урок актуализации умений и навыков

Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке».

Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР.

ПДЗ

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

 

43

 

 

Проверь себя по теме « Наша Родина: от Руси до России»

урок развивающего контроля

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученной теме.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученной теме.

ПР

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

44

 

 

Тема: «Как люди жили в старину»

 (9 ч)

Из истории имён.

 

урок актуализации умений и навыков

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские.

 

Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия».

УО

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

45

 

 

Как выглядели наши предки.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье».

ПДЗ

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

46

 

 

Как в старину трудились наши предки.

 

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Приводит примеры труда славян в далёкой древности.

 

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника).

 

УО

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира.

47

 

 

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки-самоделки «Игры русского народа».

ФО

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

48

 

 

Какие предметы окружали русских людей.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек.

 

Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста.

ПДЗ

Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы.

49

 

 

Какие предметы окружали русских людей.

 

урок отработки умений и навыков

Узнает и называет одежду лю­дей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.

Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена.

ПДЗ

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина).

50

 

 

Русская трапеза.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Называет особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда.

Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

УО

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них.

51

 

 

Во что верили наши предки.

 

урок актуализации умений и навыков

Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие».

 

Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину».

ФО

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, опреде­ляет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

52

 

 

Принятие христианства на Руси.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Объясняет, как происходило принятие христианства на Руси. Называет некоторые христианские праздники.

Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

ПДЗ

Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. .

53

 

 

Проверь себя по теме « Наша Родина: от Руси до России. Как люди жили в старину».

урок развивающего контроля

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

СР

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

54

 

 

Тема: «Как трудились в старину» (15 ч)

Что создавалось трудом крестьянина.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда.

Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями.

ФО

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы.

55

 

 

Труд крепостных крестьян.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права.

Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин – кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?»  учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

ПДЗ

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

56

 

 

Что такое ремесло.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.

Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника.

ФО

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

57

 

 

Игрушечных дел мастера.

 

урок актуализации умений и навыков

Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку.

Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника.

УО

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность .

58

 

 

Маленькие мастера.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера».

Работать со схемой и текстами учебника.  Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют

мастерить их родители.Организовать выставку «Мы – мастера».

ФО

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

59

 

 

О гончарном ремесле.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров.

Обобщает знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия – пример таланта гончаров.

Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий.

УО

Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

60

 

 

О труде ткачей.

 

урок актуализации умений и навыков

Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды.

ФО

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы.

61

 

 

Русские оружейники.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России.

 

Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах.

 

УО

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

62

 

 

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.

Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных».

ПДЗ

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции  Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в …». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

63

 

 

Железные дороги в России.

 

урок актуализации умений и навыков

Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги.

 

Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России.

ФО

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них.

64

 

 

Первые пароходы и пароходство в России.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Кратко рассказывает об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

УО

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

65

 

 

Автомобилестроение в России.

 

урок актуализации умений и навыков

Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего».

УО

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

66

 

 

Самолётостроение в России.

 

урок «открытия»

новых знаний

 

Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации.

Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию.

ПДЗ

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи.

67

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа по итогам года.

 

урок рефлексии

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам.

ДР

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца.

68

 

 

Время космических полётов.

 

урок актуализации умений и навыков

Называет «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов, используя  интернет-ресурсы.

Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника.

ФО

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.