«Муниципальное автономное образовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №1» р.п. Голышманово, ул. Садовая,72, тел.\факс 8 (34546) 25276 ________________________________________________________________
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Зелёный город» на базе отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3»
Автор программы: педагог – организатор, Н.А.Смольников 2018 год
Оглавление
Анализ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «ДРУЖНЫЙ» при отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» за июнь, июль 2017 г. 1. Название лагеря – ЛДП при отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» «Дружный». 2. Охват детей 30 человека (всего), из них - из многодетных семей - 14; - из неполных семей - 12; - из семей беженцев, переселенцев - 0; - из числа детей-сирот - 0; - из числа детей, лишенных опеки родителей - 5; - из семей чернобыльцев - 0; - состоящих на учёте в полиции - 1; - состоящих на учёте в школе - 1. 3. Списочный состав персонала лагеря: I смена Начальник лагеря – Смольников Николай Александрович Воспитатель - Борцова Ольга Викторовна Пестина Наталья Александровна Русаков Вадим Николаевич Бондарь Наталья Ивановна
Медработник - Григорьева Ангелина Сергеевна Зав. хозяйством - Мясникова Ольга Александровна Повар - Курзаева Марина Александровна Уборщица - Орлова Наталья Александровна производственных и служебных помещений
II смена Начальник лагеря – Веретенников Дмитрий Алексеевич Воспитатель - Коновалова Елена Константиновна Рябченко Наталья Владимировна Крукова Любовь Юрьевна Кудина Надежда Петровна
Медработник - Григорьева Ангелина Сергеевна Зав. хозяйством - Мясникова Ольга Александровна Повар - Курзаева Марина Александровна Уборщица - Орлова Наталья Александровна производственных и служебных помещений 4. Органы детского самоуправления лагеря – нет (специфика контингента обучающихся, обучающиеся с нарушением интеллекта и психическими расстройствами). 5. Работа кружков в лагере, охват в них детей. В рамках ЛДП «Дружный» функционировали следующие кружки - «Уроки красоты», Н.П.Кудина; «Волшебная иголочка», О.В.Борцова; «Художественная обработка древесины», В.Н.Русаков; «Споём вместе», Н.А.Пестина; «Очумелые ручки», Л. Ю. Крукова – охвачено кружковой деятельностью 30 воспитанников (100%). 6. Спортивно-оздоровительная работа, итоги участия в спартакиаде. В течение двух летних смен (июнь, июль) в ЛДП «Дружный» были проведены следующие спортивно оздоровительные мероприятия: - праздник «Мокрый день»; - товарищеские матчи по футболу с воспитанниками ЛДП при Комплексном центре ГР «Радужный» и педагогами, воспитателями лагерей дневного пребывания (команда девочек «Молния» и мальчиков «Реал-Голышманово» победители товарищеских матчей – ЛДП «Дружный»); - веселые старты, подвижные игры на свежем воздухе; Выхода на муниципальный уровень спартакиады не было по причине состояния психофизического здоровья воспитанников (умственная отсталость, психические расстройства) 7. Организация работы по профилактике правонарушений, детского дорожно – транспортного травматизма, противопожарной безопасности – проведены инструктажи по ТБ и ПБ, конкурс рисунков по ПДД, выступление инструктора ГИБДД по основам безопасности на дороге, посещена пожарная часть р.п.Голышманово (как в первую так и во вторую смену). 8. Наиболее значимые мероприятия лагеря: - праздник открытия и закрытия смены; - посещение пожарной части, музея и метеостанции р.п. Голышманово, Центральной библиотеки; - проведение «экзамена» (теоретическая и практическая части) на право управления велосипедом; - викторины, посвященные 71-годовщине Победы в ВОв; - праздник «Мокрый день»; - товарищеские матчи по футболу с воспитанниками ЛДП воспитателями лагеря дневного пребывания. 9.Социальное партнерство – ведомства системы профилактики правонарушений и безнадзорности Голышмановского района (полиция, КЦСОН, КДН и ЗП), Центральная библиотека р.п. Голышманово. 10. Анализ анкет удовлетворенности детей и родителей деятельностью лагеря на базе общеобразовательной организации. Анализ анкет удовлетворенности деятельностью лагеря дневного пребывания при отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» «Дружный» выявил следующее: 1.Анкеты родителей (законных представителей) – удовлетворены предоставленной услугой – 100%, из них: высокий уровень организации летнего досуга и оздоровления – 29 (97%), удовлетворительный уровень организации летнего досуга и оздоровления – 1 (3%). 2.Анкеты воспитанников – удовлетворены предоставленной услугой (качеством проведенных в ЛДП мероприятий) – 30 (100%). Выявлена потребность в увеличении числа экскурсий в другие организации и учреждения (17 воспитанников, 57%). По итогам летней оздоровительной компании 2016 года коллектив отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» награжден Благодарностью Отдела образования за лучшую организацию и проведении летнего отдыха обучающихся.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружный» отделения МАОУ «Голышмановская СОШ№1» « Голышмановская СКОШ № 3» р.п. Голышманово, Тюменской области. 2. Паспорт программы
3. Пояснительная записка. 1.1 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 1», сокращённое название «Голышмановская СОШ №1». Адрес учреждения: Тюменская область р.п. Голышманово, улица Садовая, дом 72. тел. 8 (34546), 2-52-76, 2-50-21
1.2. Нормативные основания деятельности учреждения: Содержание педагогического процесса осуществляется на основе законов и нормативных документов: Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 06.10..2003.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ; Приказ Минобразования РФ №2688 от 13.07.2001г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Распоряжение Правительства тюменской области от 28.12.2012 №2841-рп «Об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в тюменской области в 2013 году» Конституции РФ; Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3; Устав «Голышмановская СОШ №1 ».
1.3. Основные положения Устава учреждения. Организация процесса отдыха и оздоровления детей. Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей создаются в целях духовного и физического развития детей и подростков, организации их досуга и оздоровления. Деятельность Учреждения направлена на организацию дифференцированного подхода, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей, развитию их разносторонних способностей. Основным контингентом, обслуживаемым Учреждением, являются дети в возрасте от 8 до 18 лет. В Учреждении принимаются на отдых дети, не имеющие медицинских противопоказаний, препятствующих пребыванию в данном Учреждении, при наличии необходимых медицинских документов. Учреждение самостоятельно определяет программу своей деятельности в соответствии с целями, принципами и задачами. Продолжительность смен и пребывания детей в Учреждении определяется образовательной организацией. Жизнедеятельность детей в Учреждении организуется в разновозрастных объединениях в зависимости от специфики программы, желания детей, направленности их интересов, образовательных задач, социально-бытовых и других условий Учреждения. Численность детей в объединениях определяется специфическими задачами и возможностями Учреждения. 1.4. Цель деятельности учреждения создание благоприятных условий (материально-технические, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, кадровые), обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей. Создание условий для активного отдыха и оздоровления детей учреждения, приобретение ими в каникулярное время социально-положительного опыта, развитие социальной активности, интеллектуально-творческого потенциала. Задачи учреждения: Обновить содержание и формы работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе. Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей. Совершенствовать уровень кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе. Оказывать методическую и практическую помощь в организации и проведении мероприятий. Развивать творческий потенциал личности. Формировать навыки здорового образа жизни. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Пропагандировать физическую культуру и спорт.
1.5. Характеристика основного контингента детей: Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием от 11до 16 лет. Преимущество при зачислении в ЛОЛ с дневным пребыванием детей и подростков имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, наличии медицинской справки. В отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3 VIII вида» обучается 56 детей, все дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них: – детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) – 27, – из многодетных семей – 14, – малообеспеченных семей – 14, – из семей беженцев, переселенцев – 0, – из числа детей-сирот – 0, - неполные семьи – 26, – из числа детей (опекаемых) патронатное воспитание (приёмная семья) –4, – детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении (ТСЖ)– 0, – состоящих на учете в ГПДН - 1, – состоящих на внутришкольном контроле – 1, - состоящих на учёте в Областном банке данных - 5 1.6. Справка о кадровом составе учреждения: Кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом, позволяющим осуществлять качественный образовательный и воспитательный процесс. Руководство школы уделяет большое внимание созданию благоприятных условий для поддержки и профессионального развития своих педагогов. Кадровая политика школы направлена на гуманизацию и демократизацию образовательного процесса, повышение уровня профессионализма учителей. Педагогический состав школы – 13 человек
В реализации программы участвуют педагоги образовательного учреждения, медицинский работник
Педагогический коллектив школы отличает стабильность, творческим потенциалом, соответствующим современным требованиям общества и государства. Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится рабочее совещание для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает по два учителя (воспитателя). Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Функциональные обязанности сотрудников лагеря Начальник лагеря: Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; Несёт ответственность за безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; Осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии с Положением о лагере и законодательством РФ; Координирует работу воспитателей; Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря; Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Воспитатели Организуют подготовку и проведение массовых мероприятий согласно плану работы лагеря; Отвечают за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а также за оформление мероприятий, проводимых в лагере; Составляют и подбирают методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.д.; Организуют праздники, походы, экскурсии, поддерживают социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений; Обеспечивают соблюдение ТБ и противопожарной защиты при проведении массовых мероприятий. Обеспечивают реализацию плана работы; Несут материальную ответственность за имущество, выданное на отряд. Организуют и проводят кружковую работу. Проводят оздоровительную утреннюю зарядку; Организовывают и проводят спортивно – массовые мероприятия: (спартакиада, личные первенства, весёлые старты) 1.7. Предпосылки успешной работы учреждения: квалифицированный педагогический коллектив; помощь и понимание со стороны родителей детей; удовлетворительная материально-техническая база и оборудование; многолетний опыт работы в данном направлении и его анализ; укрепление здоровья обучающихся; проблема летней занятости детей; продолжение воспитательного процесса в условиях лета.
4. Цели и задачи программы 2.1 Основные цели программы - создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. Воспитание социально адаптированной личности через пропаганду здорового образа жизни. 2.2 Задачи программы: 1. Содействовать в социальной адаптации и оздоровлению детей. 2. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом. 3. Воспитывать культуру поведения, бережного отношения к окружающей среде, любовь к своей стране и её прошлому. 4. Формировать у ребят навыки общения и толерантности. 5. Прививать навыки здорового образа жизни. 6. Оздоровление детей и профилактика заболеваний. 7. Вести работу по профилактике детской безнадзорности в каникулярное время.
2.3 Концепция деятельности учреждения Теоретической основой программы являются системный подход к оздоровлению, сохранению собственного здоровья; организованному, культурному и активному досугу, развитию творческого начала личности ребёнка; личностно-ориентированным отношениям между воспитанниками и педагогами; с опорой на здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся является главной идеей программы. Фундамент здоровья человека закладывается в школе. Проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья школьников, является всенародным делом. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся осуществляется согласно программе «Здоровье» по трём направлениям: - профилактика и оздоровление – физкультурная разминка для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа, профилактическая работа, проводимая совместно с медицинским работником: плановые медицинские осмотры, консультирование. Любой метод, любое средство, используемые взрослыми в целях воспитания, теряют смысл, если они наносят ущерб здоровью. Одним из главных средств воспитания, которые наиболее благотворно влияют на развитие школьников, самое универсальное - режим. Он строится с учетом требований и гигиены, и педагогики: точный распорядок дня, рациональное питание, оздоровительные процедуры, с одной стороны, - безусловно, способствуют правильному воспитанию. В основе физического воспитания заключается организация физической среды. Если физическое воспитание осуществляется правильно, оно помогает вырастить ребенка крепким, выносливым, укрепляет силы, способствует формированию положительных моральных качеств. - образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий. информационно—консультативная работа – лекции школьного медицинского работника, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций. Школе принадлежит решающая роль в создании основы высокой санитарной культуры и здоровья всего подрастающего поколения и, в конечном счете, всех наших граждан. В системе мероприятий по воспитанию здоровой молодежи важнейшее место занимает целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание школьников. Оно решает задачу расширения предоставления обучающихся по вопросам охраны и укрепления здоровья, закаливание организма путем правильного гигиенического поведения, физического воспитания, задачи повышения ответственности за охрану своего здоровья и организации среды в школе и дома в соответствии требованиями гигиены. 2.2. Основные функции учреждения. • прогностическая: определение зоны ближайшего развития и моделирование перспективной зоны развития личности; • образовательная: создание системы целенаправленных педагогических воздействий на личность, включённую в воспитательный процесс; • воспитывающая: формирование системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания; • развивающая: создание условий для творческого развития личности, раскрытие и реализация способностей;
• здоровьесберегающая, здоровьеформирующая: сохранение, восстановление, укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья, здорового образа жизни и деятельности; • социализирующая: приобретение опыта совместной деятельности, подготовка и включение в систему общественных отношений; • фасилитативная: создание благоприятных, поддерживающих условий для личности, находящейся в трудной жизненной ситуации и т. д. 8. Развивать и укреплять взаимосвязь школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, микросоциума, ГИБДД, МЧС в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
5. Участники программы. Участники смены 1 смена - 17 детей от 11 до 16 лет. 2 смена - 17 детей от 11 до 16 лет. В реализации программы участвуют: Начальник лагеря Воспитатели Медицинский работник Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться: 1. На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции. 2. На уровне воспитанников: по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.
Все мероприятия, вне школы, проводятся совместно с МЧС, ГИБДД, ОДН, учреждениями дополнительного образования: с медицинским работником; со спортивными, культурными учреждениями, с привлечением общественных организаций, родителей, жителей микросоциума.
Координационно-педагогический компонент в работе по программе.
6. Этапы реализации программы. 6.1. Подготовительный этап: К участию в реализации Программы привлекаются: педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры. Исполнение Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиком с администрацией отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3 VIII вида». Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение. Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря. Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей. Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря при школе, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за несколько месяцев до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, ведётся оформление лагеря, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период воспитатели: - знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря. По решению начальника лагеря распределяются по отрядам, разрабатываются мероприятия, учитывая возрастные особенности детей; - подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.) принимают участие в благоустройстве лагеря. Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный. 6.2. Организационный период длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель» и т.д.). Организационный период - это очень трудное время для детей. В первые дни ставятся несколько задач: познакомиться со списочным составом отрядов. (Узнать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда). Создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд. Проводить игры, направленные на сплочение. Выбрать отрядную символику - название, девиз, песню, эмблему, создать отрядный уголок. Включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности. Создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры). 6.3. Основной этап: характеризуется своей стабильностью: внедрение программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Ребята привыкают к требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка. В основной период задачами становятся формирование коллектива и развитие в нём самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам - лидерам. На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания». Для преодоления пика привыкания рекомендуется провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Олимпийские старты», «Найди клад». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуют их в подготовке (экскурсия). Самое главное «перевернуть всё с ног на голову». 6.4. Заключительный этап: начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий. А также другие важные дела: сдача книг в библиотеку, спортивного инвентаря – физруку, проведение генеральной уборки помещений.
7. Сроки действия программы. На базе отделения муниципального автономного образовательного учреждения «Голышмановская средняя образовательная школа №1» «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3» создан летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Дружный», срок действия которого рассчитан на 1 год. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Дружный» «Зелёный город» рассчитана на летний период: I смена – 01.06.-22.06. II смена – 26.06.-14.07.
8. Содержание деятельности. Актуальность: создание системы летнего труда, отдыха и оздоровления детей осложнено процессами, идущими в обществе: ухудшение социально-экономического положения, все более активный распад семьи, криминализация жизни. В 2016-2017 учебном году в «Голышмановской СКОШ №3» обучалось 56 обучающихся, из них на учете в ОДН УВД состоит 1 человек. На педагогическом учете – 1 человек, малообеспеченных семей – 14. Приведенные цифры заставляют задуматься о многом и педагогов, и родителей. С каждым годом родителям все сложнее приобрести путевки в загородные оздоровительные лагеря, принадлежащие профсоюзам и предприятиям. Система лагерей отдыха требует больших изменений, так как интерес к ним учеников и родителей падает, что было выявлено в результате анкетирования. При таких условиях возникает опасность, что подростки, оказавшиеся не у дел, не имеющие сферы приложения своих сил в летний период, могут оказаться на пути совершения правонарушений и преступлений. Другим важнейшим фактором актуальности проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков является то, что с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей. Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией. После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети «группы риска» и имеющие хроническую патологию – в дополнительном специализированном оздоровлении. Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков: недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени; проблемы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества; недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей. Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создать программу летнего лагеря дневного пребывания детей. Цели программы: 1.Организация познавательного, развивающего, оздоровительного и творческого отдыха детей 2. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. 3. Развитие индивидуальных способностей каждого ребѐнка. 4. Развитие навыков коллективного общения, лидерских качеств. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи. Задачи смены: - создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы; - создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления; - развитие творческого потенциала личности ребёнка, включение участников программы в творческую коллективную и индивидуальную деятельность. – способствовать укреплению здоровья. Условия реализации программы: - творческий и активный ученический коллектив; - семинары-практикумы по формированию и обучению воспитателей; - разработка документации по лагерю. Приоритетные направления воспитательной работы: Физкультурно-оздоровительное направление Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового и безопасного образа жизни, поэтому в программу включены следующие мероприятия: - ежедневный осмотр детей медицинским работником; - утренняя гимнастика; - принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток); - организация пешеходных экскурсий; - организация здорового питания детей; - ежедневные минутки здоровья; - подвижные игры - спортивные мероприятия Оздоровлению способствует и принятый режим лагерной смены, учитывающий возрастные особенности детей. Коллективно-творческие дела В сфере воспитания коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в ней, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам. Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей. Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща. Виды КТД: Организаторские дела (метод взаимодействия) Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.) Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире) Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков) Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты и т.д.) Координирует всю работу по организации воспитатель лагеря. Вопросы подготовки обсуждаются на линейке и на совете лидеров. Грамотно организованный отдых - это хорошее настроение, здоровье. Это раскрытие своего творческого потенциала и заряд бодрости на длительное время. Очень важной стороной отдыха является познавательная сторона. Ведь ничто не остаётся в нашей памяти так надолго, как самые яркие и увлекательные моменты из отдыха. Для того чтобы помочь детям правильно организовать свой отдых была разработана тематическая смена – «Зелёный город». Тематика смены «Зелёного города» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры, на основе экологической проблемы. Экологическое направление Экологическое направление - деятельность, направленная на нравственно - экологическое воспитание детей, включающее в себя формирование определённых знаний об окружающем мире, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков взаимодействия с природой, экологические акции, изучение природы своего края, проведение познавательных игр, викторин и конкурсов. Задачи экологической деятельности: воспитать бережное отношение к природе повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, уровень экологической культуры детей. Основные формы работы: Практикум «Озеленение территории школьного двора» Спортивно-оздоровительная игра «Экологический калейдоскоп» Викторина «Как сохранить окружающую среду»; Экологический праздник «Солнце в ладошках»; Экологический десант. Правила поведения в природе. Гражданско-патриотическое направление Задача: формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине. Важная предпосылка эффективности гражданско-патриотического воспитания детей - своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе, стране и нацеленным на подготовку патриотов. Методы и приемы работы воспитателей в лагере, прежде всего, должны быть направлены на включение детей в успешную и осознанную деятельность, на развитие их творчества, умение работать в коллективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогические формы занятий. Наиболее приемлемо для детей данной категории – это игра + диалог. Основные формы реализации: Акции «Обелиск», «Открытка своими руками»; Экскурсия «История нашего посёлка»; Конкурс рисунков «Мы этой памяти верны»; Конкурс чтецов стихотворений о России, о Тюменской области; Викторина «Сибирский соловей Л.Шароха»; КВН «С песней по жизни вперёд!»; Создание дерева «Семь лучших дней в лагере»; Выпуск стенгазет о природе. Выпуск молний, посвященных правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, «Вредные привычки нам вовсе не сестрички». Тематические дни: «День России», «День Семьи», « День Дружбы». Кружки «Технология», «Робототехника», Художественно-эстетическое направление Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации художественно- эстетической деятельности: Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш город», конкурс стенгазет и рисунков). Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Сто затей для ста друзей», «А вам слабо?!», «Мир песни, танца и игры»). Игровые творческие программы («Шире круг», «Книга твой друг», «У Лукоморья…», «В гостях у сказки»). Выставки. Инсценировка сказок. Кружки «Волшебная иголочка», «Лоскуток». Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
9. Механизм реализации программы. Основное содержание программы Организационный период смены. 1. Решение организационно-хозяйственных вопросов. Приём детей в лагерь. Изучение законов и традиций лагеря. Предъявление Единых Педагогических Требований по режиму и дисциплине. 2. Адаптация детей к условиям лагеря. Первичный срез эмоционального состояния через анкетирование. Диагностика настроения проводится постоянно. Выявление интересов и предрасположенностей детей. Формирование отрядного коллектива. 3. Введение в программу «Зелёный город». Ролевое погружение. Участие детей в выборах улиц: «Цветочная», «Парковая». Выдумывание своего герба, оформление уголков, выбор песен. Запуск программы. Торжественное открытие «Зелёный город». 4. Анализ организационного периода для детей, отрядов, педагогов. Предполагаемый результат: - общее представление о смене, определение творческих планов отрядов; - формирование коллектива отрядов-домов, на выбранных улицах; - выявление лидеров, включение их в работу по развитию игрового сюжета программы; - выбор видов деятельности «улиц»; -при необходимости коррекция деятельности и оказание методической помощи воспитателям (по итогам анализа организационного периода). Основной период смены. 1. Реализация программы «Зелёный город» через идею взаимодействия и дружбы «улиц». Введение игровых моментов программы (городские праздники, тематические дни, экологические рейды по охране окружающей среды). 2. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, патриотических мероприятий, творческих конкурсов, интеллектуальных и ролевых игр. 3. Создание условий для самореализации детей в системе пришкольного лагеря с учётом их интересов. Предполагаемый результат: - создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребёнка; - раскрытие и развитие творческих способностей. Заключительный период смены. 1. Завершение работы программы «Зелёный город». Подведение итогов смены. Закрытие смены. 2. Итоговое анкетирование, диагностика и анализ смены детьми. 3. Решение организационно-хозяйственных вопросов по окончании смены. Предполагаемый результат: - формирование самооценки, навыков самоанализа у детей и воспитателей; - настрой на применение полученных знаний в жизни. Предполагаемый результат по итогам смены. 1. Физическое и психологическое оздоровление детей. Формирование потребностей в духовном и физическом здоровье. 2. Приобретение детьми позитивного жизненного опыта, взаимодействие с другими в духе взаимного уважения и доверия. 3. Развитие социальной активности детей. 4. Знакомство детей с разнообразными интеллектуальными, спортивными, подвижными играми. - Повышение уровня экологической культуры.
Игровая модель. Тематика «Зелёного города» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором каждый отряд – семейка. Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Зелёный город», слово «Город» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям (смотреть словарь Зелёного города в приложении). Участники смены (жители города) объединяются в «дома», расположенные на определённых улицах (отряды), сами решают, как будут жить в них. Названия «домов», традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждой «улицы» есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Вместе они разрабатывают календарь города. Каждый житель пытается осознать своё место в городе, собственную значимость. Город и каждый дом в отдельности имеют свой герб и гимн. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Например, «номинацией дня» заявлено выбор утраченного качества «дружелюбие». Жители «улиц» в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Председателей правительства города «НОМИНАШКУ» - звезду, которая засияет над жителями определённого «дома» (отряда). К концу смены жители «улиц» (отрядов), набравшие большее количество «НОМИНАШЕК», приобретают силу, способную вернуть прежнюю жизнь всем жителям Города. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. Не стандартное решение проблем; Дружные и сплоченные отношения в отряде; Активная позиция в игре; Ответственные действия и поступки и др.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в «семейном» уголке. Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день, как день и т.д. Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе. В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере. На большой карте города существует «барометр дела». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре, как, по их мнению, прошёл день. Качество дела (дня) определяется по двум критериям: 1. Оценка качества дела педагогами. 2. Оценка дела детьми. Параметры для оценки педагогов: 1. Организация работы. 2. Содержательная насыщенность. 3. Эмоциональность. 4. Включённость детей. 5. Качество Параметры для оценки детей: 1. Важно. 2. Интересно. 3. Дружно. 4. Полезно. 5. Впервые.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия. В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. (Душевность, Отзывчивость, Дружелюбие, Целеустремлённость, Добродушие). В начале смены вводится игра – «Помоги озеленить город». Каждый цветок и деревце – символ качества: юмора, знаний, дружбы, смелости, здоровья, спорта и т.д. Чтобы озеленить город, надо проявить себя в деле и выиграть свой символ по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше номинашек и собрать символы. На гала-концерте в конце смены улицы города засияют различными цветами и деревьями, номинашки, собранные детьми, образуют улицы, а дети – веселятся. Название смены – Зелёный город. Легенда Зелёного города Далеко-далеко на земле стоял город. Жителям в нём было холодно и грустно и они много путешествовали в надежде найти себе уют. Однажды, двигаясь в безмолвии далеко от своего города, они увидели необычный город. Жители в нём были такие весёлые и здоровые: они пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия - мечтали подрасти и вести всех за собой. Это был красивый город полон различных зелёных насаждений. Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил этот город, забрав с собой все краски зелени, оставив жителям домов по одному листочку, который соответствовал определённому качеству. (Красный цвет– душевная красота, Оранжевый цвет- отзывчивость, Жёлтый цвет – желание помогать людям, Зелёный цвет – здоровье). Всем показалось, что уже никогда не загорится костёр романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут свершаться волшебные дела и большие открытия. Путникам захотелось помочь ребятам. Но суров закон природы! Стихия никого и ни чего не жалеет. Надо помочь жителям этого города, который был таким чистым и красивым, иначе они погибнут! Нет, они не погибнут! Мы заберём их с собой и превратим наш город в вечноцветущий сад. Достигнув своего города, жители , вместе с гостями принялись озеленять его различными цветами и деревьями и стали дарить друг другу частичку своего света, тепла. Жители стали стремиться поддерживать экологическое состояние города, мечтая о прекрасном. Вместе они выбрали главные достояния города, тогда он стал зелёным. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир, и как важно его охранять. Так появился Зелёный город.
Законы Зелёного города: Закон чистоты: Чистота нам всем вокруг Дарит свежесть и уют. С ней в любое время года Яркой выглядит природа! Закон здоровья: Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня! Закон милосердия: Окажи друзьям внимание – В ответ получишь понимание. Будь приветлив, не дерись, А подрался, так мирись! Закон творчества: Пой, играй, твори, дерзай! Номинашки получай! Номинашки соберёшь, Приз за них себе возьмёшь! ― Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно! Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе прояви его к окружающим Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе. Понятийный словарь смены: « Зелёный город» - лагерь дневного пребывания при отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» - «номинашки» – награда за успехи в лагере, (обмениваются в конце смены на призы). - Жители города – дети лагеря. - улицы, дома – отряды, Отрядное место – цветочная площадь; - столовая – кафе «Пятачок»; - воспитатели – экологи; - начальник лагеря – мэр Зелёного города; - мед. работник – лекарь Зелёного города; - городской Совет – планёрка педагогов лагеря; - долина спорта – спортивная площадка лагеря Заповеди воспитателя (Приложение №1) Кричалка: Утро новое взойдёт Над любимым городом! Хорошо встречать восход! -Здорово? -Здорово! Впереди наш путь лежит Зелёными тропами. Хорошо нам в дружбе жить! -Здорово? -Здорово! С нами песенка в пути. Звонкая. Задорная. С ней по лагерю идти -Здорово? -Здорово! Девиз: Я, Ты, Он, Она! Вместе - дружная семья! Вместе - дружная семья! В слове «Мы» сто тысяч «Я»! Декларация (клятва жителей Зелёного города) (Приложение №2) Права жителей города: Права безопасности жизни. Право свободного общения. Права уважения личности. Право на информацию. Право творческого созидания. Право на инициативу. Право познания. Право быть счастливым. Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.
10.Условия реализации программы. Научно-методическое обеспечение программы: Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки. Должностные инструкции всех участников процесса. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы. Проведение ежедневных планёрок. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Материально-техническое обеспечение. 1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий. 2. Материалы для оформления и творчества детей. 3. Наличие канцелярских принадлежностей. 4. Мультимедийное оборудование. 5. Призы и награды для стимулирования.
Факторы риска
13. Ожидаемые результаты программы. При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Основные результаты разработки и реализации настоящей программы: • усовершенствование программного обеспечения отдыха и досуга детей во время летнего каникулярного отдыха в условиях лагеря; • определение перспектив дальнейшего развития программы; • создание безопасной, комфортной обстановки и психологической атмосферы для детей и педагогов лагеря. • при хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. • предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Реализация данной программы позволит: детям и подросткам: • развить творческий потенциал и познавательную активность через групповые и индивидуальные формы работы; • осуществить осознанный выбор социальной роли в рамках предложенных игровых моделей смен; • приобрести опыт коллективного творчества, толерантного общения, выработки индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения; • осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний об экологии родного края и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине и природе.
педагогам: • выйти на уровень сотворчества детей и педагогов; • приобрести навыки в работе по формированию здорового образа жизни детей, проектирования и конструирования эффективных средств общения с детьми и сотрудниками; • приобрести новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности.
Критерии эффективности программы Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности: Постановка реальных целей и планирование результатов программы. Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат. Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы. Творческое сотрудничество взрослых и детей.
14. Мониторинг воспитательного процесса. Диагностика. Вводная диагностика. Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; планёрки администрации лагеря, вожатых и воспитателей. Пошаговая диагностика. Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах. Итоговая диагностика. Анкетирование
Методическая литература и источники.
1.2. Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. – М.: , 2008г. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2011. 2. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008. 3. Педагогика каникул. // Народное образование №3, 2012. 4. Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. – М.: , 2011г. 5. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г. 6.Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2007 г. 7.Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2008 г. 8.Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г. 9.Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г. 10. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г. 11. СанПиН 2.4.4.2599 - 10
Приложение План-сетка мероприятий 1 сезон.
15. План – сетка 2 сезон
Диагностика. Вводная диагностика. Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей. Пошаговая диагностика. Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах. Итоговая диагностика. Анкетирование Беседы в отрядах.
План работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере
Режим дня в лагере дневного пребывания при отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ№3» Лето 2017 г.
Внутришкольный контроль за реализацией программы летнего отдыха 2017 г
Диагностика. Вводная диагностика. Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; планерки администрации лагеря, воспитателей. Пошаговая диагностика. Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах. Итоговая диагностика. Анкетирование Беседы в отрядах. Анкета личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь? 2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё? 3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.? 4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день? 5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел? 6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему? 7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену? 8. Что ты рассказываешь дома о лагере? 9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»). 10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря? 11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере? 12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых? 13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)? Анкеты (на входе) Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы: Фамилия, имя, отчество_________________________________________
О себе хочу дополнительно сообщить ____________________________
Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь. Что тебе понравилось в лагере?_______________________________________ Что тебе не понравилось?____________________________________________ Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?_________ Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?_______________________ Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?_______________ Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? ________ Было ли скучно в лагере?_____________________________________________ Было ли тебе страшно?________________________________________________ Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? Что бы ты хотел (а) пожелать себе?_____________________________________ Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?____________________________ Самое важное событие в лагере? Было или оно?__________________________ Твое имя, фамилия и автограф на память _________________________________ Анкета «Чему я научился в лагере» (на выходе): 1. Чему я научился в лагере?
2. Моими друзьями по отряду стали:
Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией работы лагеря Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
|