Анализ методической работы за 2013-2014 учебный год

 

Анализ

методической работы

за 2013 – 2014 учебный год

МАОУ  « Ламенская СОШ»

     Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Это основной  вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя и представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями  в целях овладения методами и приемам учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Задачи методической работы на 2013 – 2014 учебный год 

·         Внедрение достижений передового педагогического опыта

·         Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен педагогическими находками

·         Приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам школы

·         Непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания

·         Развитие общей эрудиции учителя

·         Формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы

                                    Методическая тема на 2013-2014 учебный год: 

«Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании творческой личности»

      Основная  цель методической деятельности школы: развитие творческого потенциала учителя ,направленного на формирование и развитие личности ученика
     Исходя из этого, были определены задачи:

        проведение диагностики методического уровня учителя;

        совершенствование методической работы;

        повышение уровня работы с одаренными детьми.

      В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;

- работа методического совета – коллективная методическая деятельность творческой группы учителей;

- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

- работа с молодыми специалистами  - консультативно-информационная деятельность;

- диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика;                                                                                                                            

       Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальную и групповую работу со слабоуспевающими и одаренными обучающимися, коррекцию знаний обучающихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков обучающихся, повышение мотивации к обучению у обучающихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

        При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

        

Формы методической работы, используемые в школе:

- тематические педагогические советы;

- методический совет;

- методические объединения учителей;

- работа учителей над темами самообразования;

- открытые уроки;

- творческие отчеты;

- предметные недели;

- работа творческих групп;

- работа с молодыми специалистами;

- работа с вновь пришедшими учителями;

- методические семинары;

- «круглые столы»;

- консультации по организации и проведению урока;

- организация работы с одаренными детьми;

- разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока; систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов;

- конкурсы методического мастерства;

- педагогический мониторинг;

- организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;

- аттестация;

-интерактивные формы и методы методической работы: коучинг, проектирование ,педагогические дебаты, мозаика проблем 

Внутришкольный контроль 

     В основу внутришкольного контроля закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно - воспитательного процесса.

     Цели внутришкольного  контроля: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов.

     Осуществление контроля велось по следующим направлениям:

- состояние знаний, умений, навыков обучающихся;

- ведение школьной документации;

- выполнение всеобуча;

- состояние преподавания учебных предметов; 

     В течение 2013-2014 учебного года в рамках внутришкольного контроля проводились текущая и промежуточная аттестации, посещение уроков, проверка школьной документации. Посещение уроков было организовано в рамках классно-обобщающего контроля, аттестации педагогов, подготовки к ГИА.    

Основные направления посещений и контроля уроков:

- профессиональная компетентность молодых специалистов;

- методическая грамотность учителей;

- создание условий для самовыражения личности и ее познавательной активности;

- освоение стандартов начального общего образования;

- индивидуальная работа с детьми по подготовке к государственной

( итоговой) аттестации;

- использование современных информационных технологий в процессе обучения;

     Посещенные уроки показали,   что учителя уверенно владеют учебным материалом, владеют методикой преподавания предмета, часто используют на уроках дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные), владеют ИКТ-технологиями (Зорина В.Г, Воронина Л.Ю.,Дьякова А.Л.,Малышев Н.В, Кириленко Е.Н,Горелко Н.Г ) 

Проведение педагогических советов 

      Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

 

 В 2013-2014 учебном году были проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:

1.Мотивация учения- основное условие успешного обучения

(протокол №3 30.10.2013г.)

2. Контрольно-оценочная деятельность педагога –условие успешной итоговой аттестации(протокол №4 05.02.2014г.)

  Позитивные тенденции: в обсуждении тем педсоветов принимало участие большинство педагогов, происходил обмен мнениями, слушались советы, предложения по улучшению работы учителя, администрации, общественности, детского ученического самоуправления; проводилась работа в группах; обсуждались и принимались локальные акты; ставились конкретные задачи, планировалось их решение.

    Негативные тенденции: при подготовке и проведении педсоветов не привлекалось родительское мнение; не все педагоги включались в деятельность по выполнению решений педсоветов. Это необходимо учитывать при организации методической работы в новом учебном году. 

Работа методического совета школы 

     Методический совет школы возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В него входят руководители методических объединений.

     Состав методического совета школы:

Председатель – Иванова Т.М., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Члены совета:

Зорина В.Г.,педагог-организатор;

Климова Г.Г., руководитель МО учителей гуманитарных наук;

Карпушенко Т.В.., руководитель МО учителей естественно-математических наук

Воронина Л.Ю., руководительМО классных руководителей.

     В течение учебного года было проведено 4 заседания методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:

1.  Утверждение плана методической работы на 2013-2014 учебный год.

    Согласование рабочих программ. 

    Анализ обеспеченности учебниками.

    Составление УМК.

2. Система работы с одарёнными детьми.

    Обсуждение плана проведения предметных недель и школьного этапа Всероссийской олимпиады.

    Определение содержания, форм повышения квалификации педагогов школы.

    Анализ участия обучающихся в мероприятиях различного уровня.

3.  Работа педагогического коллектива по повышению качества образования.

     Система работы по подготовке обучающихся 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации.

     Итоги участия школьников в различных олимпиадах и предметных неделях.

Изучение и использование педагогами в своей деятельности современных педагогических технологий, методов, приёмов и способов успешного обучения и воспитания. Анализ повышения квалификации, мастерства и категорийности педагогов школы.

4. Утверждение экзаменационного материала для проведения  промежуточной аттестации.

    Анализ работы методического совета за 2013 – 2014 учебный год.

     

     Следует отметить разнообразные формы проведения методического совета, важность рассматриваемых вопросов.

Позитивные тенденции:    активизация работы методического совета школы.

Негативные тенденции:    Недостаточная активность и инициативность членов методического совета (причины: нехватка времени из-за большой загруженности, профессиональная усталость).

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций:   

более четкое планирование и распределение нагрузки между членами методического совета, вовлечение в работу новых членов, применение личностно-ориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках методического совета.  

Работа методических объединений

      Главными звеньями в структуре методической службы школы являются методические объединения. В школе сформировано 3 объединения, каждое из которых работает над своей методической темой, связанной с темой школы. В своей деятельности  ориентируются на организацию методической  помощи учителю. ШМО учителей естественно-математических наук на семинаре «Системно -деятельностный подход и формирование естественно-научных знаний учащихся» рассмотрело следующие вопросы: психодидактика, деятельность как основной инструмент формирования компетентностей ,технология системного усвоения знаний. Проведены открытые уроки по теме семинара, деловая игра «Час методических находок».На втором семинарском занятии по теме «Развитие исследовательских способностей учащихся» были рассмотрены вопросы: «Проектная деятельность обучения в условиях современной школы (Елфимова Т.И.)»Формирование учебно-исследовательской культуры»(Воронина Л.Ю.) «Развитие исследовательских способностей учащихся «(Идерева Л.И) На заседаниях ШМО гуманитарных наук рассматривались вопросы по нормативно-правовому обеспечению учебно-воспитательного процесса:1.О зачетно –накопительной системе повышения квалификации учителя (Иванова Т.М.)2.Мифы технологического подхода в образовании (Климова Г.Г)3.Подготовка и проведение промежуточной аттестации предметов гуманитарного цикла, итоговой аттестации в формате ГИА предметов по выбору учащихся в 9 классе. Педагоги ШМО познакомились с видео записью мастер-классов лучших учителей по темам: «Проектирование учебного процесса через систему учебных задач и ситуаций», «Тема текста» Н.Н.Каменковой, учителя начальных классов лицея №6 города Миасс Челябинской области и Мальцевой С.С, учителя русского языка и литературы лицея №34 г. Тюмени. После просмотра мастер-классов  обсудили представленный опыт. На заседаниях ШМО гуманитарных наук были прослушаны отчеты по теме самообразования учителей, аттестующихся на соответствие занимаемой должности (КлимовойГ.Г.,Малышева Н.В,Иванцовой И.В.

                                                                                                                      

     На заседаниях методических объединений обсуждались следующие вопросы:

1.    Утверждение плана работы МО на 2013-2014 учебный год и рассмотрение рабочих программ.

2.    Подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.

3.    Анализ административных контрольных работ (2-11 классы), диагностических и тренировочных работ (9-11 классы).

4.    Проблемы  преемственности между первой и второй образовательными ступенями.

6.    Итоги адаптации обучающихся 5,10 классов.

7.    Внедрение современных  технологий в адаптивный урок с целью повышения мотивации обучающихся.

8.  Внеклассная работа по предмету.

9.Планирование проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады и предметных недель.

10. Аттестация педагогических работников.

11. Обсуждение экзаменационных материалов для промежуточной аттестации

13. Результаты государственной (итоговой) аттестации.

14. Анализ работы ШМО за 2013-2014 учебный год. 

     Силами учителей ШМО проводилась входная и промежуточная диагностика знаний и умений  обучающихся.

     Основные мероприятия, проведенные ШМО за прошедший учебный год:

- предметные недели;

- школьный этап предметных олимпиад;

- интеллектуальные конкурсы («Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок», «Британский бульдог», ЧиП , «Пегас», «Рубикон», «Грамотей»).

- мероприятия различного уровня.

Позитивные тенденции: в целом работа методических объединений за 2013-2014 учебный год была признана хорошей

Негативные тенденции: недостаточное освоение новых форм работы. Это необходимо учесть при планировании работы на новый учебный год.

Освоение современных педагогических технологий 

     Работая над методической темой, учителя школы продолжали осваивать в течение учебного года современные образовательные технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. В педагогической деятельности каждого учителя должна быть использована педагогическая технология.

Образовательные технологии, ,

используемые педагогами школы

 

Технология, элементы ОТ

Предмет

Учитель

Адаптивная система обучения

На большинстве предметов 

75%

КСО

На большинстве предметов

73%

                        ИКТ

На всех предметах

(кроме технологии)

97%

         Критическое мышление

Русский язык

Литература

История

Обществознание

 Иванова Т.М,

ЗоринаВ.Г.

Кириленко Е.Н.

Иванцова И.В

Проблемное обучение

Русский язык

Химия

Биология

Физика

Математика

Информатика

Кириленко Е.Н.

Суханова Л.К,

Ескова Н.С

Карпушенко Т.В.

Воронина Л.Ю.

Разноуровневое обучение

Русский язык

Литература

 

 

Зорина В.Г

Иванова Т.М

Кириленко Е.Н

Развитие исследовательских навыков

Элементы технологии используются на большинстве  предметов базового компонента

Учителя предметов естественно-математических наук

Проектные методы обучения

Литература

Химия

Физика

Биология

География

Информатика

Черчение

.Иванцова И.В

Суханова Л.К

Карпушенко Т.В

Ескова Н.С

Воронина Л.Ю

Дьякова А.Л

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

История

Обществознание

Литература

Английский язык

Кириленко Е.Н

Малышев Н.В

Иванова Т.М.

Климова Г.Г

Технология «ИСУД»

«Индивидуальный стиль учебной деятельности»

 

На большинстве предметов 

80%

 

 

  

    Позитивные тенденции: если в 2011-2012, 2012-2013 учебных годах учителя-предметники эпизодически использовали элементы многих технологий, то в текущем году возросло и количество педагогов, использующих технологии, и количество самих технологий, повысился также и уровень владения этими технологиями. 

Хочется надеяться, что в 2014-2015 учебном году данная тенденция будет продолжаться.

Повышение квалификации

Администрация школы ведет учет прохождения курсовой подготовки ,участия педагогов в заседаниях РМО ,районных и кустовых ЕМД. Курсовая подготовка проводится согласно плану,в 2013-2014 учебном году прошли курсы повышения квалификации Малышев Н.В. КлимоваГ.Г Зорина В.Г Суханова Л.К. ИвановаТ.М. ИванцоваИ.В. Кириленко Е.Н.
Ескова Н.С.Посетили областные семинары: ЕсковаН.С, ИвановаТ.М., ШтайнбахЕ.Н. Иванцова И.В. ДьяковаА.Л. КальниковаН.Г, РеброваИ.А.

В школе проводится работа по аттестации педагогических кадров. Из 16 учителей школы имеют высшую категорию7 педагогов,первую-4,аттестованы на соответствие занимаемой должности 4 педагога школы и 3 воспитателя детского сада.В 2013-2014 учебном году 3 педагога прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию (ГорелкоН.Г, ЗоринаВ.Г, Иванов А.В.). Продолжалась работа по освоению и внедрению перспективных педагогических технологий

-используются в работе информационные технологии, направленные на организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, что отвечает современным требованиям к  формированию конкуретноспособной личности.100%педагогов владеют навыками работы ПК,80% активно используют ИКТ в образовательном процессе. В ходе коучинг-сессии освоена педагогами технология «ИСУД» Н.Л.Галеевой




Работа педагогического коллектива по развитию интеллектуальных способностей обучающихся и выявлению одаренных детей

           В начале 2013-2014 учебного года была спланирована и осуществлялась работа по развитию интеллектуальных способностей  обучающихся и выявлению одаренных детей.

Основные цели:                                                                                                                                                       

- популяризация предмета и повышение интереса к нему среди обучающихся;

- выявление одаренных детей;

- предоставление обучающимся возможности соревноваться между собой в конкурсах разного уровня;

- повышение квалификации учителей и активизация внеклассной и внешкольной работы.

В целях создания условий для развития одаренных детей ведется банк данных по одаренным детям, разработаны перспективные планы работы с одаренными детьми каждым учителем-предметником ,утверждены и реализуются рабочие программы учителей по организации внеурочной деятельности. Совместная  проектная и исследовательская деятельность обучающихся и учителей в рамках научно-практической конференции «Земля на ладони» обеспечила рост количества обучающихся ,занимающихся исследовательской деятельностью, участие школьников в муниципальном этапе конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».Система поиска и содействия развитию одаренности детей, отслеживание результатов участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня способствовали росту количества участников, победителей и призеров интеллектуального марафона «Путь к успеху.» Победителями интеллектуального марафона стали ученицы 9 класса Майорова Аня, Стародубова Люда, Кинжалинова Наташа.

Всего в течение учебного года конкурсами и викторинами было охвачено  78%обучающихся, школьным туром олимпиад – 80%  обучающихся;

           Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проходил по 16 предметам в октябре 2013 года в соответствии с нормативно-правовыми документами разного уровня. Победителями стали 33 обучающихся, призерами – 49.,  в муниципальном этапе  принимали участие обучающиеся, являющиеся победителями и призерами школьного этапаВ целях совершенствования процесса подготовки учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку и математике ,внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий проводили занятия в Дистанционной школена базе Новосибирского центра продуктивного образования Воронина Л.Ю ( математика
  5 класс) Зорина В.Г (русский язык 7 класс) Иванова Т.М (русский язык 9класс).

Результаты участия обучающихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 

           25 обучающихся школы в 2013-2014 учебном году приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 8 предметам.

          Результаты участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады в 2013-2014 учебном году в основном удовлетворительные: наши участники были в начале итоговой таблицы по рейтингу. Четыре участника стали призерами. Достойно выступила  на олимпиаде по обществознанию Стародубова Люда 9класс,(учитель КириленкоЕ.Н) Щелканова Саша 8класс по технологии,(Учитель Елфимова Т,И.),Ившин Петр 8класс по технологии (учитель МалышевН.В)Абышев Иса11класс по ОБЖ(учитель Иванов А.В.). Результаты участия обучающихся 4 класса тоже хорошие. Стали призерами Рябченко Оксана по литературному чтению и Крылова Варя по технологии

Итоги проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников были подведены на педсовете по итогам 1 четверти.

Выводы: методическая работа в школе ведется планомерно, направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развития творческого потенциала педагогического коллектива в целом. В основном поставленные задачи методической работы на 2013-2014 учебный год выполнены. Повысился профессиональный уровень учительского мастерства, созданы определенные условия для перехода на ФГОС второго поколения, обучающиеся принимают активное участие в конкурсах, многие учителя применяют в своей работе современные педагогические технологии. Работу коллектива над методической темой признать удовлетворительной.      Однако существуют проблемы по организации обеспечения современного уровня преподавания, повышения качества знаний обучающихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  В новом учебном году необходимо продолжить работу по повышению качества образования; привлечению обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах; повышению профессионального мастерства педагогов, привлечению их к участию в профессиональных конкурсах.

Задачи методической работы на 2014 – 2015 учебный год

1. Повышать профессиональную компетентность педагогов в обеспечении эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Стимулировать учителя к применению новых методик обуче­ния, внедрению в практику новых педагогических технологий.

3. Обеспечивать высокий методический уровень всех видов занятий с целью повышения качества образования обучающихся.  

4. Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей.

5. Активизировать работу методических объединений школы.

6. Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся. 

Методическая тема на 2014-2015 учебный год:

«Совершенствование методической работы школы по развитию профессионализма педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Задачи методической работы:

1. Осуществление диагностики методических затруднений педагогов,  оказание им своевременной методической помощи  
2.Изучение обобщение и распространение лучших образцов эффективной педагогической практики

3.Оказание практической помощи молодым педагогам по вопросам преподавания предмета

 4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий, в том числе развивающих,  здоровьесберегающих, информационных

5. Методическое сопровождение исследовательской деятельности педагогов и учащихся.