МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОЛЫШМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «РОДНИЧОК»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педсовета Директор МА ДОУ
МА ДОУ Голышмановский Голышмановский детский
детский сад №5 «Родничок» сад №5 «Родничок» Протокол №___от ______ Т.Н. Ступникова
« » _______2014г. «__»__________2014г.
Основная
образовательная
программа
р.п. Голышманово, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п\п |
Наименование разделов |
I |
Целевой раздел |
|
Основная часть |
1 |
Пояснительная записка: |
|
|
|
|
|
|
2 |
Планируемые результаты освоения программы |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
II |
Содержательный раздел |
|
Основная часть |
1 |
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях |
2 |
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
3 |
способы и направления поддержки детской инициативы |
4 |
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
5 |
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
III |
Организационный раздел |
|
Основная часть |
1 |
Описание материально-технического обеспечения программы |
2 |
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
3 |
Распорядок дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
4 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
IV |
Краткая презентация программы |
V |
Литература |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Образовательная программа МАДОУ Голышмановский детский сад №5 «Родничок» представляет собой нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Цель программы:
Позитивная социализация и всесторонне развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа строится на основании следующих принципов:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
- Принцип интеграции дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
- поведение и деятельность дошкольника представляет собой "еще не достаточно дифференцированное целое" (Выготский Л.С.);
- "схватывание" целого раньше частей, позволяет индивиду «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.);
- «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.).
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
Формы реализации принципа интеграции:
1) интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы
2)интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
3)интеграция детских деятельностей
Комплексно-тематический принцип:
1)объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»
2)виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»
3)тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей
Обязательная часть образовательной программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
•социально-коммуникативное развитие;
•познавательное развитие;
•речевое развитие;
•художественно-эстетическое развитие;
•физическое развитие.
Социально–коммуникативное развитие направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие:
• развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие:
• развитие физических качеств (координация и гибкость);
• правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук;
• правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка:
1) бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) = агрессивность доступной для ребенка информации;
2) культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью = разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
3) сложность окружающей среды с технологической точки зрения = нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям = формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка;
4) быстрая изменяемость окружающего мира = новая методология познания мира = овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;
5) быстрая изменяемость окружающего мира = понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации = отбор содержания дошкольного образования = усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;
6) агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов = негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое = возрастание роли инклюзивного образования = влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемые результаты освоения программы
Требования к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражанием;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
……
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В таблицах
Способы поддержки детской инициативы
в освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
3 - 4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность
•Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка
•Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях
•Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей
•Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу
•Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей
•Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости
•В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе
•Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности
•Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям
•Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность
4 - 5 лет Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира
•Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду
•Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»)
•Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку
•Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, создавать «дома», укрытия для игр
•Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы
•Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность
•Соблюдать условия участия взрослого в играх детей: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми
•Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения
•Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день
5 – 6 лет Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение
•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку
•Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей
•Поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей
•При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу
•Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам
6 – 8 лет Приоритетная сфера инициативы – научение
•Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта
•Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
•Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности
•Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников
•Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого
•Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами
•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей
•При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения
•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам
Способы поддержки детской инициативы
в освоении образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
2 - 3 года:
•По указанию ребенка создавать для него изображения или лепку, другие изделия.
•Содержать в открытом доступе изобразительные материалы.
•Поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
3 - 4 года:
•Всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла.
4 - 5 лет:
•Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5 - 8 лет:
•Устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ.
•Организовывать концерты для выступления детей и взрослых.
Система работы с родителями
в условиях модернизации дошкольного образования
Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, статья 63, пункт 1; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1) потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Трудности педагогов в работе с родителями определяют целенаправленную работу по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьей.
Эта работа состоит из нескольких направлений:
ü Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
ü Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
ü Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
ü Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями.
ü Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
ü Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
- Ø открытость детского сада для семьи;
- Ø сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Ø создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.
v Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
v Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
v Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
v Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей.
Данную модель можно разделить на три блока:
•информационно-аналитический,
•практический,
•контрольно-оценочный.
Информационно-аналитический блок включает:
•сбор и анализ сведений о родителях и детях,
•изучение семей, их трудностей и запросов,
•выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Для сбора необходимой информации нужно разработать анкету для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.
Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов:
опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.
Данный блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);
II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.
Второй блок условно назван “практическим”. В рамках блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей нужно провести ряд встреч, на которых они будут иметь возможность познакомиться и получить первичную информацию.
Работа с семьей оценивается педагогами не по количеству мероприятий, нужно анализировать их качество и насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.
Для этого вводится третий блок – контрольно-оценочный. В него включен анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.
Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются:
- оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы,
- групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей |
|
1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ |
|
Педагоги |
Родители |
Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей) |
Сбор информации (знакомство с детским садом, адаптация) |
2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ |
|
Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты) |
Встреча со специалистами. Просмотр открытых занятий, мероприятий |
3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
|
Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, «День матери», творческая мастерская. Выбор содержания, форм с семьей ребенка |
Получение консультативной индивидуальной помощи
|
4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ |
|
Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы, выставки, вечер вопросов и ответов |
Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, дискуссионный клуб |
Виды детской деятельности |
Игровая сюжетно-ролевая игра игра с правилами другие виды игр |
Коммуникативная Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
Познавательно - исследовательская исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд самообслуживание бытовой труд в помещении бытовой труд на улице |
Конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала) |
Изобразительная рисование лепка аппликация |
Музыкальная восприятие и понимание смысла музыкальных произведений пение музыкально – ритмические движения игра на детских музыкальных инструментах |
Двигательная овладение основными движениями |