образовательная программа учреждения

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОЛЫШМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «РОДНИЧОК»

 

 

 

ПРИНЯТО                                                                  УТВЕРЖДЕНО

на заседании педсовета                                             Директор МА ДОУ

МА ДОУ Голышмановский                                     Голышмановский детский

детский сад №5 «Родничок»                                    сад №5 «Родничок»                                                                                                                                                                             Протокол №___от                                                      ______  Т.Н. Ступникова

«    » _______2014г.                                                    «__»__________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная

образовательная

программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Голышманово, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п\п

Наименование разделов

I

Целевой раздел

 

Основная часть

1

Пояснительная записка:

 

  • цели и задачи программы

 

  • принципы и подходы к формированию программы

 

  • значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 

2

Планируемые результаты освоения программы

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

II

Содержательный раздел

 

Основная часть

1

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных  областях

2

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

3

способы и направления поддержки детской инициативы

4

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

5

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

III

Организационный раздел

 

Основная часть

1

Описание материально-технического обеспечения программы

2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3

Распорядок дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

4

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

IV

Краткая презентация программы

V

Литература

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

  Образовательная программа МАДОУ Голышмановский детский сад №5 «Родничок» представляет собой нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

  Программа  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Цель программы:

Позитивная социализация и всесторонне развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

1)      охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)      обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3)      обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4)      создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)      объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)      формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7)      обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

8)      формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)      обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа строится на основании следующих принципов:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  3. Принцип интеграции дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:

- поведение и деятельность дошкольника представляет собой "еще не достаточно дифференцированное целое" (Выготский Л.С.);

- "схватывание" целого раньше частей, позволяет индивиду «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.);

- «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.).

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Формы реализации принципа интеграции:

1) интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы

2)интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса

3)интеграция детских деятельностей

 

Комплексно-тематический принцип:

1)объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»

2)виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»

3)тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей

 

Обязательная часть образовательной программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

•социально-коммуникативное развитие;

•познавательное развитие;

•речевое развитие;

•художественно-эстетическое развитие;

•физическое развитие.

 

Социально–коммуникативное развитие направлено на:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

•   развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие:

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно - эстетическое развитие:

• развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Физическое развитие:

• развитие физических качеств (координация и гибкость);

• правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук;

• правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

• овладение подвижными играми с правилами;

• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Современная социокультурная ситуация развития ребёнка:

1) бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) = агрессивность доступной для ребенка информации;

2) культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью  = разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;

3) сложность окружающей среды с технологической точки зрения = нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям = формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка;

4) быстрая изменяемость окружающего мира = новая методология познания мира = овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;

5) быстрая изменяемость окружающего мира = понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации = отбор содержания дошкольного образования = усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;

6) агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов = негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое = возрастание роли инклюзивного образования = влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Планируемые результаты освоения программы

Требования к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

 

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражанием;

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Часть, формируемая участниками

образовательных отношений

……

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

В таблицах

 

Способы поддержки детской инициативы

в освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

3 - 4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность

•Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка

•Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях

•Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

•Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу

•Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей

•Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости

•В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе

•Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности

•Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям

•Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков

•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность

 

4 - 5 лет Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира

•Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду

•Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»)

•Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку

•Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, создавать «дома», укрытия для игр

•Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы

•Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность

 

•Соблюдать условия участия взрослого в играх детей: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми

•Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения

•Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых

•Привлекать детей к планированию жизни группы на день

 

5 – 6 лет Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение

•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку

•Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей

•Поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей

•При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры

•Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу

•Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.

•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам

 

6 – 8 лет Приоритетная сфера инициативы – научение

•Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта

•Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.

•Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности

•Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников

•Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого

•Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами

•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей

•При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры

•Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения

•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам

 

 

Способы поддержки детской инициативы

в освоении образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

2 - 3 года:

•По указанию ребенка создавать для него изображения или лепку, другие изделия.

•Содержать в открытом доступе изобразительные материалы.

•Поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

 

3 - 4 года:

•Всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла.

 

4 - 5 лет:

•Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

 

5 - 8 лет:

•Устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ.

•Организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

 

 

 

Система работы с родителями

в условиях модернизации дошкольного образования

 

Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, статья 63, пункт 1; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1) потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

 

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

 

Трудности педагогов в работе с родителями определяют целенаправленную работу по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьей.

Эта работа состоит из нескольких направлений:

ü Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.

ü Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.

ü Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.

ü Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями.

ü Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.

ü Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.

 

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:

  • Ø открытость детского сада для семьи;
  • Ø сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Ø создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

 

Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.

 

 

v Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

v Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

v Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

v Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

 

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей.

Данную модель можно разделить на три блока:

 

•информационно-аналитический,

•практический,

•контрольно-оценочный.

 

Информационно-аналитический блок включает:

•сбор и анализ сведений о родителях и детях,

•изучение семей, их трудностей и запросов,

•выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

 

Для сбора необходимой информации нужно разработать анкету для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.

Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов:

опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.

Данный блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

 

Второй блок условно назван “практическим”. В рамках блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей нужно провести ряд встреч, на которых они будут иметь возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Работа с семьей оценивается педагогами не по количеству мероприятий, нужно анализировать их качество и насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.

 

Для этого вводится третий блок – контрольно-оценочный. В него включен анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются:

  • оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы,
  • групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

 

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

 

 

 

 

Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей

1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Педагоги

Родители

Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей)

 

Сбор информации (знакомство с детским садом, адаптация)

2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ

Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты)

Встреча со специалистами. Просмотр открытых занятий, мероприятий

3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Знакомство с опытом семейного воспитания,

традициями, фотовыставки, «День матери», творческая мастерская.

Выбор содержания, форм с семьей ребенка

Получение консультативной индивидуальной помощи

 

4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ

Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы, выставки, вечер вопросов и ответов

Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах,

деловые игры, дискуссионный

клуб

 

 

 

 

 

 

 

Виды детской деятельности

Игровая

сюжетно-ролевая игра

игра с правилами

другие виды игр

Коммуникативная

Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Познавательно - исследовательская

исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними

Восприятие художественной литературы и фольклора

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

самообслуживание

бытовой труд в помещении

бытовой труд на улице

Конструирование из различных материалов

(конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала)

Изобразительная

рисование

лепка

аппликация

Музыкальная

восприятие и понимание смысла музыкальных произведений

пение

музыкально – ритмические движения

игра на детских музыкальных инструментах

Двигательная

овладение основными движениями