Основы семейного воспитания: формирование полоролевых позиций
Полоролевое воспитание является неотделимой частью нравственного воспитания. Первые женщина и мужчина в жизни ребенка - мать и отец. Важнейшие задачи полоролевого воспитания — формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей. Общие цели нравственного воспитания закономерны для детей обоих полов, но надо учитывать, что в структуре личности мужчины и женщины отдельные нравственные качества занимают разное место, имеют разный удельный вес.
Что такое полоролевое воспитание?
Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола.
Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.
Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки.
Семья является важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками.
Первым и главным воспитателем ребенка являются родители. Обращаясь к ним, А.С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». Взаимоотношения родителей, их повседневное поведение являются той моделью, которой подражают дети, на основе которой у них формируются установки, понятия о мужественности и женственности.
С чего начинается полоролевое воспитание?
В буквальном смысле – с пеленок. Полоролевое развитие начинается в период раннего детства и особенно интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Первичная половая идентичность формируется у ребѐнка уже к полутора годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребѐнка. Физическая чистота – залог нравственной. Маленькой девочке или мальчику очень важно почувствовать чистоту своего тела, запомнить это приятное ощущение. Тогда дети сами стремятся к этому, и нужные гигиенические навыки прививаются легко и быстро. Грязь в любых формах становится им неприятна. А это – начало глубинной внутренней чистоплотности. С первых дней ребенок учится отличать горькое от сладкого, полезное – от вредного, чистое – от грязного, хорошее – от плохого. Если вовремя не заложить основы такой ориентировки, мы рискуем вырастить человека со спутанной системой ценностей.
На втором году жизни, еще не выделяя себя среди других людей и не называя себя Я, ребенок уже знает - мальчик он или девочка. «Образ Я» девочки или мальчика в основном складывается у детей уже к трём годам. Важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мама или другие люди в обращении к ребѐнку постоянно подчѐркивают: «Ты - мальчик» или «Ты – девочка». А вот ребѐнок четвёртого года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков. Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей чѐткостью в определении полового образа. В 5-6 лет в ребенке уже отчетливо просматривается будущий взрослый. Это путь от первых биологических, витальных потребностей к духовным интересам, от способности к общению до потребности в нем и умения строить его, от элементарных реакций удовольствия или неудовольствия к чувствам радости, страха, гнева, удивления, любопытства, привязанности, а затем и к переживаниям любви, сострадания, ревности, стыда, дружбы.
Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички и заколки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками и пистолетами, у них короткие волосы». К этому времени ребенок понимает, что пол - это навсегда, и мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, а девочка - женщиной, тетей, мамой. Маленькие дети относятся к своему «телесному» Я и связанным с ним функциям как к вещам совершенно естественным. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами. При этом выясняют признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин. У большинства детей к концу дошкольного возраста этот интерес затухает. Особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выбирает друзей, основываясь на ценностях, которые привили родители. Качества, заложенные в семье, получат развитие в детской группе. В целом полоролевое поведение формируется до двенадцати-тринадцати лет. Ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам. Принято выделять три этапа полоролевого развития ребенка:
- формирование полоролевого сознания;
- 2. усвоение роли (от 5-6 лет до 12-13 лет);
- 3. формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет).
Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина — женственной. Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, то обществу обеспечены стабильность и социальное равновесие. Мужчины с выраженным «мужским» началом и женщины, у которых развито «женское» начало, отличаются легко прогнозируемым поведением, образ действий их достаточно постоянен. Откажитесь от убеждения, что мальчики и девочки — это одно и то же, что мужское всегда лучше женского или, наоборот, что мужчины насквозь неправильны, что женщины — сплошная ошибка природы, что быть представителем одного из полов лучше, чем другого, потому что один пол добрее, умнее, нежнее, сильнее, более воспитан, остроумен, рационален или слабее другого,
что одних воспитывать легче, а с другими справиться труднее, и так далее, и так далее.