Программа здоровья

 

Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья  учащихся

 1 .Введение

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически - да, практически - не получается. Врачи, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негатив-ных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале 20 века основоположник отечественной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне , т. к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4- 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.                             

Основные заболевания выявлены   во время медосмотра   у  учащихся МАОУ «Евсинская СОШ»

№ п/п

Основные заболевания

2013год

1

Инфекционные болезни

0

2

Болезни крови(анемия)

8

3

Болезни эндокринной системы

2

4

Проблемы со  зрением

24

5

Заболеваниясистемы кровообращения

1

6

Заболевания органов дыхания

35

7

Заболевания органов пищеварения

0

8

Заболевания мочеполовой системы

1

9

Заболевания костно-мышечной

60

10

Заболевания нервной системы

17

11

Психические расстройства

7

                                                                         

Результат  медицинского осмотра показал , что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.  Опыт школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных  возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия  образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными  нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинские работники и технический персонал.

 2. Цель программы

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Исходя  из кон-кретной  ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

 

3.Задачи

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и
    целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
    полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  3. Популяризация преимуществ  здорового образа жизни,  расшире-ние      кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

 

  1. Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  2. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

4. Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

 

5. Участники программы

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя - предметники;
  • врачи - специалисты, закреплённые за учреждением;
  • родители.

 

6. Основные направления деятельности

 

Учебно - воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.

 

№ п/п

Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

Сентябрь - ноябрь

2.

Валеологический анализ расписания уроков.

В течение всего учебного года

3.

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-11 классы)

В течение всего учебного года

4.

Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

В течение всего учебного года

5.

Включение вопросов с определённой валеологической  направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физической культуре и ДР.

В течение всего учебного года

6.

Контроль за выполнением норм самообслуживания

Октябрь, декабрь, март

7.

Контроль за правильным использованием ТСО.

Ноябрь, февраль

8.

Валеологический  анализ урока.

Декабрь

9.

Повышение валеологической грамотности учителей.

Январь

10.

Структуирование учебных программ на основе валео логических принципов.

май

 

Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

 

№ п/п

Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Создание «Паспорта здоровья»

Сентябрь - ноябрь

2.

Осуществление контроля за соблюдением норм нагрузки (дневной, недельной, годовой)

Октябрь - март

3.

Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп

Сентябрь - март

4.

Запуск медико - педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учётом сложности программы обучения)

Апрель - май

Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких - либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

 

№ п\п

Название мероприятий

Сроки проведения

1.

Плановый медосмотр

По графику

2.

Мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов

Сентябрь - октябрь

3.

Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов

В течение всего учебного года

4.

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения - отопление, вентиляция, освещённость, водоснабжение, канализация

В течение всего учебного года

5.

Плановая диспансеризация учащихся

 

6.

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

Ноябрь - декабрь

7.

Контроль за состоянием рабочей мебели

Ноябрь, февраль

8.

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации

Октябрь

9.

Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы

По графику

 

Научно - методическая и опытно - экспериментальная работа -скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

 

№ п/п

Название мероприятий

Сроки проведения

 

1.

Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей. В практику учебно – воспитательного процесса.

Декабрь - январь

 

2.

Контроль за недопустимостью использования в
отношении учащихся и учителей непроверенных
оздоровительных систем и методов.

Сентябрь - ноябрь

 

Информационно - просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

 

№ п/п

Название мероприятий

Сроки проведения

 

1.

Использование различных форм массовой
пропаганды здорового образа жизни: организация
лекций, проведение дня здоровья

В течение всего учебного года

 

2.

Использование наглядной агитации: выпуск
стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота особственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

В течение всего учебного года

 

7. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы

7.1.Функции медицинской службы:

-проведение диспансеризации учащихся школы;

-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

-выявление учащихся специальной медицинской группы;

-организация работы кабинетов.

7.2.Функции директора и его заместителей:

-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

-общее руководство по организации валеологической службы в школе;

-общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

-организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

-организация контроля уроков физической культуры;

-обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;                                                                   -разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;

-организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

-организация работы психологической службы и социальной службы в школе.

7.3. Функции классного руководителя:

-санитарно - гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

-организация и проведение профилактической работы с родителями;

-организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работников ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;

-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;

-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

8. Сотрудничество школы с другими учреждениями

 

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Областная больница №11

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, игры для учащихся

Сельский медицинский пункт

Профилактика заболеваний

Осмотры, лекции, беседы, медицинская помощь

 

 

9.  План реализации программы «Здоровье» на 2012-2014 учебные годы

Первый этап (2013-2014 учебный год)

 

1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика

 

№п/п

Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп.

сентябрь

1-11-й

Классные руководители,     учитель физкультуры –Кошин В.Г.

2.

Медосмотры детей в условиях школы

По графику

2-11-й

Доктора Голышмановской больницы № 11,

3.

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Педагог-организатор-Ческидова Л.Г.

4.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1-11-й

Завуч школы –Кошина Т.А. Классные руководители

 

2. Мониторинг психофизического здоровья учащихся

 

 1.

Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического

В течение года

5-11-й

Учитель физкультуры –Кошин В.Г.

 

состояния и

 

 

 

 

функционирования

 

 

 

 

возможностей организма

 

 

 

 

человека

 

 

 

2.

Психологический

Сентябрь -

1,4,5,10-й

Педагог-организатор- Ческидова Л . Г.

 

мониторинг здоровья учащихся:

-тест на адаптацию в

январь

 

 

 

начальной школе, средней

 

 

 

 

школе;

 

 

 

 

-тест на тревожность

 

 

 

 

3. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима в школьном учреждении

 

 1.

Эстетическое

В течение

1-11-й

Классные

 

оформление класса и

школы

года

 

руководители,

педагог-организатор-Ческидова Л.Г.

 

 

 

 

 

2.

Рациональное

В течение

1-11-й

Завуч школы -

 

расписание уроков, не

года

 

Кошина Т.А.

 

допускающее перегрузок

 

 

 

 

(соблюдение требований

 

 

 

 

СанПиНа)

 

 

 

3.

Смотр кабинетов, их

 

Все

 

 

соответствие

 

помещения

 

 

гигиеническим

 

 

 

 

требованиям:

Ежедневно

 

 

 

-проветривание;

1 раз в

 

 

 

-освещение;

неделю

 

 

 

-отопление;

 

 

 

 

-вентиляция;

ежедневно

 

 

 

-уборка

 

 

 

4.

Контроль за качеством

ежедневно

 

Директор школы – Степанова Е.В.

 

питания и питьевым

 

 

 

 

режимом

 

 

 

5.

Диагностика

В течение

 

Завуч школы-

 

загруженности учащихся

года

 

Кошина Т.А.

 

домашними заданиями

 

 

 

6.

Организация активного

постоянно

1-4-й

Классные

 

отдыха на переменах

 

 

руководители

 

4. Медицинское обслуживание 

профилактика заболеваний

1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В течение года

1-11-й

Фельдшера Евсинского ФАПА-Гоняева И.С.,Усиюк С.В.

2.

Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года

1-11-й

Фельдшера Евсинского ФАПА-Гоняева И.С., Усиюк С.В.

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени,полезные советы

В течение года

1-11-й

Фельдшера Евсинского ФАПА-Гоняева И.С.,Усиюк С.В.

 

4.  Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга

 

1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года

1-11-й

Учитель физкультуры –Кошин В.Г.

2.

Подвижные  перемены   с использованием возможностей спортивного зала

В    течение года

1-11-й

Учитель физкультуры-Кошин В.Г. Учителя начальных классов

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных ,областных соревнованиях

В течение года

1-11-й

Классные руководители, учитель физкультуры-Кошин  В.Г.

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий

В течениегода

1-11-й

Учитель физкультуры –Кошин В.Г.  Классныеруководители,педагог-организатор –Ческидова Л.Г.

5.

Работа спортивных секций

В течение года

2-11-й

Учитель физкультуры –Кошин В.Г.

 

5. Профилактика травматизма

 

1.

Занятия по правилам

В течение

1-11-й

Учитель ОБЖ

 

дорожного движения

года

 

Кошин В.Г.

 

(выступление

 

 

Педагог-организатор-Ческидова Л.Г.

 

сотрудников ГИБДД,

 

 

 

 

тематические классные

 

 

 

 

часы, викторины,

 

 

 

 

конкурс рисунков,

 

 

 

 

плакатов)

 

 

 

2.

Тематические уроки по

По

5-11-й

Учитель ОБЖ Кошин В.Г.

 

профилактике

программе

 

 

 

травматизма в рамках

 

 

 

 

курсов ОБЖ

 

 

 

3.

Инструктаж сотрудников

сентябрь

1-11-й

Учитель ОБЖ - Кошин В.Г.

 

школы и учащихся по

 

 

 

 

правилам техники

 

 

 

 

безопасности

 

 

 

 

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Учитель  ОБЖ Кошин В.Г.

 

6. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

 

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, биологии

В течение года

5-11-й

Учитель ОБЖ –Кошин В.Г.               Учитель биологии Степанова Е.В.

2.

Тематические классные часы (Приложение №1)

В течение года

1-11-й

Классные руководители

3.

Вопросы здоровья учащихся на родительских собраниях (Приложение

№2)

В течение года

1-11-й

Классные руководители, педагог-организатор-Ческидова Л.Г.

4.

Конкурсы, викторины (Приложение №3)

По плану

1-11-й

Классные руководители. педагог-организатор-Ческидова Л.Г.

 

7. Развитие материально - технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

 

1.

Оборудование спортзала

Директор школы – Степанова Е.В.

3.

Оборудование кабинетов школы

Директор школы – Степанова Е.В.

4.

Обеспечение учебно - методической литературой

Библиотекарь школы – Агафонов В.В.

 

5.

Приобретение ТСО

Директор школы - Степанова Е.В.

6.

Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей

Директор школы - Степанова Е.В.

 

Второй этап-2014-2015 учебный год.

На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2012-2013 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2013-20114учебный год.

 

Заключение

Данная программа «Здоровье» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

-отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения; -создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни; -просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно - оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 

Тематические классные часы 

1-4 классы

  1. Режим дня.
  2. Закаливание организма.
  3. Культура поведения в общественных местах.
  4. Культура поведения за столом.
  5. Культура питания. «Продукты вредные и полезные»
  6. Мой друг - Мойдодыр.
  7. Культура одежды.
  8. Профилактика простудных заболеваний.
  9. Берегите здоровье смолоду.
  10. Морковкина копилка.

 

5-8 классы

  1. Режим дня.                                                                         
  2. Что такое здоровье?                                                       
  3. Способы укрепления здоровья.                                             
  4. Культура питания.                                                              
  5. Культура одежды.
  6. Гигиена мальчика и девочки.
  7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
  8. О вредных привычках.
  9. О вреде никотина.
  10. 0 вреде алкоголя.
  11. Имя беды -наркотик.
  12. Покончить с грубостью.
  13. Определение здорового образа жизни.

 

9-11 классы

  1. Береги здоровье смолоду.
  2. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
  3. Гармония тела.
  4. Роль спорта в жизни человека.
  5. Как одеваться: стильно, модно, удобно?
  6. Система питания старшеклассника.
  7. Культура гигиены девушки.
  8. Культура гигиены юноши.
  9. Покончить с грубостью.
  10. Победить зло.
  11. Стресс.
  12. Традиции и табакокурение.
  13. Исторические аспекты винопития на Руси.
  14. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.
  15. Почему принимают наркотики.
  16. Когда возникает интерес к наркотикам.
  17. Наркотики и жертвы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 

 

Тематика вопросов на родительских собраниях

  1. Психологические особенности учащегося разного возраста.
  2. Режим дня и гигиенические нормы.
  3. Режим питания.
  4. Как уберечь вашего ребёнка от вредных привычек.
  5. Лекции медработников ФАПА.
  6. Семейные конфликты.

 

Конкурсы, викторины

  1. Конкурсы рисунков:

-   «Осторожно, дети» (по правилам дорожного движения)

-   «Я за здоровый образ жизни!»

-   «Зелёная аптека».

  1. Конкурс плакатов:

-   «Жизнь без наркотиков!»

-   «Нет вредным привычкам!»

  1. Викторины:

- «Красный, жёлтый, зелёный»;
         -«Кушайте на здоровье».

  1. Весёлые старты.
  2. Товарищеские встречи по разным видам спорта.
  3. Зарница.
  4. «А ну-ка, мальчики!»