Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся
1 .Введение
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически - да, практически - не получается. Врачи, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негатив-ных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале 20 века основоположник отечественной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне , т. к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4- 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Основные заболевания выявлены во время медосмотра у учащихся МАОУ «Евсинская СОШ»
№ п/п |
Основные заболевания |
2013год |
1 |
Инфекционные болезни |
0 |
2 |
Болезни крови(анемия) |
8 |
3 |
Болезни эндокринной системы |
2 |
4 |
Проблемы со зрением |
24 |
5 |
Заболеваниясистемы кровообращения |
1 |
6 |
Заболевания органов дыхания |
35 |
7 |
Заболевания органов пищеварения |
0 |
8 |
Заболевания мочеполовой системы |
1 |
9 |
Заболевания костно-мышечной |
60 |
10 |
Заболевания нервной системы |
17 |
11 |
Психические расстройства |
7 |
Результат медицинского осмотра показал , что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Опыт школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинские работники и технический персонал.
2. Цель программы
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Исходя из кон-кретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
3.Задачи
- Отработать систему
выявления уровня здоровья учащихся школы и
целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения. - Создать условия для обеспечения охраны
здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни. - Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расшире-ние кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
4. Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
5. Участники программы
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя - предметники;
- врачи - специалисты, закреплённые за учреждением;
- родители.
6. Основные направления деятельности
Учебно - воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.
№ п/п |
Название мероприятий |
Сроки проведения |
1. |
Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. |
Сентябрь - ноябрь |
2. |
Валеологический анализ расписания уроков. |
В течение всего учебного года |
3. |
Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-11 классы) |
В течение всего учебного года |
4. |
Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов. |
В течение всего учебного года |
5. |
Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физической культуре и ДР. |
В течение всего учебного года |
6. |
Контроль за выполнением норм самообслуживания |
Октябрь, декабрь, март |
7. |
Контроль за правильным использованием ТСО. |
Ноябрь, февраль |
8. |
Валеологический анализ урока. |
Декабрь |
9. |
Повышение валеологической грамотности учителей. |
Январь |
10. |
Структуирование учебных программ на основе валео логических принципов. |
май |
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
№ п/п |
Название мероприятий |
Сроки проведения |
1. |
Создание «Паспорта здоровья» |
Сентябрь - ноябрь |
2. |
Осуществление контроля за соблюдением норм нагрузки (дневной, недельной, годовой) |
Октябрь - март |
3. |
Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп |
Сентябрь - март |
4. |
Запуск медико - педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учётом сложности программы обучения) |
Апрель - май |
Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких - либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
№ п\п |
Название мероприятий |
Сроки проведения |
1. |
Плановый медосмотр |
По графику |
2. |
Мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов |
Сентябрь - октябрь |
3. |
Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов |
В течение всего учебного года |
4. |
Мониторинг санитарного состояния учебного помещения - отопление, вентиляция, освещённость, водоснабжение, канализация |
В течение всего учебного года |
5. |
Плановая диспансеризация учащихся |
|
6. |
Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) |
Ноябрь - декабрь |
7. |
Контроль за состоянием рабочей мебели |
Ноябрь, февраль |
8. |
Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации |
Октябрь |
9. |
Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы |
По графику |
Научно - методическая и опытно - экспериментальная работа -скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
№ п/п |
Название мероприятий |
Сроки проведения
|
1. |
Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей. В практику учебно – воспитательного процесса. |
Декабрь - январь
|
2. |
Контроль за недопустимостью использования в |
Сентябрь - ноябрь
|
Информационно - просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
№ п/п |
Название мероприятий |
Сроки проведения
|
1. |
Использование различных форм
массовой |
В течение всего учебного года
|
2. |
Использование наглядной агитации: выпуск |
В течение всего учебного года |
7. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы
7.1.Функции медицинской службы:
-проведение диспансеризации учащихся школы;
-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
-выявление учащихся специальной медицинской группы;
-организация работы кабинетов.
7.2.Функции директора и его заместителей:
-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
-общее руководство по организации валеологической службы в школе;
-общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
-организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
-организация контроля уроков физической культуры;
-обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; -разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
-организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
-организация работы психологической службы и социальной службы в школе.
7.3. Функции классного руководителя:
-санитарно - гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
-организация и проведение профилактической работы с родителями;
-организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работников ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
8. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение |
Задачи и направления |
Формы взаимодействия |
Областная больница №11 |
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение |
Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь |
ГИБДД |
Предупреждение детского травматизма |
Лекции, беседы, игры для учащихся |
Сельский медицинский пункт |
Профилактика заболеваний |
Осмотры, лекции, беседы, медицинская помощь |
9. План реализации программы «Здоровье» на 2012-2014 учебные годы
Первый этап (2013-2014 учебный год)
1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
№п/п |
Мероприятия |
Срок |
Класс |
Ответственный |
1. |
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп. |
сентябрь |
1-11-й |
Классные руководители, учитель физкультуры –Кошин В.Г. |
2. |
Медосмотры детей в условиях школы |
По графику |
2-11-й |
Доктора Голышмановской больницы № 11, |
3. |
Анализ случаев травматизма в школе |
В течение года |
1-11-й |
Педагог-организатор-Ческидова Л.Г. |
4. |
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни |
В течение года |
1-11-й |
Завуч школы –Кошина Т.А. Классные руководители |
2. Мониторинг психофизического здоровья учащихся
1. |
Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического |
В течение года |
5-11-й |
Учитель физкультуры –Кошин В.Г. |
|
состояния и |
|
|
|
|
функционирования |
|
|
|
|
возможностей организма |
|
|
|
|
человека |
|
|
|
2. |
Психологический |
Сентябрь - |
1,4,5,10-й |
Педагог-организатор- Ческидова Л . Г. |
|
мониторинг здоровья учащихся: -тест на адаптацию в |
январь |
|
|
|
начальной школе, средней |
|
|
|
|
школе; |
|
|
|
|
-тест на тревожность |
|
|
|
3. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима в школьном учреждении
1. |
Эстетическое |
В течение |
1-11-й |
Классные |
|
оформление класса и школы |
года |
|
руководители, педагог-организатор-Ческидова Л.Г. |
|
|
|
|
|
2. |
Рациональное |
В течение |
1-11-й |
Завуч школы - |
|
расписание уроков, не |
года |
|
Кошина Т.А. |
|
допускающее перегрузок |
|
|
|
|
(соблюдение требований |
|
|
|
|
СанПиНа) |
|
|
|
3. |
Смотр кабинетов, их |
|
Все |
|
|
соответствие |
|
помещения |
|
|
гигиеническим |
|
|
|
|
требованиям: |
Ежедневно |
|
|
|
-проветривание; |
1 раз в |
|
|
|
-освещение; |
неделю |
|
|
|
-отопление; |
|
|
|
|
-вентиляция; |
ежедневно |
|
|
|
-уборка |
|
|
|
4. |
Контроль за качеством |
ежедневно |
|
Директор школы – Степанова Е.В. |
|
питания и питьевым |
|
|
|
|
режимом |
|
|
|
5. |
Диагностика |
В течение |
|
Завуч школы- |
|
загруженности учащихся |
года |
|
Кошина Т.А. |
|
домашними заданиями |
|
|
|
6. |
Организация активного |
постоянно |
1-4-й |
Классные |
|
отдыха на переменах |
|
|
руководители |
4. Медицинское обслуживание |
профилактика заболеваний |
|||
1. |
Прививки детей согласно приказам Минздрава |
В течение года |
1-11-й |
Фельдшера Евсинского ФАПА-Гоняева И.С.,Усиюк С.В. |
2. |
Профилактическая работа во время эпидемий |
В течение года |
1-11-й |
Фельдшера Евсинского ФАПА-Гоняева И.С., Усиюк С.В. |
3. |
Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени,полезные советы |
В течение года |
1-11-й |
Фельдшера Евсинского ФАПА-Гоняева И.С.,Усиюк С.В. |
4. Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга
1. |
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры |
В течение года |
1-11-й |
Учитель физкультуры –Кошин В.Г. |
2. |
Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала |
В течение года |
1-11-й |
Учитель физкультуры-Кошин В.Г. Учителя начальных классов |
3. |
Организация школьных соревнований и участие школьников в районных ,областных соревнованиях |
В течение года |
1-11-й |
Классные руководители, учитель физкультуры-Кошин В.Г. |
4. |
Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий |
В течениегода |
1-11-й |
Учитель физкультуры –Кошин В.Г. Классныеруководители,педагог-организатор –Ческидова Л.Г. |
5. |
Работа спортивных секций |
В течение года |
2-11-й |
Учитель физкультуры –Кошин В.Г. |
5. Профилактика травматизма
1. |
Занятия по правилам |
В течение |
1-11-й |
Учитель ОБЖ |
|
дорожного движения |
года |
|
Кошин В.Г. |
|
(выступление |
|
|
Педагог-организатор-Ческидова Л.Г. |
|
сотрудников ГИБДД, |
|
|
|
|
тематические классные |
|
|
|
|
часы, викторины, |
|
|
|
|
конкурс рисунков, |
|
|
|
|
плакатов) |
|
|
|
2. |
Тематические уроки по |
По |
5-11-й |
Учитель ОБЖ Кошин В.Г. |
|
профилактике |
программе |
|
|
|
травматизма в рамках |
|
|
|
|
курсов ОБЖ |
|
|
|
3. |
Инструктаж сотрудников |
сентябрь |
1-11-й |
Учитель ОБЖ - Кошин В.Г. |
|
школы и учащихся по |
|
|
|
|
правилам техники |
|
|
|
|
безопасности |
|
|
|
4. |
Статистика и анализ случаев травматизма в школе |
В течение года |
1-11-й |
Учитель ОБЖ Кошин В.Г. |
6. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1. |
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, биологии |
В течение года |
5-11-й |
Учитель ОБЖ –Кошин В.Г. Учитель биологии Степанова Е.В. |
2. |
Тематические классные часы (Приложение №1) |
В течение года |
1-11-й |
Классные руководители |
3. |
Вопросы здоровья учащихся на родительских собраниях (Приложение №2) |
В течение года |
1-11-й |
Классные руководители, педагог-организатор-Ческидова Л.Г. |
4. |
Конкурсы, викторины (Приложение №3) |
По плану |
1-11-й |
Классные руководители. педагог-организатор-Ческидова Л.Г. |
7. Развитие материально - технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
1. |
Оборудование спортзала |
Директор школы – Степанова Е.В. |
3. |
Оборудование кабинетов школы |
Директор школы – Степанова Е.В. |
4. |
Обеспечение учебно - методической литературой |
Библиотекарь школы – Агафонов В.В. |
5. |
Приобретение ТСО |
Директор школы - Степанова Е.В. |
6. |
Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей |
Директор школы - Степанова Е.В. |
Второй этап-2014-2015 учебный год.
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2012-2013 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2013-20114учебный год.
Заключение
Данная программа «Здоровье» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
-отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения; -создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни; -просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно - оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тематические классные часы
1-4 классы
- Режим дня.
- Закаливание организма.
- Культура поведения в общественных местах.
- Культура поведения за столом.
- Культура питания. «Продукты вредные и полезные»
- Мой друг - Мойдодыр.
- Культура одежды.
- Профилактика простудных заболеваний.
- Берегите здоровье смолоду.
- Морковкина копилка.
5-8 классы
- Режим дня.
- Что такое здоровье?
- Способы укрепления здоровья.
- Культура питания.
- Культура одежды.
- Гигиена мальчика и девочки.
- Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
- О вредных привычках.
- О вреде никотина.
- 0 вреде алкоголя.
- Имя беды -наркотик.
- Покончить с грубостью.
- Определение здорового образа жизни.
9-11 классы
- Береги здоровье смолоду.
- О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
- Гармония тела.
- Роль спорта в жизни человека.
- Как одеваться: стильно, модно, удобно?
- Система питания старшеклассника.
- Культура гигиены девушки.
- Культура гигиены юноши.
- Покончить с грубостью.
- Победить зло.
- Стресс.
- Традиции и табакокурение.
- Исторические аспекты винопития на Руси.
- Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.
- Почему принимают наркотики.
- Когда возникает интерес к наркотикам.
- Наркотики и жертвы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика вопросов на родительских собраниях
- Психологические особенности учащегося разного возраста.
- Режим дня и гигиенические нормы.
- Режим питания.
- Как уберечь вашего ребёнка от вредных привычек.
- Лекции медработников ФАПА.
- Семейные конфликты.
Конкурсы, викторины
- Конкурсы рисунков:
- «Осторожно, дети» (по правилам дорожного движения)
- «Я за здоровый образ жизни!»
- «Зелёная аптека».
- Конкурс плакатов:
- «Жизнь без наркотиков!»
- «Нет вредным привычкам!»
- Викторины:
- «Красный,
жёлтый, зелёный»;
-«Кушайте на здоровье».
- Весёлые старты.
- Товарищеские встречи по разным видам спорта.
- Зарница.
- «А ну-ка, мальчики!»