Анализ учебно-воспитательной работы МАОУ «Ламенская СОШ» за 2013/2014учебный год.

 

Анализ

учебно-воспитательной работы

МАОУ «Ламенская СОШ» за 2013/2014учебный год.

В 2013/2014 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу над реализацией проблемы «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании творческой личности»» и решением соответствующих задач:

·         Внедрение достижений передового педагогического опыта

·         Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен педагогическими находками

·         Приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам школы

·         Непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания

·         Развитие общей эрудиции учителя

·         Формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы 

В 2013-2014 учебном году в I-XI классах обучалось 95 человек: 

Ступени обучения

Средняя наполняемость по ступеням

Количество учащихся

Из них

 

 

 

 девочек

Мальчиков

 

начальная

7

29

14

15

 

основная

10

51

23

28

 

средняя

9

15

9

6

 

ИТОГО:

8,6

95

46

49

  

Основными направлениями правового воспитания в отчетном учебном году оставались:

  • обеспечение социальных гарантий;
  • защита прав ребёнка; 
  • работа с семьёй;
  • работа с детьми из групп риска;
  • формирование правовой культуры. 

 Приоритетным направлением оставалось внедрение здоровьесберегающих технологий в  обучение и воспитание детей и укрепление материально-технической базы школы. 

Учредителем МАОУ «Ламенская СОШ» является муниципальное образование Голышмановский муниципальный район Тюменской области. Отношения Учредителя и Школы определяются заключенным между ними договором.

Управление МАОУ «Ламенская СОШ» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. 

Высшим органом управления школы является конференция школы, в работе которой принимают участие все сотрудники школы, представители родителей (законных представителей) и обучающихся. Конференция созывается ежегодно.

В период между конференциями в 2013-2014 учебном году высшим органом самоуправления являлся  Управляющий Совет МАОУ «Ламенская СОШ». 

Управляющий Совет школы состоял из 11человек. В его состав входили: 

- представители педагогического коллектива (директор школы Иванцова И.В, учитель математики Воронина Лариса Юрьевна, учитель начальных классов Горелко Н.Г., учитель математики Идерева Л.И..

- представители родительской общественности (Епифанцева Н.А. Неревенько Н.В,Мальгавко О.А

- представители учащихся (Мендыбаев Думан, Стародубова Люда, Кузьменко Таня)

Управляющий Совет на своем заседании избрал председателя Неревенько Николая Васильевича, В течение учебного года в школе действовал, созданный приказом директора из всех членов педагогического коллектива педагогический совет. Заседания педагогического совета проходили 1 раз в четверть в соответствии с общешкольным планом работы.

Профсоюзная организация школы насчитывала 40 человек. Профком состоял из 3 человек: Зориной В.Г.Горелко В.А.Дьяковой А.Л, Председатель профсоюзного комитета Зорина В.Г.

Особенности образовательного процесса.

В соответствии с Уставом для решения своих основных задач школа реализует общеобразовательные программы начального общего (4 года), основного общего (5 лет) и среднего(2года) дополнительного образования (от 1 до 2 лет) на основе Государственных общеобразовательных стандартов и примерных учебных программ, курсов, дисциплин.

В 2013-14 учебном году образовательный процесс осуществлялся на основе учебного плана, разработанного школой самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством и согласуемого с Учредителем. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определились Уставом в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Официальный сайт школы существует с 2012 года: http://edugol.ru

Сайт обновляется постоянно

Адрес электронной почты школы – lamenskay@rambler.ru

В соответствии в Уставом и запросом родителей в 2013-2014 учебном году школа предоставляла учащимся следующие дополнительные услуги: бесплатные консультации по предметам с целью подготовки к сдаче экзаменов, объединения дополнительного образования по интересам «Безопасное колесо», «Школьное лесничество»,кадетский класс «Штурм».

В истекшем учебном году в образовательном процессе школы использовались следующие образовательные технологии и методы обучения:

·         педагогика сотрудничества;

·         технологии развивающего обучения;

·         технологии модульного обучения;

·         метапредметный подход в обучении;

·         методы проектной деятельности;

·         индивидуальный подход в обучении и воспитании

·         технология «ИСУД»( индивидуального стиля учебной деятельности)

Основными направлениями воспитательной работы в прошедшем учебном году оставались:

·         патриотическое воспитание;

·         санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни;

·         правовое воспитание;

·         формирование информационной культуры;

·         воспитание гражданской сознательности и ответственности;

·         формирование толерантности;

·         формирование сознательного противодействия экстремизму и употреблению ПАВ.

С целью реализации данных направлений в воспитательной работе использовались следующие виды внеклассной и внеурочной деятельности учащихся:

·         классные часы;

·         индивидуальные и групповые беседы;

·         просмотр видеофильмов антинаркотической направленности;

·         проведение Интернет-уроков;

·         классные и общешкольные родительские собрания;

·         анкетирование родителей и учащихся.

О ходе внедрения ФГОС НОО

     С 1 сентября 2011 года учащиеся первого класса МАОУ «Ламенская СОШ» обучаются по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО) продолжают во 2 и 3 классах. Это значит, что они учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им стало интереснее, а уставать они стали меньше.
     Все это стало возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.
     В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании, который получил научное обоснование и экспериментальную реализацию в школьной практике в соответствии с отечественной психолого-педагогической научной школой Л.С. Выготского и других ученых на протяжении последних 50 лет. Ключевое условие реализации данного подхода в начальном общем образовании – организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной деятельности.
     Центральное место во ФГОС нового поколения отводится Основной образовательной программе (ООП), которая является нормативным документом, фиксирующим:

  • цели и результаты образования в образовательном учреждении, согласованные всеми участниками образовательного процесса;
  • пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к сфере социализации и компетентностного развития учащихся), а также механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов     Основная образовательная программа начального общего образования самостоятельно разрабатывается, принимается и реализуется образовательным учреждением. Условиям реализации основной образовательной программы впервые уделено важное место в стандартах.
         Акцент ФГОС сделан на результатах содержания образования, а не на самом содержании.
        Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проведен  ряд мероприятий по следующим направлениям:
  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

     Мероприятия реализуются в соответствии:

  • с федеральным планом – графиком;
  • с региональными планами-графиками, разработанными на основании федерального плана-графика.

     Школа соответствует всем критериям готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • приобретены комплекты учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования для 1 и 2,3,4  классов по УМК «Начальная школа 21 века»;
  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • осуществляется план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов;
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

     Таким образом, можно констатировать, что при введении ФГОС НОО в массовую практику увеличивается самостоятельность и ответственность образовательного учреждения.    

     С целью создания модернизированной образовательной системы начальной ступени школы, соответствующей новому стандарту:

  • внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые документы МАОУ «Ламенская СОШ»;
  • разработаны и заключены договоры с родителями обучающихся;
  • определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности.

     В связи с введением с 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в первом классе , в 2012 году во 2 классе,в2013 в 3 классе в МАОУ «Ламенская СОШ» была проведена следующая работа:

     1. Нормативные условия введения ФГОС НОО:
     а) разработан план мероприятий  по внедрению ФГОС НОО в МАОУ «Ламенская СОШ»;

     б) формируется банк нормативно-правовых документов от школьного до федерального уровней;
     в) изданы необходимые приказы по школе;

     г) разрабатываются соответствующие локальные акты.

     В 2013/2014 учебном году 1 и 2 ,3,4 классы обучались по  образовательной системе «Начальная школа 21 века», на основе которой разработана основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС, состоящая из следующих разделов:

1.     Пояснительная записка к основной образовательной программе.

  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Учебный план МАОУ «Ламенская СОШ».
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
  5. Программы отдельных учебных предметов.
  6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  7. Система оценки достижений планируемых результатов.
  8. Программа внеурочной деятельности.

     В течение учебного года проводился мониторинг реализации ФГОС НОО на основании разработанного Положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации.

 2. Финансово-экономические условия введения ФГОС НОО
     В МАОУ «Ламенская СОШ» с 2010 года действует Положение об оплате труда работников МАОУ «Ламенская СОШ»» на основе новой системы оплаты труда (НСОТ).

 3. Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО
     Список учебно-методических комплектов приведен в соответствие с ФГОС НОО. Разработаны рабочие программы по учебным предметам с учетом требований ФГОС НОО, а также программы внеурочной деятельности по всем направлениям, отраженным в Стандарте.
     Каждый год в школе проводятся профилактические медицинские осмотры, лекции и беседы по здоровому образу жизни.     В школе функционируют Управляющий Совет школы, родительский комитет, которые принимают активное участие в управлении образовательным учреждением

 4. Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО
     МАОУ «Ламенская СОШ» укомплектовано всеми необходимыми педагогическими кадрами.
     Уровень квалификации педагогических работников начальной школы:

·         наличие  высшей  категории -100%

     Администрация школы обеспечила все условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения:

     1. Члены администрации и учителя начальной школы принимали участие в семинарах регионального и муниципального уровней на базе опорных школ.
     2. На заседаниях при завуче и методическом объединении учителей начальных классов проходила методическая учеба по таким вопросам, как:

  • изучение нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО второго поколения;
  • анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования;
  • система оценки результатов деятельности.

3.Учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС НОО в ТОГИРРО в 2010г

              5. Информационные условия введения ФГОС НОО.
     Фиксируются ход образовательного процесса и результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
     Осуществляется контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете. Организовано виртуальное информационное пространство школы на базе образовательных социальных сетей .    На сайте МАОУ «Ламенская СОШ», информационных стендах представляются материалы по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
     На заседаниях общешкольного родительского собрания, заседаниях Педагогического совета, школьного методического объединения систематически обсуждаются вопросы по реализации ФГОС НОО.

          6. Материально-технические условия реализации ФГОС НОО
  Учебно-воспитательный процесс соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам.
       Педагогический коллектив работает в соответствии с нормами охраны труда.
     Приобретены  учебники и учебно-наглядные пособия , мультимедиапроектор, цифровой телевизор, компьютер учителя подключен к Интернет
 

В МАОУ «Ламенская СОШ» классно-кабинетная система. Кабинет физики оборудован электропитанием низкого напряжения, имеется полный комплект лабораторного оборудования для выполнения практической части программы, имеется компьютер, мультимедиапроектор, приобретены новая мебель, учебно-наглядные пособия.

В компьютерном классе, 10 компьютеров, 10 компьютерных столов, , сканер-принтер-копир, лазерный принтер, мультимедиапроектор, .В каждом учебном кабинете имеется компьютер, цифровые видеокамера и фотоаппарат, передвижные маркерная доска и экран. Все компьютеры школы соединены в локальную сеть, с каждого рабочего места есть доступ в Интернет. На окнах установлены жалюзи. Освещение - люминесцентное. Имеется комплект дисков по географии по всем разделам для учащихся 6-9 классов, некоторое количество дисков по другим предметам (физике, математике, биологии, музыке и др.). 

Для комбинированной мастерской приобретены наборы слесарных инструментов, верстаки, комплекты наглядных пособий, установлены мультимедиапроектор и компьютер.

Для преподавания предметов географии, биологии, химии, иностранного языка имеются наглядные пособия,  разборные модели, комплекты таблиц.

Для занятий физической культурой и спортом в школе имеются городошная и волейбольная площадки, поле для минифутбола, комната, приспособленная для занятий гимнастикой, теннисный стол, перекладина.

Пополнена материальная база по физкультуре - приобретено:

·       лыжи,лыжные палки ,ботинки;

·       сетки для футбольных ворот и баскетбольных щитов;

·       скакалки, мячи, настольные игры.

·       Теннисный стол

·       Различные велотренажёры

С целью охраны жизни и укрепления здоровья детей, обеспечения их физического развития, закаливания организма, профилактики ОРВИ, осуществления коррекции отклонений в развитии ребенка за истекший период были проведены следующие мероприятия:

- разработана программа по оздоровлению учащихся;

- группой врачей Областной больницы №11 р.п Голышманово проводилось медицинское обследование всех учащихся с определением группы здоровья каждого;

- ежедневно перед  первым уроком проводилась физзарядка;

- в 1-11 классах предусмотрено по 3 урока физкультуры в неделю;

- на уроках под руководством учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики, химии, английского языка, информатики проводились физкультминутки, направленные на снижение напряжения зрения, профилактику нарушения осанки;

- приобретены  ученические столы для учащихся

- все  классные доски  в кабинетах  оборудованы софитами;

- 3 раза в год проводились Дни здоровья.

Для организации досуговой деятельности и дополнительного образования учащихся в школе специально оборудованных кабинетов нет. Дети занимаются в классных комнатах.

С целью организации летнего отдыха детей в июне, июле  при школе был организован летний лагерь с дневным пребыванием (40 чел. -июнь ,35 человек -июль по 18 дней каждый сезон).В течение лета реализуется программа организации социально-значимой деятельности «Спешите делать добрые дела», работает спортивно-досуговая площадка «Олимпионик», учащиеся выезжают на районные соревнования «Школа безопасности»на 5 дней 20 чел.

В 2013-2014 учебном году 100 % учащихся были бесперебойно обеспечены горячим питанием в школьной столовой.

Школьная столовая, рассчитанная  на 60 посадочных мест, постоянно находилась в хорошем санитарном состоянии. Оборудование - в исправном состоянии. В столовой новые разделочные металлические столы, приобретены электронные весы, новая электромясорубка, заменена вся мебель.

Ежегодно в сентябре-октябре в школе согласно договору группой врачей из Голышмановской областной больницы №11 проводится углубленный медицинский осмотр всех учащихся.

На основании проведенного медицинского обследования и анализа возможных причин заболеваний у учащихся в 2013-2014 учебном году  в образовательном процессе на первый план были поставлены вопросы нормализации учебной нагрузки по каждому предмету, выбора оптимального режима и расписания занятий, создания благоприятного психологического климата в коллективе, комфортной предметной среды и уюта в школе.

С целью обеспечения безопасности учащихся во время учебно-воспитательного процесса в прошлом учебном году проведены следующие мероприятия:

- выполнен косметический ремонт школы в соответствии с требованиями САНпин;

- установлено люминесцентное освещение, доведено  до нормы;

- соблюдался тепловой режим в школе; режим проветривания

- регулярно на уроках и во внеурочное время проводился инструктаж с учащимися и сотрудниками школы по технике безопасности с обязательной регистрацией в специальных журналах;

- 3 раза в год отрабатывалась эвакуация детей на случай пожара;

- регулярно обслуживалась пожарная сигнализация и прямая связь;

- оборудованы стенды по эвакуации на светоотражающей поверхности,  по правилам пожарной безопасности и дорожного движения;

- на классных часах классные руководители уделяли большое внимание профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, проводили мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду; 

МАОУ «Ламенская СОШ» в течение последних трех лет работает над проблемой «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе».

 Классные родительские собрания часто проходили совместно с учащимися в кабинете информатики с использованием информационных технологий во взаимодействии «ученик-школа-родители».  На таких родительских собраниях был организован просмотр видеофильмов антиалкогольного и антинаркотического содержания, пропагандирующих здоровый образ жизни. Помимо обсуждения текущего положения в классе, на них организуются педагогические чтения. Классный руководитель проводит анкетирование родителей, дает рекомендации по воспитанию детей, поиску выхода из проблемных ситуаций.   

Ескова Н.С- учитель географии и биологии успешно использует следующие инновационные образовательные технологии:

- подготовка и проведение интегрированных уроков по разным предметам, в первую очередь – интеграция естественнонаучных дисциплин с информатикой;

- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроке, в т. ч. и в мини-группах;

- использование в качестве форм контроля над деятельностью учащихся защиту авторских проектов и тестирования, в т. ч. и компьютерного.

Воронина Л.Ю - учитель математики и информатики, Зорина В.Г - учитель русского языка используют компьютер для контроля знаний (тестирование), электронный учебник, уроки «Виртуальной лаборатории» с целью расширения и углубления знаний учащихся, как возможность замены недостающего демонстрационного оборудования для выполнения практической части программы.  В МАОУ «Ламенская СОШ» работают учителя опытные , творческие, увлеченные.

 Результаты деятельности учреждения, качество образования.

                                                               Мониторинг образования обучающихся МАОУ «Ламенская СОШ»

Показатели

Технологии

Сроки

Ответственный

Уровень сформи­рованности обяза­тельных результа­тов обучения.

Посещение уро­ков. Администра­тивные контроль­ные работы, тесты.

В течение года по плану работы школы.

Директор, зам. Директора по УВР 

Качество знаний обучающихся.

Государственные экзамены, олимпи­ады. Сравнитель­ный анализ итогов года по предметам.

Экзаменационная сессия (летняя). В течение года. Конец года.

Зам. директора по УВР.  

Общая успеваемость.

Отчеты учителей по итогам четвер­ти и года.

Конец четверти, года. Июнь-июль.

Зам. директора по УВР

Степень готовно­сти выпускников основной школы к продолжению образования.

Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет. Классно-обобщающий контроль (срезы знаний по предметам)

По плану работы школы.

Зам. директора по УВР.

Степень готовнос­ти выпускников основной к итоговой аттес­тации.

Посещение уроков. Предварительный контроль. Проверка документации.

В течение года. Апрель-май.

Зам. Директора по УВР. 

Степень готовно­сти выпускников начальной школы к обучению на второй ступени обучения.

Посещение уроков, контрольные работы.

Январь-май.

Директор, зам. директора по УВР.

Устройство выпускников.

Сравнительный анализ поступления в колледжи, профессиональные училища, высшие учебные заведения.

Август-сентябрь.

Зам. директора по УВР. Классные руководители



В итоге общая успеваемость обучающихся за 2013 -2014 учебный год составила 100%, качество знаний – 45 %

                                                          Выводы

Уровень компетенции и методической подготовленности членов администрации школы достаточны для обеспечения квалифицированного руководства по всем направлениям учебно-воспитательного процесса. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

Рекомендации:

Учителям-предметникам совместно с учителями начальных классов обсудить направления работы по преодолению недочетов в подготовке младших школьников, устранению по мере возможности причин их появления.

Учителям-предметникам на начальном периоде учебного процесса в 5 классе учитывать индивидуальные особенности личности младших школьников, соблюдать преемственность методов и принципов обучения, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как:

-предметные недели;

-тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников.

-исследовательская работа

-предметные кружки

- общешкольная конференция «Земля на ладони»

В программу этих мероприятий входят следующие внеклассные дела: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет и кроссвордов. В течение 2013 – 2014учебного года запланировано 11 предметных недель, проведено 11.

Предметные недели были проведены по плану, разработанному в начале учебного года  руководителем ШМО. В них приняли участие практически 100% школьников.

Предметные недели были четко спланированы, план проведения был заранее вывешен на информационный стенд для обучающихся и учителей. Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки и были проведены на высоком уровне.

 При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с обучающимися: олимпиады, творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок, кроссвордов; викторины, выставки, открытые мероприятия

Выводы:

  1. Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности: умение создавать праздничную атмосферу.
  2. Обучающиеся показали хорошие предметные знания, умение применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения вопросов.
  3. Интересные разнообразные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес обучающихся.

4.    В ходе предметных недель выявились творческие дети, и наметилась планомерная работа по созданию условий для их дальнейшего развития.

Рекомендации: Обобщить опыт проведения предметных недель.