"Славным традициям верны", 4класс

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Медведевская средняя общеобразовательная школа

Голышмановского района Тюменской области

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

военно-патриотического направления

в 1-4 классах

Славным традициям верны

 

 

 

 

 

Срок реализации программы: 4 года

Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Автор: Никифоров А.П., преподаватель ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа»

2012 год

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка .

Программа направлена на организацию патриотической деятельности подрастающего поколения в МАОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа». Программа является воплощением идеи военно-патриотического воспитания учащихся 1-4 классов в рамках  общеобразовательного учреждения и носит социально – творческий характер.

                    Цели программы:

1..Пропоганда подвигов героев России.

2. Совместно с ребятами  организация защиты старшего поколения.

3. Защита ветеранов военной службы.

4.Подготовка к службе в рядах вооруженных сил России.

5.Оказание помощи членам объединения в раскрытии ими

способностей в различных областях деятельности объединения.

6.Восстаговление Российских обычаев:

- почитание старших и родителей;

- уважение к женщине;

- опека младших.

7. Пропаганда  физкультуры и спорта, здорового образа жизни.

 

                Задачи   программы:

Воспитание личности, для которого видное место в жизни занимает:

1..Защита интересов России.

 

2.Возрождение патриотизма.

 

3.Возрождение традиций Российской и Красной армий.

 

4.Популяризация военной службы и профессии офицера.

 

5.Подготовка к службе в рядах Российской армии.

 

6.Развитие спорта в школе.

 

7. Прославление своей семьи, школы, посёлка, района, области.

 

8.  Взаимопомощь, поддержка товарищей.

 

 Программа рассчитана  на школьников  1-4 классов  и рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. При этом в 1 классе подразумевается вводный курс, ознакомление с материалом. Однако подразумевается и участие в патриотических акциях как-то: возложение цветов к памятнику, чествование ветеранов войны и труда, экскурсии в воинские части.

Во 2 классе, кроме продолжения ознакомления с учебным материалам подразумевается

строевая и огневая подготовки, игры на местности, в 3 классе, возможны участие в соревнованиях за честь школы, помощь в уборке брошенных могил на Медведевском кладбище.

В 3и 4 классе возможно занятие военно-прикладными видами спорта как-то: стрельба из пневматического оружия, строевая подготовка, сборка- разборка автомата и т.д.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю. В начальной школе они организуются в игровой форме, проводятся также зарисовки, просмотр кинофильмов,  слайдов, демонстрация оружия, экскурсии в музеи и т.д.

 

Ожидаемые результаты программы:

  1. Реализация целей и задач программы;
  2. Вступление детей в специализированный профильный класс добровольной подготовки к военной службе «Вымпел»;
  3. Раскрытие способностей детей в различных учебных дисциплинах и внеурочной деятельности, включая социальное творчество.
  4.  . Дети по желанию и с разрешения родителей, а иногда и вместе с ними  участвуют в  высоконравственных делах с  служителями культа церкви и  благодаря этому  становится возможным   соблюдение нравственных заповедей.
  5.  Спортивная жизнь школы бурно развивается, соревнования проходят ярко и результативно.
  6.  Развивается сотрудничество старших и младших школьников.
  7. Развивается педагогика сотрудничества между учителями и учениками.
  8. В жизнь воплощается идея компетентностного, деятельностного подходов в обучении и воспитании детей.

 На выходе:

Первый уровень (1 класс)

  1. Приобретение социальных знаний:

-при изучении тем 3и 4 через ролевые игры в, в обыгрывании рисунков вырабатывается сопричастность, сопереживание героям изученного, закладываются понятия наши, враги, слава, честь,  Вера, Родина.

-Ученик приобщается к принятым представлениям об вышеназванных понятиях, о ценностях общества, в котором он живёт.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности:

-При изучении темы 5 через массовые мероприятия, сбор материалов, в честь патриотических праздников формируется уважение к старшим, закладывается убеждение об единстве народа, принадлежности к народу, России, эстафете, принятой от предков. Формируется любовь к Отечеству, отчему дому, месту проживания.

3.Получение опыта самостоятельного общественного действия:

- при изучении тем 5 и 3, 4 формируется навык организации дел, самостоятельного представления действия, за физическими действиями следует изменение сознания.

  1. - во время праздников неоценимо общение с ветеранами войны, военнослужащими и т.д. Приобретается опыт работы в команде, взаимовыручка.

 

 На Втором уровне ( 2 класс)

  1. Приобретение социальных знаний:

- При изучении темы 5 4, 3  проводятся ролевые игры, которые предполагают участие в « войне» на разных сторонах. Как правило, малыши не желают воевать за противника, что является хорошим результатом. Приобретается опыт работы в команде, взаимовыручка.

 

2.Познавательная. ребята при изучении тем 1и2 узнают о тех, кто  посвятил свою жизнь Родине и выбрал героическую профессию – защищать Родину. Это приведёт к желанию подражать героям, возможно  появление мысли о профессии военного. При изучении темы 2 об истории оружия, ученики узнают о видах оружия, его изменениях, данных. Зарисовки оружия, возможно, разовьют конструкторские способности детей. Приобретается опыт работы в команде, взаимовыручка.

 

 

 На  3 уровне ( 3 класс)

  1. При изучении тем 2, 4, 5 дети приобщаются  тактической подготовке, поскольку строевая подготовка в условиях боя,  тактические действия: атака, оборона, поиск противника, разминирование, установка мин ит.д. развивают, мышление, стратегические качества, умение принимать решения в критический момент, сто позволяет быть более самостоятельным. Приобретается опыт работы в команде, взаимовыручка.
  2. При изучении тем 1, 2, 5  углубляются знания об истории русского офицерства, его лучших качеств и идеалов. Развивается убеждение, что честь и порядочность являются главными качествами хорошего человека и наоборот. Возможны сравнения с какими-то людьми из окружающей жизни, которые не соответствуют этим качествам

 

 

 

 

 

 ( 4 класс)

1.Приизучении тем 1и5 ученик считает нравственным  - защищать слабых и готовиться к защите своих близких, а значит и Родины

2.Выпускник должен приобрести качества патриота своей семьи, посёлка, школы, Родины. Ему будет чуждо насилие, но развивается гуманистическое убеждение.

  1. Детям  прививается заряженность на успех.

 

 

Программа  Первого года обучения -1 класс. 1 час в неделю. Всего 35 часов.

  Учебно-тематический план.  Курса « Школа юнкеров»

 

Тема.

Количество

часов

 

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие  герои нашей Родины.

1

1

 

2.

Рассказы о Вооружённых силах

4

3

1

3.

Подвиги воинов, отражённые в кино, литературе, скульптуре и т.д.

15

8

7

4.

Создание рисунков, поделок, отражающих рассматриваемый материал

10

 

10

5.

Участие в патриотических

акциях.

5

 

5

 

Всего

35

12

23

 

Тема 1Вводное занятие.  Россия, что это за страна?  Протяжённость границ России. Родина. Гимн, Герб, Флаг, Вечный огонь. Почему это наши символы. Что такое символы.     Беседа .

          Зарисовка  флага, Герба.

 Тема 2.Рассказы о вооружённых силах

Создание армии Петром I, Потешные полки, основные выигранные сражения, награды, оружие. Беседа. Практическая работа: зарисовать или стих сочинить об услышанном, возможно исполнение песни об армии.

Тема3.Подвиги воинов. Рассказы, показ фильмов, слайдов. Рисунки героев, каких-то запоминающихся фрагментов. Собирание солдатиков, игра в героев. Беседа

Тема4. Рисунки героев, каких-то запоминающихся фрагментов. Собирание солдатиков, игра в героев. Игры в войну на местности. Игра на местности.

 

Тема5. Участие в праздниках День победы, 23 февраля. Митинги, Крестный ход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения  «Школа юнкеров» 

2013-2014 учебный год.

 

Тема

Количество

часов

 

 

 

всего

теория

практика

1.

Русские офицеры

1

1

 

2.

Оружие

15

7

8

3.

Строевая подготовка

5

 

5

4.

Военно – спортивные игры

5

 

5

5.

Участие в патриотических акциях

8

 

8

 

Всего:

34

8

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.  1 час. Русские офицеры. Герои разных войн. Рассказ о тех качествах, которые были присущи  русским офицерам.

 

Тема 215 часов. Оружие. Ознакомление с оружием, находящимся на вооружении ВС России.      Мировое огнестрельное и  холодное оружие. Виды вооружения иностранных армий.

Практическая часть:  -Просмотр фильмов.

                                         -Выполнение рисунков, поделок.

                                        - Поиск материала в прессе, книгах и в других источниках.

                                         -Знакомство с пневматическим оружием.

                                        - Знакомство с автоматом.

Тема 3.  Строевая подготовка. 5 часов.

Практическая часть.      Ознакомление с основными элементами строя,

                                            Выполнение строевых приёмов без оружия.

 

Тема 4.    5 часов. Участие в военно-спортивных играх на местности.

                                         - «Зарничка» для учащихся начальных классов в честь Дня

                                              защитника Отечества.

                                         - Военно-спортивная игра «Память-2014».

                                         - Преодоление военизированной полосы препятствий.

Тема 5.    8 часов. - Участие в мероприятиях патриотической направленности, посвященных

                                  Дням воинской славы.

                                 - Участие в мероприятиях, проводимых в честь Дня Победы.

                                 - Участие в Декаде мужества, посвященной Дню защитника Отечества.

                                 -  Посещение районного краеведческого музея.

 

                                             Тематическое планирование

 

 

№ занятия

 

Содержание занятия

 

 

Тема

 

Вид деятельности

1

Русские офицеры. Герои разных войн – гордость России.

Т 1. 1.

 

2

Ознакомление с оружием, находящимся на вооружении в ВС России.

Т 2. 1.

 

3

Мировое огнестрельное и холодное оружие.

Т 2.  2.

 

4

Ознакомление с основными элементами строя. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно».

Т 3. 1.

 

5

Ознакомление с основными элементами строя. Выполнение поворотов на месте «Направо», «Налево», «Кругом»

Т 3.  2.

 

6

Виды вооружений иностранных армий.

Т 2.  3.

 

7

Выполнение рисунков. Огнестрельное оружие, находящееся на вооружении в нашей армии.

Т 2.  4.

 

8

Знакомство с пневматическим оружием. Пневматическая винтовка.

Т 2. 5.

 

9

Знакомство с пневматическим оружием. Пневматический пистолет.

Т 2. 6.

 

10

Просмотр фильма.

Т 2. 7.

 

11

Выполнение поделок. Аппликация.

(Автомата Калашникова).

Т 2. 8.

 

12

Знакомство с пневматическим пистолетом Макарова.

Т 2. 9.

 

13

Преодоление военизированной полосы препятствий.

Т 4. 1.

 

14

День воинской славы. Участие в мероприятии.

Т 5. 1.

 

15

Выполнение рисунков. Огнестрельное оружие, находящееся на вооружении в нашей армии.

Т 2. 10.

 

16

Стрельба из пневматического пистолета из положение сидя за столом  с упора с 5-ти метров.

Т 2.13.

 

17

Преодоление военизированной полосы препятствий.

Т 4. 2.

 

18

День воинской славы. Участие в мероприятии.

Т 5. 2.

 

19

Стрельба из пневматической винтовки из положение лежа с упора с 5-ти метров.

Т 2. 11.

 

20

Участие в мероприятиях в честь Дня защитника Отечества в рамках Декады Мужества.

Т 5. 3.

 

21

Участие в мероприятиях в честь Дня защитника Отечества в рамках Декады Мужества.

Т 5. 4.

 

22

Выполнение строевых приемов. Повороты на месте. Движение походным шагом.

Т 3. 3.

 

23

Экскурсия в рйонный краеведческий музей.

Т 5. 5.

 

24

Участие в игре «Зарничка» для начальных классов.

Т 4. 3.

 

25

Выполнение строевых приемов. Повороты на месте. Движение походным шагом. Перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Т 3. 4.

 

26

Стрельба из пневматической винтовки из положение лежа с упора с 5-ти метров

Т 2 12.

 

27

Выполнение строевых приемов. Повороты на месте. Движение походным шагом Перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Т 3. 5.

 

28

Военно-спортивная игра «Память-2014»

Т 4. 4.

 

29

Участие в акциях патриотической направленности, посвященных Дню Победы.

Т 5. 6.

 

30

Участие в акциях патриотической направленности, посвященных Дню Победы.

Т 5. 7.

 

31

Участие в акциях патриотической направленности, посвященных Дню Победы.

Т 5. 8.

 

32

Стрельба из пневматического пистолета из положение сидя за столом  с упора с 5-ти метров.

Т 2.14.

 

33

 Неполная разборка и сборка автомата.

Т 2. 15.

 

34

Итоговое занятие. Военно-спортивная игра на местности.

Т 4. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 год обучения. «Школа юнкеров»

 

Тема

количество

часов

 

 

 

всего

теория

практика

1.

Русские офицеры

3

3

 

2

Строевая подготовка

5

 

5

3

Оружие

20

10

10

4.

Военная игра

2

 

2

5.

Патриотические акции

5

 

5

 

Всего:

35

13

22

 

 

 Тема 1.Русские офицеры. Рассказ о лучших качествах души этих людей, о том как можно было стать офицером. Просмотр фрагментов фильмов военно-патриотической направленности.  Беседа.

 

Тема 2.Строевая подготовка. Изучение поворотов  на месте. Перестроения в движении. Исполнение строевой песни в движении. Перестроения из одной шеренги в две и обратно.  Смыкание и размыкание. Практическая отработка.

 

Тема 3. Беседа: Оружие. Изучение мирового огнестрельного, холодного оружия. Практика -   Просмотр фильмов. Выполнение рисунков. Поиск и сбор материала в прессе, книгах. Стрельба из пневматического оружия.

 

Тема 4. Военная игра «Зарница» в феврале в честь Дня защитника Отечества. Игра на местности.

Тема 5. Патриотические акции 9 мая, 23 февраля. Митинги.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

3 КЛАСС

 

№ п/п занятия

Содержание занятия

Тема

Вид деятельности

1

Русские офицеры. Лучшие качества души офицеров.

Т.1.1

Беседа

2

Русские офицеры. Как стать офицером.

Т.1.2.

Беседа

3

Русские офицеры. Просмотр фрагментов фильмов о Великой Отечественной  войне.

Т.1.3.

 

4

Повороты на месте. Перестроения в движении.

Т.2.1.

Практическая отработка

5

 

Выполнение рисунков на тему «Боевая техника Российской Армии».

Т.3.1.

 

6

Мировое огнестрельное и холодное оружие.

Т.3.2.

Ознакомление

7

 

Найти материал о вооружении различных родов войск ВС РФ. Сообщение по найденному материалу.

Т.3.3.

Самостоятелная работа

8

Повороты на месте. Перестроения в движении.

Т.2.2.

Практическая отработка

9

Перестроения из одной шеренги в две и обратно.

Т.2.3.

Практическая отработка

10

Разучивание строевой песни. Строевые приемы на месте.

Т.2.4.

Практическая отработка

11

Исполнение строевой песни в движении.

Т.2.5.

Практическая отработка

12

Автомат Калашникова, его боевые характеристики.

Т.3.4.

 

13

Автомат Калашникова. Назначение и устройство механизмов и частей. Неполная разборка и сборка.

Т.3.5.

 

14

Автомат Калашникова. Неполная разборка и сборка.

Т.3.6.

Практическая отработка

15

Автомат Калашникова. Неполная разборка и сборка.

Т.3.7.

Практическая отработка

16

Пневматическое оружие, его образцы.

Т.3.8.

 

17

Пистолет Макарова, его боевые характеристики.

Т.3.9.

 

18

Пистолет Макарова. Назначение и устройство механизмов.

Т.3.10.

 

19

Стрельба из пневматического пистолета Макарова из положения стоя.

Т.3.11.

Практическая отработка

20

Стрельба из пневматического пистолета Макарова из положения стоя.

Т.3.12.

Практическая отработка

21-22

Военная игра на местности «Зарница» в честь Дня защитника Отечества.

Т.4.1-2.

 

23-24

Участие в общешкольных патриотических мероприятиях в честь Дня защитника Отечества.

Т.5.1-2.

 

25

Пневматическая винтовка. Устройство и принцип действия частей и механизмов.

Т.3.13.

 

26-27

Стрельба из п/винтовки из положения лежа с упора.

Т.3.14-15.

Практическая отработка

28

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя с упора.

Т.3.16.

Практическая отработка

29-30

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.

Т.3.17-18.

Практическая отработка

31

Выполнение рисунка: «Воин-стрелок».

Т.3.19.

 

32

Обобщающее занятие по теме: «Оружие»

Т.3.20.

 

33-35

Участие в патриотических акциях, посвященных 70 – летию  Победы советского народа над фашисткой Германией.

Т.5.3-5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 год обучения. «Школа прапорщиков»

 

п/п

 

 

Тема

Количество

часов

 

Всего

 

Теория

 

Практика

1

Русские офицеры.

1

1

 

2.

Стрельбы из пневматики и оказание первой медицинской помощи, сборка-разборка АК-47.

19

2

17

3

Строевая подготовка

5

 

5

4.

Производство в прапорщики – экзамен.

4

 

4

5.

Участие в  патриотических акциях.

5

1

4

 

Всего:

34

3

31

 

 

 

 

 

 

Тема 1.  Беседа о русских офицерах эпохи Великой Отечественной войны.

Тема 2. Инструктаж по технике безопасности. Приемы прицеливания из различных положений. Стрельба из пневматического оружия. Соревнования по стрельбе.  Беседа по устройству пневматического оружия и АК-47. Объяснения правил наложения повязок и обеззараживания ран. Практическая тренировка сборки-разборки АК. Оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений.

Тема 3. Строевая подготовка. Изучение поворотов  на месте. Исполнение строевой песни. Движение строевым шагом. Командование отделением. Практическая отработка.

Тема 4. Проведение практического экзамена.

- знание истории нашей армии;

-знание устройства АК и умение его правильно собрать и разобрать;

- умение делать перевязки и обрабатывать раны;

-умение командовать отделением и выполнять строевые приёмы;

- знание истории оружия.

Тема 5.  Патриотические акции в честь 9мая, 23 февраля. Митинги.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

2015 – 2016 учебный год

 

 

 

№ п/п

занятия

 

Дата

 

Содержание занятия

 

Тема

 

Примечание

1.

 

Русские офицеры эпохи Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.г.

Т1.1.

Беседа.

2.

 

Инструктаж по ТБ при стрельбе из пневматического оружия. Приемы прицеливания из положения сидя за столом с упора.

Т.2.1.

Практическая отработка.

3.

 

Строевая подготовка. Повороты на месте.

Т.3.1.

Практическая отработка.

4.

 

Приемы прицеливания из положения лежа с упора.

Т.2.2.

Практическая отработка.

5.

 

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя с упора.

Т.2.3.

Практическая отработка.

6.

 

Движение строевым шагом.

Т.3.2.

Практическая отработка.

7.

 

Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений.

Т.2.4.

Теория.

8.

 

Пневматическое оружие, устройство и принцип действия.

Т.2.5.

Теория.

9.

 

Автомат Калашникова, устройство и принцип действия.

Т.2.6.

Практическая отработка.

10.

 

Разборка и сборка автомата. Порядок неполной сборки и разборки автомата.

Т.2.7.

Практическая отработка.

11.

 

Разборка и сборка автомата.

Т.2.8.

Практическая отработка.

12.

 

Разборка и сборка автомата.

Т.2.9.

Практическая отработка.

13.

 

Правила наложения стерильных повязок при кровотечениях.

Т.2.10.

Практическая отработка.

14.

 

Исполнение строевой песни в движении.

Т.3.3.

Практическая отработка.

15.

 

Исполнение строевой песни в движении.

Т.3.4.

Практическая отработка.

16.

 

Правила обеззараживания ран.

Т.2.11.

Практическая отработка.

17.

 

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя с упора.

Т.2.12.

Практическая отработка.

18.

 

Подача и выполнение команд. Движение строевым шагом.

Т.3.5.

Практическая отработка.

19.

 

Участие в мероприятиях в честь Дня защитника Отечества.

Т.5.1.

Практическая отработка.

20.

 

Участие в мероприятиях в честь Дня защитника Отечества.

Т.5.2.

Практическая отработка.

21.

 

Стрельба из пневматического пистолета из положения стоя без упора.

Т.2.13.

Практическая отработка.

22.

 

Стрельба из пневматического пистолета из положения стоя без упора.

Т.2 14.

Практическая отработка.

23.

 

Разборка и сборка автомата.

Т.2.15.

Практическая отработка.

24.

 

Наложение стерильных повязок при кровотечениях.

Т.2.16.

Практическая отработка.

25.

 

Соревнование по стрельбе из пневматического пистолета из положения стоя.

Т.2.17.

Практическая отработка.

26.

 

Наложение повязок и обработка ран.

Т.2.18.

Практическая отработка.

27.

 

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки из положения сидя за столом.

Т.2.19.

Практическая отработка.

28.

 

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Т.5.3.

Практическая отработка.

29.

 

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Т.5.4.

Практическая отработка.

30.

 

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Т.5.5.

Практическая отработка.

31.

 

Знание истории нашей армии.

Т.4.1.

Экзамен. Теория.

32.

 

Знание истории оружия. Устройство АК. Разборка и сборка автомата.

Т.4.2.

Экзамен. Практическая отработка.

33.

 

Наложение повязок и обработка ран.

Т.4.3.

Экзамен. Практическая отработка.

34.

 

Строевые приемы. Умение командовать отделением.

Т.4.4.

Экзамен. Практическая отработка.

 

Используемая литература.

1.Выршиков А.Н., Кусманцев Н.Б. Уроки служения Отечеству в пространстве  патриотически ориентированного образования. М. 2005. 

 3.Лутовинов В.И. Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века;

Концепция, программа, практика патриотического воспитания молодых граждан России. М.2004 год

4.Фурман В.И. Детское военно-патриотическое объединение « Потешный полк»

Как форма организации военно-патриотического воспитания школьников

в рамках учебного общеобразовательного учреждения» Федеральное агентство образования  М..2006 год.