Образовательная область "Коммуникация"

 

Конспект образовательной области «Коммуникация»

с квалифицированной коррекцией недостатков речи

в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»

 

 Программное содержание:

Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику пальцев; коммуникативные навыки, активизировать диалогическую речь; развивать внимание, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально-волевую сферу детей, логическое мышление и воображение.

Коррекционно-обучающие: закрепить навыки произносительной речи; совершенствовать навык чтения; продолжать формировать навыки звукобуквенного, слогового анализа и анализа и синтеза предложения; добиваться понимания грамматических правил; закреплять знание русских народных сказок;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.

 Ход непосредственно-образовательной деятельности

I. Организационный момент

Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие.  Давайте с ними поздороваемся”.

 (дети здороваются с гостями).

Ребята, встаньте в круг. Посмотрите, что это? (клубочек).

Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).

Да, клубочек волшебный.

Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).

Вот клубок вернулся ко мне. Мы стали одной большой дружной командой. Давайте-ка мы с вами отправимся в путешествие по реке.

(Звучит шум прибоя. Появляется рыбка).

Логопед: Здравствуйте, уважаемая! Как вы к нам попали? Ах, вы заблудились! Уплыла рыбка от мамы далеко и не может найти дорогу домой! Но по пути она запомнила все, что видела. Рыбка очень сильно хочет вернуться домой в сказку. Вы хотите помочь рыбке? Тогда в путь!

– в лодку сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука. (Антон)

– У кого имя начинается с мягкого согласного звука. (Рената, Лиза, Дима).

-У кого имя начинается с твердого согласного звука. (Маша, Даша, Карина).

Но, перед путешествием давайте сделаем массаж лица» (под счет).

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж. 

Ручки растираем

Дети потирают ладони.

И разогреваем,

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Как утята к утке, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед.

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы.

Уголками губ мы щечки подниманием

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.

А потом от носа мы к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Задание 1. «Бой скороговорок» (проговаривание скороговорок)

Логопед: первая остановка – цветочная поляна. Но цветы на ней нет простые, а со скороговорками. Чтобы её пройти, нам нужно проговорить их.

Сразу бой скороговорок разрешите мне начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

  1. Блины белка испекла и бельчаток позвала.

Хороши блины у белки – опустели вмиг тарелки.

  1. С утра в реке у рыб урок.

Директор рак сердит и строг.

  1. Танцевала оса на листочке боса.

Застудила лапки. Дайте осе тапки.

  1. Черный ворон сел во двор,

Громко крикнул, что не вор.

5.  Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Логопед: С первым заданием мы успешно справились. Ну что, идем дальше? Рыбка вспомнила, что ей нужно вернуться обратно к речке.

Задание 2. «Словарекрушение» (работа с фразовым конструктором)

Логопед:   Посмотрите, здесь же настоящее словарекрушение.         

Плавал по морю Словарь без разрешения,

Потерпел Словарик словарекрушение!

Плещутся слова везде, словно стая рыб в воде.

Ты – веселый рыбачок, их поймаешь на крючок.

Логопед: Ребята, кто желает порыбачить?

На полу расположена речка, в которой плавают рыбки-слова.

Логопед выбирает 5 детей, которые будут рыбаками. Дети ловят рыбу магнитными удочками.

Логопед: Ребята, а зачем нам нужны слова? (Мы можем из них составить предложение). Правильно. Давайте расположим слова так, чтобы получилось красивое предложение.

Дети выкладывают из слов-рыбок предложение  и проговаривают его.  Словами в предложении будете вы.

Предложение: Старик ловил неводом рыбу. Рыбу ловил неводом старик. Ловил старик неводом рыбу.

Нам  нужно перебраться на тот берег. Давайте узнаем, кто нам в этом поможет. (Каждому раздаётся листочек, на котором надо заштриховать клетки с кружочками. Дети штрихуют, должна получиться уточка)

Задание 3. «Веселая зарядка для пальчиков» (пальчиковая гимнастика под музыку).

Логопед:  Теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Тема "Подводное царство"

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Задание 4. «Какие буквы стерли волны» (дописывание элементов букв и чтение слова).

Логопед: ребята, посмотрите, на берегу есть буквы. Наконец-то мы узнаем, из какой сказки наша рыбка. Для этого нам нужно просто прочитать её название. (Разворачивают плакат, а там стерты элементы букв). Здесь же ничего не понятно!  Это волны стерли часть букв. Давайте мы допишем элементы букв, которые они стерла!

Дети маркерами дописывают элементы букв, читают слово и узнают

из какой сказки пришла рыбка.

Задание 5.

Логопед: Ребята, мы с вами теперь знаем из какой сказки наша рыбка.

Посмотрите, пожалуйста, волны принесли нам какие-то конверты. Вам хотелось бы узнать, что это за картинки? Давайте вы сейчас их соберете и посмотрим, что же получится. 

Итак, ребята, что же у вас получилось? (картина). 

А что же на них изображено? (иллюстрация к сказке) 

Как вы думаете, а к какой сказке относится ваша иллюстрация? (к сказке о рыбаке и рыбке). 

Какие ещё сказки вы знаете? (Презентация по сказкам Пушкина А.С.)

А кто написал эту сказку? (А.С.Пушкин).    Молодцы.

Звучит прибой. Рыбка прощается и уплывает. Логопед прощается с детьми и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  образовательной области «Коммуникация»  (Обучение грамоте) в подготовительной к школе группе 

                        Тема: «Глухой согласный звук [Ц], буква Ц

Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять  место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малого формата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Содержание

  1. Орг. момент:

- Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

-Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

 

  1. Анализ звука даёт воспитатель.

-Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь ( мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

-Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

- А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

                             Любовалась цыплятками курица:

                                Что не цыплёнок- то умница!

                                 Молодец, удалец,

                                 Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

-Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают.

- Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

    Очень трудно так стоять:

     Ножку на пол не спускать,

   И не падать, не качаться,

   За соседа не держаться.

 

-Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

- в начале слова: цапля, цветок, цель.

- в середине: пуговица, курица, кольцо.

- в конце: заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)

6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

             Вот такая буква Ц:

             С коготочками на конце.

            Коготок-царапка,

            Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. ( Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.

Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

      ПА     РЫ                  ПАРЫ

      ЦА     РИ                   ПАРИ

      ЦЕ     НЫ                   ЦАРИЦА

                                          ЦЕНЫ

                                           РЫЦАРИ

                                          ПАНЫ

10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

                  - С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации "Буква Ц"